- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Шакирова Г.Г.
PDF файл статьиУДК 373.21 Шакирова Гульдар Гилимдаровна, воспитатель 1 категории МКДОУ «Детский сад №21», Россия, п. Красногорский e-mail: guldar.shakirova.1981@mail.ru ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация: Статья посвящена современным подходам ознакомления дошкольников со временем. Рассматривается применение разных методов и приемов в работе при развитии познавательного интереса и формирования творческой активности дошкольников. Ключевые слова: дети дошкольного возраста, познавательное развитие, игровая деятельность, временные эталоны. Shakirova Guldar Gilimdarovna, educator of the 1st category MKDOU "Kindergarten No. 21", Russia, Krasnogorsk FORMATION OF TIME REPRESENTATIONS IN SENIOR PRESCHOOLERS Abstract: The article is devoted to modern approaches to familiarizing preschoolers with time. The application of different methods and techniques in work in the development of cognitive interest and the formation of creative activity of preschoolers is considered. Key words: preschool children, cognitive development, game activity, time standards. Освоение детьми дошкольного возраста временных понятий, является очень значимым звеном познавательного развития, в силу их особой значимости в приобщении ребенка к активной, целенаправленной, результативной деятельности. В этой связи хотелось бы рассказать о современном подходе к ознакомлению дошкольников со временем. Многие педагоги занимались изучением формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста. Р.Чуднова рекомендует при обучении ориентировки во времени широко использовать картинки и художественное слово: пословицы, рассказы, стихотворения, загадки. Разработала наглядные модели «Части суток», «Дни недели», «Времена года» — символы года и сезонов. [6]. Т. Д. Рихтерман также выявляет основные специфические стороны восприятия времени детьми, уточняет задачи, предлагает разнообразные приемы работы. Автор предлагает знакомство с частями суток на наглядной основе — используя картинки, отражающие деятельность детей в различные части суток и каждое время суток обозначать различным цветом. Старших дошкольников предлагает знакомить с календарем как системой мер времени [4]. Анализ научной литературы позволил нам выбрать наиболее эффективные методы и приемы при ознакомлении дошкольников со временем. Используемые мной методы и приёмы, дидактические средства подчинены основной цели – развитию познавательных способностей. Все компоненты детской деятельности имеют развивающую направленность. Проекты, реализуемые детьми («Времена года», «Как можно увидеть время»), развивают у детей умение самостоятельно ставить цель (или принять предложенную взрослым), включиться в познавательную деятельность, контролировать ход поиска решения сверять и оценивать результаты. В работе с детьми, также делается акцент на формирования творческой активности детей: поиск оригинального решения, самостоятельного составления загадок (об отрезках времени: час, день, неделя…), самостоятельное решение логических задач («От маленького к большому», «Продолжи ленту времени»), высказывание «смелых» предположений, и т.д. Принципиальной особенностью, ознакомления детей со временем является выстраивание изучения временных понятий, относительно собственного опыта ребёнка (день, ночь, утро, вечер, сутки, неделя, дни недели, месяц, год, времена года). Освоения этого содержания предполагает овладение многочисленными практическими и логическими действиями. В силу этого основная задача состоит в овладении средствами (эталонами времени), представлениями их взаимосвязи (образы времени года), и способами познания (сравнение, упорядочивание, измерение и др.) временных отрезков проживаемых ребенком. Особой заботой педагога является обеспечение активной деятельности ребёнка любого возраста: использования экспериментирования, решение творческих задач, проектная деятельность, создания мини – музея, дидактические и подвижные игры. Особо подчеркну роль игры в ознакомлении дошкольников со временем. Игровая деятельность направлена на систематизацию, уточнение представлений и умений, расширения их области применения. Игры включаются в образовательные ситуации, совместную и самостоятельную деятельность детей, так как это наиболее результативное средство обучение дошкольников. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира (последовательность частей суток, дней недели, времён года), расширяет свой опыт познания. Предлагаемые ниже игры помогут обогатить опыт дошкольников в понимании временных отношений: «Говорящие часы», «Что сначала, что потом?», «Загадки и отгадки», «Продолжи ленту времени» и т.д. В повседневных видах детской деятельности педагог активизирует доступные ребёнку связи, закономерности в ходе выполнения режимных процессов. Таким образом, ознакомление детей со временем строится, как увлекательная проблемно-игровая деятельность позволяющая ребёнку занять субъективную позицию обеспечивая рост его самостоятельности и творчества. Список литературы: 1. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени // Дошкольное воспитание. 1989. № 7. № 1. С. 24–29. 2. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1982. 48 с. 3. Коменский Я. А. Великая дидактика. Санкт-Петербург: ред. журн. «Семья и школа», 1875-1877. 312 с. 4. Тарабарина Т.И. Детям о времени. Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.