- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОДООТВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Тилингер Н.А.
PDF файл статьиУДК 34:621.1+628.2 Тилингер Нина Александровна, студентка 3 курса магистратуры, юридический факультет, Сибирский институт управления РАНХиГС, Россия, г. Новосибирск e-mail: ntilinger@mail.ru ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОДООТВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В статье исследуется вопросы правового регулирования водоотведения в Российской Федерации. Проанализированы законодательные нововведений в данной сфере. Ключевые слова: водоотведение, централизованная система водоотведения, водопроводно-коммунальное хозяйство. Tilinger Nina Alexandrovna, 3rd year master student, Faculty of Law, Siberian Institute of Management RANEPA, Russia, Novosibirsk LEGAL REGULATION OF WATER DISCHARGE IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: The article examines the issues of legal regulation of water disposal in the Russian Federation. Legislative innovations in this area are analyzed. Keywords: Water disposal, centralized water disposal system, water supply and utilities. Актуальность разработки проблем правового регулирования отношений водоснабжения и водоотведения в современный период определяется рядом факторов социально-экономического, нормативного и теоретического порядка. В период реформирования жилищно-коммунального хозяйства особую актуальность приобретают вопросы правового регулирования этой сферы, поскольку только с помощью эффективного регулирования соответствующих отношений в ней возможны качественные изменения. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru Основополагающее значение для регулирования исследуемых отношений имеют установления Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» [2]. Данный закон определяет предмет правового регулирования - отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения (глава 1), полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов России и органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения (глава 2), порядок осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (глава 3), обеспечение качества питьевой воды, горячей воды (глава 4) и охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения (глава 5), устанавливает критерии тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (глава 6), закрепляет показатели организации планирования и развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (глава 7), закрепляет особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, расторжения договоров аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и ответственность сторон (глава 7.1). Так, согласно ст. 1 данного закона забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в него регулируются водным законодательством, в частности Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ [1]. Существуют также специальные федеральные законы, принятые во исполнение общих норм, установленных в указанных выше актах. Помимо указанных нормативно-правовых актов, к отношениям по водоснабжению и водоотведению применяются нормы указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 2 Важно отметить, что 3 июня 2020 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 [4], которым утверждена новая редакция Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и внесены существенные изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения [3]. Ранее действовавшие Правила (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525) с принятием нового документа утратили силу. Среди основных изменений в регулировании процедур контроля за качеством сточных вод абонентов можно выделить следующие: - вводится новый метод контроля - визуальный контроль, под которым понимается обследование объектов абонента в целях проверки соблюдения требования о запрете сброса в централизованной системе водоотведения (ЦСВ) веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод в случае, когда такая проверка возможна без отбора проб сточных вод и последующего анализа отобранных проб; - регламентируется возможность и особенности использования автоматического оборудования для отбора проб сточных вод и (или) анализа отобранных проб сточных вод; - изменяется общая норма периодичности планового контроля: не чаще 1 раза в календарный месяц (ранее - 1 раз в квартал); - более детально прописан порядок определения результатов контроля состава и свойств сточных вод при параллельном отборе проб, уточнены условия отбора и исследования резервной пробы; - основания проведения внепланового контроля делятся на две категории: те, при наступлении которых проведение внепланового контроля является обязательным (например, авария), и те, которые могут служить причиной проведения внепланового контроля, но такой контроль не является обязательным (обнаружение превышений допустимых показателей Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 3 загрязняющих веществ в сточных водах, необеспечение абонентом допуска контролирующих лиц к контрольным колодцам); - предусматриваются особенности контроля сточных вод в случае, если водоотведение осуществляется с участием транзитной организации, а также, если сточные воды сбрасываются с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к ЦСВ, то есть, из емкости (резервуара, цистерны). Внесение изменений в указанные Правила направлено на обеспечение реализации новой редакции Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении, действующей с 1 января 2019 г., и приведение Правил в соответствие с изменившимся законом. В Правила включена новая глава XIII, регламентирующая порядок установления нормативов состава сточных вод, которые согласно актуальной редакции Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» призваны заменить до сих пор применявшиеся нормативы. Нормативы состава сточных вод: - устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей ЦСВ установлены нормативы допустимых сбросов, а также технологические нормативы; - рассчитываются организацией водопроводно-коммунального хозяйства (организацией ВКХ), утверждаются органами местного самоуправления (органами исполнительной власти субъектов РФ – в городах федерального значения); - рассчитываются по формуле, исходя из установленных для организации ВКХ нормативов допустимых сбросов и показателя эффективности удаления загрязняющего вещества очистными сооружениями организации ВКХ (в Правилах установлен порядок определения данного показателя); - в отношении технологически нормируемых веществ (взвешенные вещества, БПК5, ХПК, аммоний-ион, фосфор фосфатов) установлены в приложении № 7 к Правилам, в зависимости от типа ЦСВ (бытовая, ливневая). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 4 В новой главе XV определен порядок исчисления платы за сброс сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы. Для расчета платы используются ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением ряда специфических коэффициентов. Кроме того, регламентируется порядок компенсации абонентами расходов организации ВКХ на возмещение вреда водному объекту в случае невыявления абонентов, виновных за причиненный вред. Согласно Федеральному закону «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, допустившие превышение нормативов состава сточных вод по одному и тому же загрязняющему веществу два раза и более в течение 12 месяцев либо однократное превышение в три раза и более, обязаны разработать план снижения сбросов. В Правила холодного водоснабжения и водоотведения включена новая глава XIV, посвященная требованиям к содержанию такого плана, порядку и срокам его согласования с организацией ВКХ и уполномоченным органом. Предусмотрено, что по окончании каждого этапа плана снижения сбросов организация ВКХ проводит проверку реализации его мероприятий. Также Правила устанавливают порядок и условия уменьшения платы за сброс сверх нормативов по составу сточных вод на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию плана снижения сбросов. Среди других нововведений можно выделить: - уточнение порядка заключения договора по транспортировке воды/сточных вод между организацией ВКХ и транзитной организацией и установление особенностей расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ для транзитных организаций; - пересмотр условий запрета на сброс в ЦСВ отдельных веществ (моно-, полициклических и т.д.): теперь отдельные вещества из данных групп приведены в новой таблице с установлением конкретных допустимых показателей их наличия в сточных водах абонентов; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 5 - исключение главы IX о порядке представления организацией ВКХ в территориальные органы Росприроднадзора и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ информации об изменении состава и свойств сточных вод абонентов. Подводя итоги можно отметить, что ведение новых положений в Правила холодного водоснабжения и водоотведения дает старт фактическому применению обновленной редакции Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», которая вступила в силу еще 1 января 2019 г., но в отсутствие необходимых подзаконных актов во многом оставалась неработающей. После установления нормативов состава сточных вод реформу правового регулирования в сфере водоотведения, задуманную еще в 2017 г., наконец, можно будет оценить на практике. Новые правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод стали более подробными, в них разрешены некоторые спорные вопросы, однако положение абонента в отношениях с организациями ВКХ остается уязвимым. Всем компаниям, осуществляющим сброс сточных вод через ЦСВ, следует учитывать изменения при взаимодействии с организациями ВКХ и планировании своей деятельности. 1. Водный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ [ред. от 24.04.2020] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 23. Ст. 2381. 2. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ [ред. от 01.04.2020] «О водоснабжении и водоотведении» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 50. Ст. 7358. 3. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 32. Ст. 4306. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru Список литературы 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 7