- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ 2020. БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Миронов А.А.
PDF файл статьиУДК 338.266.2 Миронов Анатолий Анатольевич студент 2 курса магистратуры, Мурманский филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Россия, г. Мурманск e-mail: mironov.anatoliy@gmail.com Научный руководитель: Немыкин Алексей Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Мурманский филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Россия, г. Мурманск ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ 2020. БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА Аннотация: Статья посвящена анализу текущего уровня прожиточного минимума в России, истории размера прожиточного минимума и его связи с минимальным размером оплаты труда (МРОТ). Кроме этого, в статье приведены сведения о планах Министерства труда и социальной защиты изменить расчет минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума с 2021 года Ключевые слова: прожиточный минимум, МРОТ, потребительская корзина, уровень жизни. Mironov Anatoli Anatolievich 2nd master student, Murmansk Branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Murmansk Scientific adviser: Nemykin Alexey Viktorovich, candidate of economic sciences, associate professor of Department of Management, Murmansk Branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Murmansk LIVING WAGE 2020. BALANCE OF INTERESTS OF THE STATE AND SOCIETY Abstract: The article is devoted to the analysis of the current level of the subsistence minimum in Russia, the history of the size of the subsistence minimum and 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru its connection with the minimum wage. In addition, the article provides information on the plans of the Ministry of Labor and Social Protection to change the calculation of the minimum wage and the living wage from 2021. Key words: cost of living, minimum wage, consumer basket, standard of living. В нашей стране при упоминании термина «прожиточный минимум» возникают ассоциации с такими понятиями как потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда (далее – «МРОТ»); а также вспоминается существовавшая до 2020 года проблема «разрыва» величин МРОТ и прожиточного минимума, которые и определяют минимально комфортный уровень жизни каждого жителя нашей страны. С ухудшением экономической ситуации в стране, которая является результатом развивающегося экономического кризиса, все больше россиян оказываются за чертой бедности. Одним из инструментов, которым государство пытается исправить бедственное положение граждан и повысить их доходы, является прожиточный минимум. Уровень жизни — экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни являются: здоровье, питание, доходы и расходы населения, жилище, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, социальное обеспечение и другое. Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателей уровня жизни. В сентябре 2017 года Президент РФ выступил с инициативой с 1 января 2018 года повысить МРОТ до 85% от прожиточного минимума. А позже довести показатель МРОТ к 100 %. [1], что и было реализовано с 01 января 2020 года. Впервые Федеральный закон № 134 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» был принят 24.10.1997 году [2]. Основанием являются размер потребительской корзины и данные федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 2 продукты питания, непродовольственные товары и услуги, и расходов по обязательным платежам и сборам. С 1 января 2013 года в России принят и действует по настоящее время Федеральный закон от 03.12.2012 года № 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" [3]. Рассчитывается несколько показателей прожиточного минимума в зависимости от размеров и предназначения потребительской корзины. Российская потребительская корзина рассчитывается для трех основных демографических групп: детей, трудоспособного населения, пенсионеров. Потребительская корзина – необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. От состава потребительской корзины зависит напрямую и величина прожиточного минимума, который пересматривается каждый год в зависимости от уровня цен (смотри в таблице 1). Таблица 1. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации [2] Величина прожиточного минимума в целом по Период, за Нормативный Российской Федерации (в руб.) акт, который исчислена величина установивший величину на душу для для детей для прожиточного прожиточного пенсионеров населения трудоспособного минимума минимума в целом населения по Российской Федерации 11468 12392 9422 11423 Приказ Минтруда за II квартал 2020 России от 28.08.2020 N года 542н Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 3 за I квартал 2020 10843 11731 8944 10721 Приказ Минтруда года России от 25.06.2020 N 372н Состав корзины может меняться на уровне субъекта Федерации, с учетом природно-климатических условий, особенностей потребления и т.