- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И МОТИВАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ, В КОНТЕКСТЕ СРЕДОВОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЙТИНГА ШКОЛЫ И ТИПА НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА)
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2019"
Автор(ы) статьи: Гарифуллина Г.Ф., Алиуллова Г.И., Грязнова К.И.
PDF файл статьиУДК 316.62 Гарифуллина Гульгена Фаритовна студентка 2 курса магистратуры, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, г. Казань e-mail: gulgena-19@mail.ru Алиуллова Гульнара Ильдусовна студентка 2 курса магистратуры, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, г. Казань Грязнова Ксения Игоревна студентка 2 курса магистратуры, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, г. Казань Научный руководитель: Гилемханова Э.Н., канд. психол. наук, доцент кафедры педагогической психологии, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, г. Казань ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И МОТИВАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ, В КОНТЕКСТЕ СРЕДОВОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЙТИНГА ШКОЛЫ И ТИПА НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА) Аннотация: В статье исследована роль образовательной среды, как условия развития подростка, в формировании рисков отклоняющегося поведения и мотивации достижения подростков. Проанализирован вклад образовательного рейтинга школы и ее географическая соотнесенность с типом населенного пункта в обуславливании специфики мотивационной и поведенческой сфер подростка. Анализ литературных источников показал, что в городе и селе по-разному выражены ценностные ориентации, уровни притязаний, специфика взаимоотношений, социальные нормы, что оказывает непосредственное влияние на специфику досуга подрастающего поколения. В работе показано, что существенное влияние оказывает образовательный рейтинг школы на мотивационную сферу подростков. Ключевые слова: образовательная среда, мотивационная сфера, образовательный рейтинг, подросток, аддиктивное поведение. Garifullina Gulgena Faritovna 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 6/2019 http://tribune-scientists.ru 2nd year master student, Institute of Psychology and Education Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan Aliullova Gulnara Ildusovna 2nd year master student, Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan Gryaznova Ksenia Igorevna 2nd year master student, Institute of Psychology and Education Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan Scientific adviser: Gilemkhanova E.N., candidate of psychological sciences, Associate associate professor of the department of educational psychology, Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan THE FEATURES OF THE BEHAVIORAL AND MOTIVATIONAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS IN THE CONTEXT OF THE ENVIRONMENTAL APPROACH (FOR EXAMPLE, ANALYSIS OF THE EDUCATIONAL RATING OF THE SCHOOL AND TYPE OF SETTLEMENT) Abstract: The article investigates the role of the educational environment as a condition for the development of adolescents in the formation of risks of deviant behavior and motivation to achieve adolescents. The contribution of the educational rating of the school and its geographical correlation with the type of settlement in determining the specificity of motivational and behavioral spheres of the teenager are analyzed. The analysis of literary sources showed that in urban and rural areas differently expressed value orientations, levels of aspirations, the specificity of the relationship, social norms that have a direct impact on the specifics of the leisure of the younger generation. The paper shows that the educational rating of the school has a significant impact on the motivational sphere of adolescents. Key words: educational environment, motivational sphere, educational rating, teenager, addictive behavior. Формирование личности подростка происходит при непосредственном влиянии среды, характеризующейся различиями в социально-экономических, социально-психологических, культурных и природных условиях жизни города и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 6/2019 http://tribune-scientists.ru 2 села. Факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сельской ментальностей. В них по-разному выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.