- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ И ФОРМИРОВАНИИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Цивилева А.С.
PDF файл статьиУДК 316.334 Цивилева А.С. студентка, факультет таможенного дела, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: tsivileva98@inbox.ru Научный руководитель: Уразалин Н.Б., кандидат юридических наук, заведующий кафедрой физической подготовки, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Россия, г. Санкт-Петербург ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ И ФОРМИРОВАНИИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ Аннотация: В этой статье будут рассмотрены значение института образования в охране здоровья и формировании поведения молодежи, роли этого института, а также проблемы. Кроме этого, в статье будет описано, в каких сферах взаимосвязь государственных концепций здорового образования проявляется наиболее сильно. Ключевые слова: физическая культура, охрана здоровья, молодежь, социальный институт образования, здравоохранительное поведение, программы «health education» и «health promotion», образование, самомотивация личности Tsivileva A.S. student, Faculty of Customs, St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy Russia, St. Petersburg Scientific adviser: Urazalin N.B., Candidate of legal sciences, Head of the Department of Physical Training, St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy, Russia, St. Petersburg VALUE OF THE INSTITUTE OF EDUCATION IN HEALTH AND FORMING YOUR BEHAVIOR 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru Abstract: This article will examine the importance of the institution of education in protecting health and shaping the behavior of youth, the role of this institution, and also problems. The article will also describe in which areas the interconnection of state concepts of healthy education is manifested most strongly. Key words: physical culture, health protection, youth, social institution of education, health behavior, programs «health education» and «health promotion», education, self-motivation. Социальный институт образования всегда занимал особое место в общественном развитии молодых людей, а в современных условиях и вовсе превращается в ведущую силу развития личности. Образование служит как средством передачи культурного опыта и знаний, адаптации и социализации подростков и молодых людей в современную социальную систему, так и механизмом решения актуальных социальных проблем [1]. Под охраной здоровья подразумевается общественная практика, реализуемая преимущественно через совокупность мер (медицинских, социальных, научных и других), направленных на укрепление и сохранение здоровья человека, поддержание его активной долголетней жизни. В это понятие также входит медицинский контроль и предоставление необходимой медицинской помощи. Особое место в состоянии здоровья человека занимает его физическая активности и отношение к своему здоровью. Поэтому система идеологических мер, социальных институтов является неотъемлемой частью системы формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида. Именно она формирует понимание о том, что охрана здоровья человека связана с его личной ответственностью. Под этим подразумевается комплекс мыслей, действий и знаний человека о своем образе жизни и здоровье, в частности, или, иначе, о поведении самого индивида с определенными установками и мотивами [2]. Общемировая практика усиления внимания к здоровью населения и принятием ряда профилактических мер доказала, что схемы поведения, которые зависят от воздействия социальных норм и традиций являются более устойчивыми, чем Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 2 осознанность и самомотивация личности. Из этого следует логичный вывод, что формирование поведения человека, направленного на сохранение его здоровья, возможно лишь в условиях развития общественной культуры здоровья и самосохранения. Другими словами - в охране здоровья и формировании поведения молодежи необходима комплексная работа всех уровней социальной организации и участие в этом процессе множества социальных институтов [3]. Например, ролью социального института права заключается в создании нормативно-правовых положениях, реализующих право каждого на здоровую жизнь. Ролью института семьи является передача из поколения в поколение традиций и ценностей, направленных на самосохранение, а также образцов поведения, формирующих здоровые привычки. Задача в продвижении здоровья, активного образа жизни и просвещения в этой сфере лежит на средствах массовой информации. Но в условиях кризиса современных общественных институтов зачастую их описанные выше роли в сфере здравоохранения не выполняются, а зачастую и приводят к обратному эффекту. Так, не всегда нормативно-правовое регулирование гарантирует жителю страны здоровую жизнедеятельность, не во всех современных семьях присутствует культура самосохранения, а средства массовой информации, в свою очередь, транслируют деструктивные привычки, модели поведения, которые являются опасными для здоровья [4]. Взаимосвязь общественного и индивидуального