- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Шакирова Г.Г.
PDF файл статьиУДК 37.018.1 Шакирова Гульдар Гилимдаровна воспитатель 1 категории МКДОУ «Детский сад № 21», Россия, п. Красногорский e-mail: guldar.shakirova.1981@mail.ru СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ Аннотация: Статья посвящена современным подходам взаимодействия детского сада и семьи. Рассматривается более эффективное применение разных форм взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении. Ключевые слова: дети, родители, семья, семейное воспитание, сотрудничество, педагогическая культура. Shakirova Guldar Gilimdarovna educator of the 1st category MKDOU "Kindergarten number 21", Russia, settlement Krasnogorsk MODERN ASPECTS OF INTERACTION WITH THE FAMILY Abstract: The article is devoted to modern approaches to the interaction of kindergarten and family. A more effective use of different forms of interaction with parents in a preschool institution is considered. Key words: children, parents, family, family education, cooperation, pedagogical culture. Процессы модернизации в системе образования, инновационные программы обуславливают необходимость пересмотра взаимоотношений между детским садом и семьёй, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Кроме того укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи обеспечивает благоприятные условия жизни и воспитания детей. В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте [1]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru 1 Поэтому меняется позиция детского сада в работе с семьёй. В связи с этим детский сад в образовательной программе определяет условия работы с родителями (законными представителями) воспитанников, формы и методы сотрудничества. Теперь педагог – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей (законных представителей) по развитию детей. В настоящее время роль детского сада в формировании педагогической культуры родителей заключается: - в планомерном, активном распространении педагогических знаний среди родителей; - в практической помощи семье в воспитании детей; - в вовлечении родителей в педагогическую деятельность; - в организации пропаганды положительного опыта семейного воспитания; - в формировании ответственного отношения к родительским обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей; - в изучении семей воспитанников. О необходимости создания крепкого союза образовательного учреждения и семьи писали в своих работах В.А.Сухомлинский, Т.А.Макарова, Л.К.Пилипенко, Л.В. Загик изучая условия нравственного воспитания детей в семье, выявили зависимость направленности поведения ребёнка, его отношений со сверстниками от его положения в семье. В трудах П.Ф. Лесгафта семье и семейному воспитанию отводится существенная роль в развитии ребенка. По мнению автора, в раннем детстве, в атмосфере семейных отношений закладываются основы физического и психического здоровья ребенка [2]. Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит в первую очередь от того как взаимодействуют взрослые в этом процессе. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет посмотреть на ребёнка с разных позиций, увидеть в разных ситуациях и, следовательно, лучше понять его запросы, индивидуальные особенности. Взаимопонимание педагогов и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru 2 родителей, их взаимное доверие свидетельствуют о том, что обе стороны нуждаются друг в друге, что они союзники в воспитании и обучении ребёнка. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогу. Полезно использовать рефлексивную модель общения педагога с семьёй, которая предполагает переосмысление установок и стереотипов: 1. Осознать, что только общими усилиями семьи и детского сада можно развить ребёнка. 2. С уважением и пониманием относиться к родителям. 3. Помнить о том, что не допустимо сравнивать ребёнка с другими детьми. 4. Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям. 5. Учитывать пожелания и предложения родителей и высоко ценить их участие в жизни группы. 6. Рассматривать развитие ребёнка как искусство диалога с конкретным ребёнком и его родителями. 7. С уважением относиться к продуктам детской деятельности. 8. Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать вопросы о воспитании и развития ребёнка. 9. Проявлять понимание, деликатность, терпимость к мнению родителей. В ходе работы выяснилось, что стандартные формы взаимодействия: родительские комитеты, собрания не всегда результативны. Чтобы исправить эту ситуацию необходимо внимательно следить за тем, чтобы тема мероприятия совпадала с содержанием. В содержание включаются мастер- классы, презентации, просмотры видеороликов, творческие отчёты педагогов по реализации образовательных областей, презентации лучшего опыта воспитания детей в семье, дискуссии и др. Кроме того, можно использовать различные формы семейного досуга: «Мама, папа, я - счастливая семья», «Наш спортивный выходной», конкурсы и др. Наглядные формы перемещаются в группы, созданные в различных мессенджерах. Там же можно проводить Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru 3 обсуждения различных ситуаций, узнать мнение родителей, по какому либо вопросу, сделать объявление, информировать родителей о событиях группы. Конечно же, перед планированием мероприятий с родителями необходимо выявить круг проблем, на которых следует сосредоточиться, например, провести анкетирование. Проанализировать анкету, учесть мнение родителей и на этой основе выстраивать работу. Построенное таким образом, взаимодействие родителей и педагогов будет носить специфический характер, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса, а дети находятся в психологически комфортной среде. Список литературы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Лесгафг П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. 362 с. 3. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй. Волгоград: Учитель, 2015. 204с. 4. Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьёй. М.: «Аркти», 2005. 221с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru 4