е. оптимальным пространством для приобретения навыков самоорганизации является место жительства. В современной психолого-педагогической науке наблюдается интерес к образовательной среде школы как к феномену, обладающему определенными параметрами, влияющими на развитие ее субъектов. Несмотря на актуальность рассматриваемого феномена, в современных исследованиях не выявлено однозначного толкования сущности понятия «образовательная среда», у разных специалистов нет единой позиции в его определении, в понимании структуры образовательной среды, ее функций. Так или иначе, современное понимание образовательной среды тесно связано с рассмотрением образования как сферы социальной жизни, а среды - как фактора образования. Одной из главных задач образовательной среды является создание условий для воспитания человека, способного к саморазвитию. Субъекты образовательной среды (учащиеся, педагоги, родители, руководители) оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса. Образовательная среда приобретает все большее значение в развитии обучающегося. На формирование индивидуально-психологических и личностных особенностей человека влияет множество факторов: пространственно-предметное окружение, социокультурная обстановка, ближайшее социальное окружение и т. д. Своеобразное сочетание этих факторов задает образовательную среду с определенными характеристиками и с различными развивающими возможностями. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 6/2019 http://tribune-scientists.ru В исследованиях среды подчеркивается, что среда оказывает влияние на развитие и поведение человека. Однако среда может стать и источником депривации. На этом фоне наблюдается отчуждение от школы, которая проявляется в негативном и равнодушном отношении к ней, к ее ценностям. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам. В существующих педагогических исследованиях, в основном, уделяется внимание вопросам конкретного содержания организованной части свободного времени. Во многом именно характеристика образовательного пространства определяет насколько гармонична развита личность, насколько человек побужден к действиям и насколько благополучна развита эмоциональная сфера подростков. Из этого следует, что школы с различным образовательным рейтингом могут различаться по эмоционально-мотивационным характеристикам субъектов образовательной среды. Исследователей всегда интересовала возможность создания такой образовательной среды, которая будет служить «магнитом внутренней мотивации» [2], ведь качественное преобразование в самой личности подростка происходит «на основе его собственной активной деятельности и его собственного отношения к среде» [1]. Городская среда как фактор эмоционального состояния людей рассматривается в работах Х. Э. Штейнбах, В. И. Еленского, Л. В. Смоловой, Ю. Г. Панюковой, С. В. Тихомировой и др. (Панюкова, 2009; Смолова, 2008; Тихомирова, 2011; Штейнбах, Еленский, 2004; и др.). Исследователь С. Милграм говорит о том, что крупные и малые города отличаются общей тональностью. Проведя ряд социальных экспериментов с жителями крупных и малых городов Европы и США, автор отметил, что среда крупного города характеризуется чересчур активным ритмом жизни, агрессивностью, открытостью, динамичностью [3]. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 6/2019 http://tribune-scientists.ru В начале XX в. немецкий социолог Г. Зиммель выделил несколько особенностей в психологических портретах жителей села и города. По его словам, для жителей сел были характерны медленный, привычный и равномерный ритм душевной и умственной жизни; существовало личное знакомство жителей друг с другом; жизнь сел была достаточно замкнута [5]. Проблема самостоятельной организации подростками своего досуга все еще остается мало изученной, в то время как она заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом, не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности [4]. Цель исследования заключается в сравнительном анализе предикторов аддиктивного поведения и уровня мотивации достижения подростков в зависимости от территории проживания и образовательного рейтинга школы. Для реализации поставленной цели нами было проведено эмпирическое исследование на базе 2х образовательных учреждений города и села, с высоким и низким образовательным рейтингом по итогам 2016-2017 года. В исследовании принимали участие 203 подростка (от 11 до 15 лет). Для проведения исследования использовался опросник «Диагностика психологических рисков аддиктивного поведения учащихся» (авторы Э.Н. Гилемханова, В.В.Васина, В.В. Герасимова), являющийся модификацией Методического комплекса по выявлению вероятностных предикторов возможного вовлечения учащихся в потребление наркотических средств (Ю.П. Зинченко и коллектив психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова), а также методика В.