уровня в рамках здравоохранения привела к внедрению и совершенствованию в развитых государствах концепций здорового образования «health education» и продвижения здоровья «health promotion». В образовательной сфере, посвященной здоровью, влияющей на индивидов, а также воздействующей на достижение их благоприятного состояния здоровья, их взаимосвязь проявилась наиболее ярко [5]. Несмотря на все проблемы в обществе, в настоящее время самой важной темой остается здоровое поведение. Под данным понятием понимают осознанные действия людей, которые направлены, в первую очередь, на Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 3 сохранение и улучшение уровня здоровья населения не только одной страны, но и целого мира. Говоря о развитии здоровья, стоит обратить внимание на наличие более широкого социального аспекта здорового поведения. Великий социолог Л.У. Грин в своих работах определяет продвижение здоровья как «любую комбинацию здорового образования и связанной с ним организационной, экономической, средовой поддержки индивидов, групп или коммьюнити, благоприятствующую здоровью». Сравнивая два понятия «здоровое образование» и «продвижение здоровья», ярых различий выявить нельзя. Это объясняется тем, что важнейшим звеном пропаганды здорового образа жизни являются образовательные программы, которые могут влиять на поведение людей и поощряющие самосохранительное поведение. Проведенный анализ констатирует такой факт, что связь между здоровьем молодого поколения, а также образованием в этой области определенно существует, и эта тема остается весьма актуальной в современном мире. Существующие образовательные программы, относящиеся к здоровью населения, часто называют «социальной вакциной», так как удерживают молодежь от поведения, потенциально опасного для ее здоровья [6]. Но не смотря на все положительные, как казалось, факты, сложившиеся на сегодняшний день, практика программ «health education» и «health promotion» имеет существенные ограничения, представленные на рисунке 1: Имеющиеся ограничения объясняются теми фактами, что чаще всего эти программы проводятся для подростков и молодежи из, так называемых, «групп риска». А так же тем, что выбор темы, в основном, обусловлен конкретной социальной ситуацией в обществе, но, к сожалению, данные темы не всегда являются актуальными для всех участников данных программ. Кроме всего, достаточно неоднозначны данные об эффективности проведения подобных программ. Согласно данным, представленным Всемирным банком, данные программы, к сожалению, носят преимущественно не столь практический характер, сколько информативный, что, в свою очередь, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 4 не является достаточным для изменения стереотипов поведения человека. Чаще всего даже владея достаточной информацией о здоровом образе жизни, люди подвергают свое здоровье вреду. Таким образом, в процессе изучения и анализа роли института образования в охране здоровья и пропаганды активного образа жизни у молодежи, можно сделать вывод, что формирование здорового населения и воспитание активных членов общества, их эффективная интеграция в общество выступает важнейшей миссией образования. Однако, для выполнения существующих возможностей влияния на здоровье рассматриваемого в статье института, требуется выработка принципиально нового подхода, который подразумевает закрепление и формирование функции поведения, направленной на самоохранение. Для того, чтобы осуществить вышеописанные цели, целесообразно регулярно проводить образовательные лекции среди молодежи, организовывать форумы и конференции, привлекать молодое поколение к участию в спортивных мероприятиях, днях здоровья. Также эффективным направлением может стать демонстрация фото и видеоматериалов, содержащих информацию о вреде нездорового образа жизни [7]. В заключении стоит отметить, что институт образования способен внести решающий вклад в достижение социального и экономического благополучия России и сохранение здоровья населения. Список литературы: 1. Доклад о мировом развитии — 2017: Развитие и новое поколение. М.: Весь Мир, 2017. С. 56-79. 2. Журавлева И.В. Отношение населения к здоровью. М.: Институт социологии РАН, 2018. С. 14-19. 3. Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины. СПб., 2016. С. 78-84. 4. Green L. W. and Kreuter M. W. Health Promotion Planning: An Educational and Ecological Approach [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 5 https://www.researchgate.net/publication/301749054_Green_LW_Kreuter_MW_Hea lth_Program_Planning_An_Educational_and_Ecological_Approach_4th_Edition_Ne w_York_McGraw-Hill_2005 (дата обращения: 25.09.2020 г.). 5. Griffits W. Health Education Définitions, Problems and Philosophies / Health Education Monografs, 2016. Рр. 1-156. 6. Glanz K., Rimer B. K., Viswanath K.Health Behavior and Health Education: theory, research, and practice. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2018. Рр. 1-214. 7. Murray R.B. Health promotion strategies through the life span. New Jersey, 2018. Рр. 1-178. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 6