д. (смотри в таблице 2). Согласно установленному законодательству, расчет прожиточного минимума должен производиться ежеквартально в каждом из регионов РФ. Размер прожиточного минимума по Мурманской области в 2020 году с 01 июля 2020 года составил [6]: в расчете на душу населения он составляет 17 909 руб. (в I квартале 2020 г. - 17 162 руб.), для трудоспособного населения - 18 645 руб. (ранее - 17 849 руб.), для пенсионеров - 14 858 руб. (вместо 14 231 руб.), для детей - 17 933 руб. (прежде - 17 254 руб. Область применения прожиточного минимума В социальном законодательстве развитых стран при помощи показателя прожиточного минимума измеряется бедность: население, имеющее доходы ниже его, имеет право на поддержку со стороны государства. Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, определяется законодательством субъектов РФ в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина [7]. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемого на федеральном уровне Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 4 минимального размера оплаты труда (далее «МРОТ»); формирования федерального бюджета; других установленных федеральным законом целей. - для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат (некоторых пособий и доплат социального характера (например, к пенсии — см. ст. 12.1 закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ [8]); субсидий на оплату коммунальных услуг (например, п. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ [9]); алиментов в твердой денежной сумме (например, ст. 117 Семейного кодекса РФ [10], ст. 102 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229- ФЗ [11]) и т. д. Следует отметить, что МРОТ и прожиточный минимум — это неидентичные понятия. МРОТ служит для определения минимального порога оплаты труда (при полной выработке часов). Прожиточный же минимум используется для оценки качества жизни граждан в целом и по отдельным категориям, расчета сумм социальных пособий и иных выплат. В соответствии с частью первой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер МРОТ в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Рассмотрим пример Мурманской области. В связи с тем, что Мурманская область относятся к регионам с суровым климатом, значительная часть которого находится за Северным полярным кругом. Это затрудняет работу местных жителей и ухудшает их жилищно- бытовые условия, особенно в удаленных и небольших населенных пунктах. Поэтому здесь установлены региональные коэффициенты в размере: Для поселка Туманный – 1,7; Для города Мурманск-140 – 1,8; Для остальных территорий области – 1,4; 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru Для работников бюджетных организаций – 1,5. Таким образом, с учетом регионального коэффициента минимальная зарплата в Мурманской области в 2020 году варьируется в диапазоне от 16982 до 21834 руб. — в зависимости от места жительства и работы человека [12]. Кроме этого, ко всем заработным платам Мурманской области применяется дополнительная надбавка в размере 80% — как компенсация за суровые климатические условия. При подготовке данной статьи во многих новостных источниках появилась информация, что «В Госдуме предложили ввести в России минимальную почасовую оплату труда и платить работникам 150 рублей в час». Соответствующий законопроект направили в правительство парламентарии от партии ЛДПР. Авторами законопроекта выступили глава комитета Госдумы по труду и соц. политике Ярослав Нилов, вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев, глава комитета по федеративному устройству Алексей Диденко, депутат Андрей Свинцов и сенатор Сергей Леонов. «При заключении срочного трудового договора на условиях неполного рабочего времени для исчисления оплаты труда работника применяется минимальный почасовой размер оплаты труда. Установить минимальный почасовой размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 150 рублей в час», — говорится в проекте закона. При этом минимальная зарплата подлежит индексации раз в год исходя из роста потребительских цен за предыдущий год. Также уточняется, что применение минимального почасового размера оплаты труда для других целей не допускается. Авторы поясняют, что согласно МРОТ, часовая ставка составляет от 89,85 рубля в мае до 65,92 рубля в июле. Согласно тексту документа, намеренное снижение работодателем оплаты труда до предельно низких ставок, «псевдосокращение» рабочего дня, особенно в условиях эпидемии, позволяет получать необоснованно высокую прибыль, а также избежать расходов на уплату Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 6 НДФЛ и отчислений в соцфонды. При этом основная часть заработной платы «выплачивается в конвертах». Работники соглашаются на такие условия из-за безработицы. Установление минимальной почасовой оплаты труда в России, по мнению авторов законопроекта, поможет увеличить доходы россиян в условиях пандемии, а также довести уровень оплаты труда работающих граждан до уровня индустриально развитых стран. Ранее сообщалось, что самая высокая средняя зарплата в России в период с января по март 2020 года зафиксирована в Чукотском автономном округе — 109,1 тысячи рублей» [13] (без учета индекса цен). Автор настоящей статьи считает, что при рассмотрении предложения о введении минимальной тарифной ставки следует учесть, что ее повышение может привести к необоснованному росту инфляции (за счет роста расходов бизнеса и роста доходов населения); и следует