К. Гербачевского «Определение уровня притязаний». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 6/2019 http://tribune-scientists.ru 5 Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы Statistics, вычислялись коэффициенты Колмогорова-Смирнова, U- критерий Манна-Уитни. Сравнительный анализ показал, что городские подростки имеют более выраженные предикторы аддиктивного поведения, чем сельские по всем исследуемым шкалам: Склонность к риску, Отсутствие поддержки, Дезорганизаванность, Гаджет зависимость, Нестабильность, Проблемы взаимодействия, Проблемы нормативного поведения (таблица 1). Таблица 1. Статистика критерия Манна-Уитни Статистические критерииa Склон Отсутст Пробле Ненор Нестаби Гаджет Дезорга льность мативн зависи ность вие мы низаван мость ность ость к поддерж взаимод ки риску ействия U 2739,00 3788,50 2765,0 Манна- 2151,500 4212,500 4163,500 2772,500 00 0 0 Уитни W 7789,00 7815,0 8838,50 Вилкокс 7201,500 9465,500 9213,500 7822,500 0 0 00 она Z -5,632 -2,415 -5,614 -5,730 -7,135 -2,187 -3,179 Асимпт отическ ая ,000 значимо ,000 ,016 ,001 ,000 ,000 ,029 сть (2- сторонн яя) 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 6/2019 http://tribune-scientists.ru По двум показателям - «мотив избегания» и «придание личностной значимости результатам деятельности» - существуют достоверные различия среди подростков, обучающихся в школах с различным образовательным рейтингом. Подростков, обучающиеся в школах с низким образовательным рейтингом, характеризует наличие страха перед сложностями, с которыми они бояться не справиться. Благодаря этому у них формируется мотив избегания, который говорит об отсутствии стремления к саморазвитию, проявлению чувства страха, неуверенности в своих способностях и снижению познавательной деятельности, которые являются характеризующими факторами образовательной среды, в которой развивается подросток (таблица 2). Таблица 2. Результаты применения статистического критерия по показателям уровня притязаний у подростков Моти Моти в Волев Слож Значи в Позна Моти Состя смены самоу Внутр вател в мость ность ое затель деяте усили задан резул важен льнос ный избега ьный енний е ия ьтат ия мотив мотив ния мотив ти 5209,0 4797, 4675,5 5438, 5442, 5485,0 4177, 5493, 5228, 00 500 00 00 000 500 000 000 500 Стати стика U Манн а- Уитн и Стати 10278 9847, 11425, 11709 9725,5 стика ,000 500 000 ,500 00 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 6/2019 http://tribune-scientists.ru 11701, 000 7 11658 ,000 11654 ,500 9227, 000 W Уилко ксона Z -,731 -,128 -3,111 -,147 -,245 -,253 -1,985 -1,717 -,774 Асим ,465 ,898 ,002 ,883 ,807 ,801 ,047 ,086 ,439 пт. знч. (двух сторо нняя) Ожидаем ый уровень результат ов деятельн ости Намеченн ый уровень мобилиза ции усилий Оценка уровня результат Оценка Закономе ов своего рность деятельн потенциа результат Инициати ости л ов вность Статисти 5445,500 5431,000 4798,500 5309,500 4863,500 5479,500 ка U Манна- Уитни Статисти 11661,500 11647,000 11014,500 11525,500 11079,500 11695,500 ка W Уилкоксо на -,238 -,270 -1,704 -,548 -1,560 -,160 Z Асимпт. ,812 ,873 ,787 ,119 знч. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 6/2019 http://tribune-scientists.ru ,088 8 ,584 (двухстор онняя) Таким образом, мы можем утверждать, что аддиктивное поведение подростков во многом зависит от места проживания, которое представляет собой континуум социально-экономических и социокультурных условий развития. У подростков, проживающих в городе, более выражены предикторы аддиктивного поведения, нежели у сельских подростков. Установлены различия в мотивация достижения обучающихся в школах с различным образовательным рейтингом. Образовательный рейтинг школы играет важную роль в формировании эмоционально-мотивационной сферы подростков. Чем выше образовательный рейтинг школы, тем выше уровень учебной мотивации у школьников и наоборот. Список литературы: 1. Басов Н. Ф. Социальный педагог: введение в профессию. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 256 с. 2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1995. 352 с. 3. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. 336 с. 4. Попов А.А. Юношеское образование: материалы к построению систем профильного обучения. М.: Открытый корпоративный университет, 2009. 64 с. 5. Тяпкина Е.В. Формирование регионального сообщества тьюторов как фактор эффективности поддержки профессиональной деятельности педагогов // Материалы XV Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании», 6-10 ноября 2005. Режим доступа: http://ito.edu.ru/2005/Moscow/I/3/I-3-5132.html. 9 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 6/2019 http://tribune-scientists.ru