- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРИЕМЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В 8-Х КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Высоцкая Е.В.
PDF файл статьиУДК 54 (07) Высоцкая Елена Витальевна, студентка 2 курса магистратуры, факультет естествознания, физической культуры и туризма, Уральский государственный педагогический университет, Россия, г. Екатеринбург e-mail: elenka_vysotskaya@inbox.ru Научный руководитель: Абрамова Надежда Леонидовна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедры биологии, химии, экологии и методики их преподавания Уральский государственный педагогический университет, Россия, г. Екатеринбург ПРИЕМЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В 8-Х КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Аннотация: В данной статье раскрывается понятие «интегративный подход», методы(приемы) его реализации в обучении химии. Даются рекомендации по данной теме, опираясь на статьи некоторых социологов, педагогов и личный опыт в данном направлении. Делается вывод, что интеграция, как подход в педагогической деятельность, в частности для обучения детей химии, имеет место быть. Ключевые слова: интегративный подход, обучение химии, приемы, педагог. Vysotskaya Elena Vitalievna, 2nd year master student, faculty of natural Sciences, physical culture and tourism Ural state pedagogical University Russia, Yekaterinburg Scientific supervisor: Abramova Nadezhda Leonidovna, candidate of pedagogical sciences, head of the department of biology, chemistry, ecology and methods of teaching them Ural state pedagogical University, Russia, Yekaterinburg METHODS OF AN INTEGRATIVE APPROACH IN TEACHING CHEMISTRY IN THE 8TH GRADES OF SECONDARY SCHOOLS Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 1 Abstract: This article describes the concept of "integrative approach", methods (techniques) of its implementation in teaching chemistry. Recommendations on this topic are given, based on the articles of some sociologists, teachers, and personal experience in this area. It is concluded that integration as an approach to pedagogical activity, in particular for teaching children chemistry, takes place. Key words: integrative approach, chemistry training, techniques, teacher. В критериях основательного обновления всех сторон жизни нашего общества весомый смысл содержит общая подготовка учащихся к экзаменам, а также расширение кругозора детей. Решить данную проблему, обеспечив единство учеников общеобразовательной школы, возможно при помощи реализации интегративного подхода к обучению учебным предметам (в частности, химии) как способы самообразования и преемственного изучения. Опираясь на результаты работ и высказывание: «сущностью интегративного подхода, его внутренней основой и содержанием является целостность образовательного пространства и единстве его направлений: межпредметного, внутрипредметного уровней интеграции» Е.0. Галицких, можно определить цель данной статьи: Цель работы: изучить теоретическое обоснование и предложить приемы внедрения интегративного подхода в обучение химии в 8-м классе. Объект исследования: понятие «интегративный подход», ученики 8-х классов. Предмет исследования: методологические разработки, теория, ИКТ - как необходимый элемент современного урока. Интеграция - общенаучное понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию, к восстановлению какого-либо единства. В данном подходе присутствуют как плюсы, так и минусы данного метода. Положительные стороны для ученика: формирование и развитие более объективной и всесторонней картины мира, возможности для развития интеллектуального творческого мышления, более активное применение своих Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 2 знаний на практике, формирование и развитие УУД, снятие перегрузки в учебном процессе [1]. При изучении данного процесса были выявлены и трудности, такие как: отсутствие учебно-методического комплекса, недостаточная подготовленность педагогов по данному направлению работы. Опираясь на статью Галицких Е.О., доктора педагогических наук, можно выявить одну из некоторых противоречий интеграции: минимальное содержание межпредметных связей в рабочих программах. Обратим внимание на данную проблему. Рассмотрев и проанализировав рабочую программу по химии для учеников 8-х классов под редакцией Кузнецова Н.Е., Титова М.И., Гора Н.Н., можно согласиться с данным противоречим и предложить пути решения. Предмет «химия» имеет огромные возможности использования интеграции, возьмем тему урока «Тела и вещества. Физические и химические явления» Рассмотрение данной темы, анализ методических материалов дает нам почву для составления плана данного урока. Кратко рассмотрим использование некоторых приемов на интегрированном уроке: 1. Использование интерактивных тетрадей, в них можно описать некоторые производства, где связаны между собой два предмета: физика и химия. При использовании данных тетрадей так же можно и проработать параллельно проблему профориентации детей. 2. Лабораторный опыт по инструкционным карточкам, где будут показываться как химические, так и физические явления. 3. Использование ИКТ-технологий, например, приложение Avogadro, это передовой редактор молекул, который практичен не только для изучения компонентов материи, также является отличным инструментом для изучения химии и физики [2]. При изучении данной темы, можно сделать вывод что интеграция для уроков химии необходима, так как при изучении многих тем используется Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 3 множество межпредметных связей таких как: химия-биология, химия- география, химия-физика и др. Проведение интегративного урока, либо использование приема интеграции на некоторых этапах внесут в урок что-то новое и необычное. Некоторые приемы данной статьи были использованы на уроках химии и результаты оправдали ожидания: -ученики с интересом изучали технические профессии, делая для себя профорентационные выводы; -ИКТ – технологии так же вызывают массу положительных эмоций у учеников, данные технологии помогают проявлять интерес у предмета. Список литературы: 1. Библиотека диссертаций [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/integrativnyj-podhod-kak-teoreticheskaja- osnova-professionalno-lichnostnogo.html. (дата обращения: 13.09.2020 г.). 2. Malavida [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.malavida.com/ru/soft/avogadro/. (дата обращения: 13.09.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 https://tribune-scientists.ru 4