- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Миронович Д.С., Пашкович К.И.
PDF файл статьиУДК 345.5 Миронович Д.С., студент 3 курса факультет таможенного дела Российская таможенная академия, филиал в Санкт-Петербурге Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: karina.pashkovich2000@mail.ru Пашкович К.И. студент 3 курса факультет таможенного дела Российская таможенная академия, филиал в Санкт-Петербурге Россия, г. Санкт-Петербург Научный руководитель: Пяткова Т.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы Российская таможенная академия, филиал в Санкт-Петербурге Россия, г. Санкт-Петербург ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ Аннотация: В статье представлены предпосылки создания системы маркировки и прослеживаемости товаров на территории ЕАЭС. Рассмотрены цели создания и особенности функционирования государственной информационной системы. Выявлены особенности интеграции национальных систем прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС. Ключевые слова: прослеживаемость товаров, система маркировки, информационные системы, цифровая платформа товаров, идентификационные знаки. Mironovich D.S., 3rd year student Faculty of Customs Russian Customs Academy, branch in St. Petersburg Russia, St. Petersburg Pashkovich K.I 3rd year student Faculty of Customs Russian Customs Academy, branch in St. Petersburg Russia, St. Petersburg 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru Scientific adviser: Pyatkova T.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Commodity Science and Customs Expertise Russian Customs Academy, branch in St. Petersburg Russia, St. Petersburg ISSUES OF CREATION AND FUNCTIONING OF THE MARKING SYSTEM Abstract: The article presents the prerequisites for creating a system of labeling and traceability of goods on the territory of the EAEU. The goals of creation and features of the functioning of the state information system are considered. The features of the integration of national systems of traceability of goods within the EAEU are revealed. Key words: product traceability, labeling system, information systems, digital product platform, identification marks. В настоящее время вопрос системы маркировки и прослеживаемости товаров в России является актуальным. Необходимость в создании системы прослеживаемости товаров связано с тем, чтобы обеспечить получение оперативной и достоверной информации в рамках деятельности организаций. Концепция была утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2018 № 2963-р [1]. Система маркировки и прослеживаемости товаров была разработана в соответствии с Основными направлениями реализации цифровой политики ЕАЭС до 2025 года. Впервые данный вопрос был предложен в ходе IV Евразийского экономического конгресса. Создание данной системы способствует взаимному цифровому обмену и взаимодействию в сфере торговли, а также непосредственно в системе государственных организаций. Потребители смогут получать всю информацию о приобретаемом ими товаром, а государства-члены ЕАЭС добьются снижения уровня фальсификации продукции, а также контролировать уплату обязательных налогов. Система прослеживаемости позволит укрепить взаимодоверие между странами, а также поможет разрешить спорные ситуации. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru Система цифровой маркировки контролирует переход товара на протяжении всей логистической цепи: от производителя, до потребителя. У каждой единицы продукции есть свой уникальный и специфический код, называемый «Data Matrix», чтобы производитель или импортер смог разместить данный код на упаковке. Целью данной работы, которая реализуется в статье, является анализ и оценка перспектив развития системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Государственная информационная система является одним из основных элементов, которая способна обеспечить осуществление прослеживаемости передвижения товаров, а также мониторинга их оборота. Комплекс мероприятий может быть реализован двумя способами: 1. Прослеживаемость, обеспечиваемая с помощью маркировки товаров: физическая прослеживаемость. 2. Документальная прослеживаемость, обеспечивающаяся с благодаря передачи данных через сопроводительные документы: товарных накладных, налоговых и других документов. Прослеживаемость товаров Физическая Документальная прослеживаемость прослеживаемость Сопроводительные Маркировка документы к товару Совокупность сведений о товарах и лицах ФТС Налоговая Минпромт Министерство Банк Иные служба РФ России здравохранения орг РФ России ФОИВ 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru Рисунок 1. Виды прослеживаемости товаров Для реализации перспектив установлены чёткие направления и имеется определенный опыт: применение физической прослеживаемости (табл. 1). Таблица 1 Товары, подлежащие физической прослеживаемости на территории РФ Категории Дата Правовое основание товаров введения обязательной маркировки Алкогольная 1 29.11.1995 Федеральный закон от 22.11.1995 № 171- продукция ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Постановление правительства РФ от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками», от 31.12.2005 № 866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками» 12.08.2016 Соглашение о реализации в 2015-2016 2 Предметы годах пилотного проекта по введению одежды, маркировки товаров КИЗ по товарной принадлежно позиции «Предметы одежды, сти к одежде принадлежности к одежде и прочие и прочие изделия из натурального меха» от изделия из 08.09.2015, Соглашение о маркировке натурального товаров средствами идентификации в меха ЕАЭС от 02.02.2018 [2] 01.03.2019 Распоряжение Правительства РФ от 3 Табачная 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении продукция перечня отдельных товаров, 01.07.2019 4 Обувные подлежащих обязательной маркировке товары средствами идентификации» [3]. 