- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Цивилева А.С.
PDF файл статьиУДК 2964 Цивилева А.С студентка, факультет таможенного дела, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: tsivileva98@inbox.ru Научный руководитель: Тумашева Е.С. старший преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля, факультет таможенного дела Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии Россия, г. Санкт-Петербург АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ Аннотация: В настоящее время в связи с увеличением товарного потока между странами все больше становится актуальной необходимость ускорения прохождения таможенного контроля на границе, что в свою очередь повышает значимость таможенного контроля после выпуска товаров. В данной статье будут ключевые аспекты проведения таможенных проверок, как одной из форм таможенного контроля после выпуска товаров (ТК ПВТ). Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, таможенные органы, Киотская конвенция, система управления рисками, таможенная проверка. Tsivileva A.S student, Faculty of Customs, St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy Russia, St. Petersburg Scientific adviser: Tumasheva E.S. Senior Lecturer at the Department of Customs Operations and Customs Control, Faculty of Customs St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy Russia, St. Petersburg Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 1 CURRENT PROBLEMS AND PROSPECTS OF CUSTOMS INSPECTIONS AFTER RELEASE OF GOODS Abstract: Currently, due to an increase in the flow of goods between countries, the need to accelerate customs control at the border is becoming more and more urgent, which in turn increases the importance of customs control after the release of goods. This article will discuss the aspects of holding customs inspections, as one of the forms of customs control after the release of goods. Keywords: customs control after the release of goods, customs authorities, Kyoto Convention, risk management system, customs inspection. В настоящее время достаточно актуальным и перспективным направлением деятельности таможенных органов является таможенный контроль после выпуска товаров. Таможенный контроль после выпуска товаров представляет собой особый комплекс мер, осуществляемый таможенными органами, с применением форм и мер таможенного контроля, а также с использованием системы управления рисками в целях соблюдения таможенного законодательства на этапе после выпуска товаров [1]. Стоит отметить, что ТК ПВТ способствует сокращению времени осуществления таможенных операций. А это, в свою очередь, обеспечивает формирование благоприятных условий для развития внешней торговли. В Российской Федерации таможенный контроль после выпуска товаров базируется, в первую очередь, на проведении именно таможенных проверок. Таможенная проверка представляет собой достаточно серьезный инструмент, который в полной мере обеспечивает должный контроль соблюдения участниками ВЭД международного и национального таможенного законодательства. ТК ПВТ в форме таможенной проверки способствует проверке подтверждения факта выпуска товара, а также документов и сведений, предъявляемых при таможенном оформлении. Необходимо отметить, что источники получения таких документов и сведений весьма разнообразны. На законодательном уровне полный перечень 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru таких сведений не представлен. Необходимую информацию могут предоставлять: 1. банки; 2. лица, связанные с проведением той или иной операцией на товары; 3. перевозчики; 4. владельцы складов временного хранения; 5. правоохранительные органы; 6. и иные государственные органы. Весьма ошибочно предполагать, что таможенная проверка проводится только у декларанта или перевозчика. Она также проводится у тех лиц, в отношении которых имеется некая информация о возможном нарушении таможенного законодательства, а также о возможном нахождении у таких лиц запрещенных товаров. Согласно 331 статье ТК ЕАЭС, таможенная проверка может быть камеральная и выездная [2]. Кроме таможенного кодекса, существует и иной нормативный правовой акт, регулирующий проведение таможенной проверки. Данным нормативным правовым актом выступает Федеральный закон «О таможенном регулировании» от 03.08.2018 №289-ФЗ. Камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа данных, представленных в таможенной декларации, коммерческих и транспортных и иных документах. Она осуществляется без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения на проведение проверки [3]. Стоит отметить, что любая таможенная проверка хоть и представляет собой уже форму таможенного контроля, это не значит, что при ней не могут применяться иные формы, например, осмотр помещения или территории. Также стоит обратить внимание на тот факт, что камеральная таможенная проверка проводится без ограничений периодичности осуществления. Обязательным требованием для проведение камеральной таможенной проверки является уведомление проведения лица о проведении в его адрес Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 3 проверки. Сам срок таможенной проверки составляет 90 дней со дня направления уведомления, а также срок продления не должен превышать 120 суток. При продлении срока в обязательном порядке указывается срок и причины продления проведения такой проверки. Как уже отмечалось ранее, кроме камеральной таможенной проверки также существует выездная. Срок проведения такой проверки отличается от камеральной. Он немного поменьше и составляет срок не более 2 месяцев. Но при этом важным уточнением является то, что в этот срок не включается промежуток между отправкой требования о предоставлении документов и непосредственно датой получения запрашиваемых документов. Такая вид таможенной проверки может быть продлен на 1 месяц, а также может быть приостановлен в случаях, представленных на рисунке 1. Но при этом срок приостановления не должен превышать 9 месяцев. проведение внеплановой проведение таможенной выездной таможенной экспертизы проверки восстановление лицом направление международного требуемых для проверки запроса документов Рис.1. Возможные причины приостановления проведения выездной таможенной проверки Источник: разработано автором 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru Акт завершения проведения таможенной проверки не позднее 5 рабочих дней должен быть вручен проверяемому лицу либо его представителю под роспись. Таможенным кодексом определены всего 2 вида решений по результатам проведения таможенной проверки. Однако, изучая данный вопрос по 289 ФЗ, можно сделать вывод, что данный перечень решений может быть увеличен. Так, приказом ФТС от 08.02.2019 №226 «Об утверждении формы решения по результатам таможенного контроля, порядка ее заполнения и внесения изменений (дополнений) в указанное решение, формы решения о внесении изменений (дополнений) в решение по результатам таможенного контроля, а также порядка ее заполнения» было установлено еще одно решение. Виды решений представлены на рисунке 2 [4]. решение о классификации решение о внесении товаров изменений (дополнений) решение о незаконном вывозе решение о незаконном ввозе товаров товаров Рис.2. Виды решений в области таможенного дела по результатам таможенной проверки Источник: разработано автором Важным вопросом при проведении таможенных проверок после выпуска товаров является взаимодействие Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы. В рамках приказа ФТС и ФНС от 18.04.2016 № 01-11/18157/ММВ-20-2/25 между ними должны проводиться Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 5 скоординированные контрольные мероприятия, а также информационный обмен. Суть данных мероприятий состоит в выявлении таможенных правонарушений, которые могут повлиять на обязательства налогоплательщика. Задача таможенных органов заключается в проверке соблюдения требований таможенного законодательства, в то время как налоговая служба анализирует финансовые возможности и результаты деятельности проверяемого лица [5]. Таким образом, рассмотрены основные моменты проведения таможенной проверки, как одной из форм таможенного контроля после выпуска товаров. Важно отметить, что совершенствование методов ТК ПВТ с целью повышения экономической эффективности должно носить комплексный характер, включающий работу ФТС России, а также иных государственных и правоохранительных органов. Список литературы: 1. Белоусова Т. И. Актуальные проблемы и перспективы проведения таможенных проверок в условиях смещения таможенного контроля на этап после выпуска товаров [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: http://www.e-rej.ru/Articles/2018/Belousova_Belomestnov.pdf (дата обращения: 25.09.2020 г.). 2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Таможенная проверка как средство контроля [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/68829/ (дата обращения: 25.09.2020 г.). 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 5. Приказ ФТС и ФНС от 18 апреля 2016 г. № 01-11/18157/ММВ-20- 2/25 «О применении Положения об организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 7