- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТОВ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Тапхарова И.К.
PDF файл статьиУДК 4414 Тапхарова Ирина Константиновна студентка 3 курса магистратуры, Юридический институт Иркутский государственный университет, Россия, г.Иркутск e-mail: rek_9@mail.ru Научный руководитель: Колосов Н.В., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и финансового права, Юридический институт Иркутский государственный университет, Россия, г.Иркутск О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТОВ Аннотация: в данной работе автор рассматривает сущность принципа сбалансированности бюджетов, взгляды ученых. Отмечается значимость указанного принципа при формировании бюджетов. Ключевые слова: бюджет, профицит, дефицит, сбалансированность. Tapkharova Irina Konstantinovna 3rd year master student, Institute of law Irkutsk State University, Russia, Irkutsk Scientific adviser: Kolosov N.V., candidate of legal sciences, associate professor, head of the department of administrative and financial law, Institute of law Irkutsk State University, Russia, Irkutsk ON SOME QUESTIONS OF BUDGET BALANCE Abstract: In this work, the author examines the essence of the principle of balancing budgets, the views of scientists. The importance of this principle in the formation of budgets is noted. Key words: budget, surplus, deficit, balance. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru В общей системе управления бюджетным процессом на каждом уровне власти используется такое базовое понятие как сбалансированность бюджета. Одной из главных целей деятельности органов государственной власти, так и органов местного самоуправления является формирование сбалансированного бюджета. Чтобы изучить сущность данного понятия нужно исследовать правовые основы сбалансированности бюджетов. В частности, статьей 33 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что «сбалансированность бюджета является одним из основных принципов бюджетной системы государства, где объем расходов бюджета не должен превышать объем доходов бюджета» [1, ст.3823]. Кроме того, вопросы сбалансированности бюджета широко рассматриваются в научной литературе. Так, Э.Б. Алиева отмечает ключевое значение указанного принципа и указывает, «что в случае, если не придерживаться указанного принципа, система управления бюджетным процессом будет формальна» [2, с.1138]. Основой для устойчивой работы органов государственной власти и органов местного самоуправления служит надлежащий уровень бюджетной сбалансированности. Кроме того, преобладающее значение данный принцип имеет при совершенствовании бюджетной системы, а также для поддержания стабильности государственной экономики на макроэкономическом уровне. Рассматриваемый принцип имеет свою сложившуюся историю взглядов. Так, до конца 20 века превалировало мнение, что бюджет в его лучшем виде должен всегда быть сбалансированным. Позже стали преобладать научные взгляды Дж.Кейна, которые заключались в том, что «существование незначительного дефицита бюджета может оказать плодотворный эффект на развитие внутригосударственной экономики» [3, с.389]. Тем не менее, с позиции юриспруденции существование дефицита бюджета хоть и небольшого, представляется отрицательной составляющей. Кроме того, может выступать причиной нарушения основ функционирования бюджетной системы государства. Изучая причины, которые привели к формированию дефицита или Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru 2 профицита бюджета можно сделать вывод, что сбалансированность бюджета является подконтрольной категорией со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, то есть всегда есть возможность при помощи тех или иных инструментов сформировать надлежащий уровень сбалансированности. Сущность понятия бюджетной сбалансированности следует рассматривать с двух точек зрения: с юридической и экономической, поскольку само понятие принципа носит смежный межотраслевой характер. Кроме того, большинство правоведов указывают, что по своей сути само понятие имеет экономическую природу, а его последствия уже имеют юридический характер. Формирование сбалансированности бюджета – это цель, к которой нужно стремиться, но не во всех случаях она достигается. Однако, вследствие отсутствия сбалансированного бюджета может формироваться его дефицит. Для покрытия образовавшегося бюджетного дефицита должны быть установлены источники финансирования. Указанные источники нашли свое отражение в статье 23 Бюджетного кодекса РФ. Однако важно отметить, что перечисленные источники финансирования дефицита бюджета являются поступлениями в бюджет, но в свою очередь они не являются частью его доходов, следовательно, и отражаются отдельной строкой. В рамках сложившейся бюджетной системы на законодательном уровне в статьях 94-96 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены следующие источники финансирования дефицита бюджета: первое - это те источники финансирования, которые подходят для любого уровня бюджетной системы государства; второе – это вспомогательные источники финансирования дефицита бюджета, учитывающие особенности бюджета каждого уровня. Таким образом, на законодательном уровне отражено множество источников финансирования бюджетного дефицита и возможностей, благодаря которым может быть осуществлено покрытие образовавшегося дефицита бюджета. Указанные обстоятельства подчеркивают значимость на всех уровнях бюджетной системы обеспечения сбалансированности бюджета. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru 3 Кроме дефицита бюджета при отсутствии баланса бюджета, существует профицит бюджета, когда объем доходных поступлений превышает объем расходных обязательств. Профицит бюджета на практике случается существенно реже, чем дефицит бюджета. Так, сложились основные способы преодоления бюджетного профицита: 1) преимущественным способом борьбы с профицитом бюджета является распределение дополнительных доходов на стадии обсуждения проекта бюджета; 2) перераспределение доходной части бюджета по бюджетам других уровней для того, чтобы обеспечить сбалансированность бюджетов; 3) уменьшение доходной части, например, в случае сокращения доходов от продажи имущества. Учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод, что сбалансированность бюджета является важнейшим базовым принципом для формирования бюджетной государственной системы. С точки зрения экономики построение бюджета допускается с некоторой степенью профицита или дефицита бюджета, однако с юридической точки зрения можно четко проследить позицию законодателя о том, что бюджеты каждого уровня бюджетной системы государства должны носить сбалансированный характер. Однако, не исключается вероятность формирования профицита или дефицита бюджета. В случае нарушения баланса бюджета существуют перечень правовых способов для разрешения ситуации, использование которых приведет бюджеты бюджетной системы государства к сбалансированности. Список литературы: 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823. 2. Алиева Э.Б. Правовое регулирование исполнения бюджетов РФ // Научный альманах. 2015. № 9 (11). С. 1138 - 1141. 3. Бобкова Л.Л. Проблемы «парных» правовых категорий в бюджетном праве // Правовое регулирование: проблемы эффективности, легитимности, 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru справедливости: Сборник научных статей / Ответственный редактор В.В. Денисенко. Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2016. С. 389 - 396. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru 5