5 Духи и туалетная вода 6 Новые резиновые 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru шины и 01.12.2019 покрышки 7 Фотокамеры и фотовспышк и 8 Бельё 9 Трикотажные блузки и блузоны 1 Лекарственн 01.01.2020 Постановление Правительства РФ от 0 ые препараты 14.12.2018 № 1556 «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения» [4]. Рассчитывается, что система ГИС будет построена на основе использования средств индентификации для обеспечения физической прослеживаемости. Также, можно учитывать тот факт, что система будут интегриована с инструментами документальной прослеживаемости, чтобы не допустить противоречивых данных о движении товаров. Реализация пилотного проекта началась с 12 августа 2016 года на территории стран-участниц ЕАЭС. По итогам реализации ФНС и ФТС России удалось выработать единые подходы к совместному контролю. Результатом интеграции проекта стало увеличение объема оборота изделий, а также был увеличен объем декларирования товаров и как следствие увеличились суммы перечисленных в бюджет платежей. Согласно проекту постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по прослеживаемости отдельных видов товаров, выпущенных на территории Российской Федерации, в соответсвии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления» [5]. Согласно проекту, данная система прослеживаемости товаров начнёт свою деятельность к концу 2020 года. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 5 В соответствии с поручением Правительства сквозная система маркировки товаров должна быть создана в РФ к 2024 году. Контролирующим ведомством является Министерство промышленности и торговли. До введения в оборот товаров, которые подлежат маркировке, на них должны быть обязательно нанесены средства идентификации. За реализацию товаров без маркировки установлена уголовная и административная ответственность. Участники внешнеэкономической деятельности, которые реализуют товары, подлежащие маркировке, должны сообщить оператору ГИС сведения о средствах идентификации, нанесенных на товары, информацию об обороте маркированных товаров и их выбытии из оборота. На сегодняшний день происходят процессы, связанные с регистрацией производителей и розничных магазинов в системе маркировки и прослеживаемости товаров. Одновременно с этим проводятся эксперименты по маркировке обувных товаров кодами Data Matrix, лекарственных препаратов. С 1 июля 2019 года информационная система маркировки меховых изделий перешла в единую систему маркировки и прослеживаемости товаров. Посредством использования инфраструктуры системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с помощью электронного обмена данными между ФТС России и ФНС России будет осуществляться информационное взаимодействие Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов с национальной системой прослеживаемости. В настоящее время имеется перечень сведений, предполагаемых к информационному обмену между данными службами. Согласно изменениям и дополнениям к Соглашению о сотрудничестве ФТС и ФНС России, ФНС России необходимо на постоянной, плановой основе передавать данные об операциях с прослеживаемыми товарами, а ФТС России должна на постоянной, плановой основе сообщать сведения о прослеживаемых товарах из заявлений о выпуске товаров до подачи декларации, а также информацию о товарах, конфискованных, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 6 обращенных в собственность государства иным способом или задержанных таможенными органами в соответствии с нормами Таможенного кодекса ЕАЭС. Таким образом, создание механизма, по которому будет обеспечена прослеживаемость товаров является одним из актуальных направлений в ближайшие несколько лет, данная программа позволит достичь нового уровня администрирования. Следует отметить ряд недостатков от внедрения системы: 1. Невозможность применения упрощённой системы налогообложения, так как под угрозой закрытия окажутся многие торговые точки. 2. Введение маркировки является достаточно затратным в денежном эквиваленте методом: дорогостоящее оборудование, которые не все производители и торговые точки смогут себе позволить. 3. Усложняется документооборот на предприятиях, а также бизнесс- процессы. 4. Торговым точкам необходимо будет интегрировать новые сканеры для считки кода в онлайн-кассы и системы электронного документооборота. В результате внедрения данной системы может произойти повышение цен на продукцию. Тем не менее, остается надеяться, что внедрение сквозного контроля товаров окажется надёжным оружием в борьбе с контрафактом. Список литературы: 1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2018 г. № 2963-р по состоянию на 22.05.2019 «Об утверждении Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 7 3. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р по состоянию на 22.05.2019 «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Постановление Правительства РФ от 14.12.2018 № 1556. «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 5. Проект постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по прослеживаемости отдельных видов товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 8