учесть, что факт установления минимальной тарифной ставки на промышленных, например, предприятиях не является следствием выплаты «в конверте», потому что предприятия с большой численностью работников строго исполняют финансовую и трудовую дисциплину. Это подтверждает отсутствие информации из новостных источников об актах нарушений законодательства между работником и работодателем крупного бизнеса. Министерство труда и социального развития предложило рассчитывать прожиточный минимум как часть (44,2%) среднедушевого дохода, а МРОТ установить на уровне 42% медианной зарплаты, пишет «Коммерсантъ». Минтруд предложил новый подход к установлению прожиточного минимума и МРОТ, сообщает «Коммерсантъ». По данным газеты, поправки в профильные федеральные законы были представлены на заседании правительства 23 сентября, и проект уже получил одобрение. Идея Минтруда заключается в том, чтобы с 2021 года отказаться от расчета прожиточного минимума как статистической стоимости корзины потребления и определить его как часть (44,2%) среднедушевого дохода. Для трудоспособного 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru населения прожиточный минимум должен составить 109% от этого показателя, для детей — 97%, для пенсионеров — 86%. При этом МРОТ, который по закону не должен быть меньше прожиточного минимума для трудоспособного населения, предлагается установить на уровне 42% медианной зарплаты по России. Как пишет «Коммерсанть», предполагается, что регионы будут доводить прожиточные минимумы до новой нормы поэтапно до 2025 года. В следующем году, сообщает газета, переход на новый стандарт установления прожиточного минимума обойдется федеральному бюджету в 48,2 млрд руб. дополнительных расходов, региональным — в 23,4 млрд руб., а для внебюджетного сектора — в 60 млрд руб. К 2025 году, по данным издания, от федерального бюджета потребуются дополнительные 241,3 млрд руб. В свою очередь, «Известия» приводят доклад Высшей школы экономики, авторы которого считают, что МРОТ нужно отвязать от прожиточного минимума и увеличивать его ежегодно на 2–3% выше инфляции. Эксперты считают, что это позволит выполнить июльский указ президента о снижении численности бедных в России вдвое к 2030 году. «Большинство стран отвязали минимальный размер оплаты труда от границы бедности, когда эти индикаторы сравнялись. И если стоит цель повысить доходы самых малообеспеченных, то МРОТ нужно ежегодно увеличивать опережающими инфляцию темпами», — цитирует газета проректора ВШЭ Лилию Овчарову. В результате изучения вопроса о прожиточном минимуме в Российской Федерации рассмотрен вопрос о прожиточном минимуме, а также о связанных с ним понятиях - потребительская корзина, минимальный уровень оплаты труда. К прожиточному минимуму привязываются многие социальные гарантии: минимальная заработная плата, минимальная пенсия, стипендии учащихся, некоторые пособия. Проблема «разрыва» величин минимального размера оплаты труда и минимального прожиточного минимума, которая существовала с 2000х годов, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 8 нашла свое решение. Так, Правительство РФ в сентябре 2017 года одобрило законопроект о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума с 1 января 2019 г. Функциональная несостоятельность минимальной заработной платы в нашей стране очевидна, а также уровень прожиточного минимума тоже вызывает справедливые нарекания, как с точки зрения методики расчета, так и, по количественной оценке, поскольку корзина прожиточного минимума по своему содержанию не соответствует современным требованиям даже по минимальному набору товаров и услуг. Список литературы: 1. Федеральный закон от 27.12.2019 года № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Федеральный закон от 24.10.1997 года № 134 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Федеральный закон от 20.11.1999 года № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Федеральный закон от 31.03.2006 года № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 5. Федеральный закон от 03.12.2012 года № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 6. Постановление Правительства Мурманской области от 7 августа 2020 г. № 565-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Мурманской области» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 9 7. Социальная политика: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. М.: Издательство Юрайт, 2013. Серия: Бакалавр. Базовый курс. 85 с. 8. Федеральный закон от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изм. от 01.07.2017 № 154-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 9. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 11. Федеральный закон от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. от 26.07.2017 № 190-ФЗ) // Справочно- правовая система «Консультант-Плюс». 12. МРОТ в Мурманской области. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://plusfinance.ru/pokazateli/mrot/murmansk/ (дата обращения: 28.09.2020 г.). 13. В России предложили платить работникам 150 рублей в час [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lenta.ru/news/2020/06/08/oplata/(дата обращения: 28.09.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 10