- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Куркиева Т.А.
PDF файл статьиУДК 342.4 Куркиева Танзила Ахметовна студентка 2 курса бакалавриата, юридический факультет Ингушский государственный университет, Россия, г. Магас e-mail: tanzilagwe@gmail.com Научный руководитель: Барахоева Е.А., ст. преподаватель кафедры теории и истории государства и права Ингушский государственный университет, Россия, г. Магас ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В статье рассматриваются основные этапы становления ингушской государственности посредством анализа ее конституционного развития. В частности, автор описывает особенности процесса принятия Конституции Республики Ингушетия и ее роль в правовом развитии региона. Ключевые слова: конституционное право, федеративное устройство, Республика Ингушетия, субъекты РФ, Конституция субъекта РФ. Kurkieva Tanzila Ahmetovna 2nd year bachelor student, faculty of law Ingush state University, Russia, Magas Scientific adviser: Barakhoeva E.A., senior lecturer Department of theory and history of state and law Ingush state University, Russia, Magas HISTORY OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF INGUSHETIA AS A SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: The article deals with the main stages of the formation of the Ingush state through the analysis of its constitutional development. In particular, the author describes the features of the process of adopting the Constitution of the Republic of Ingushetia and its role in the legal development of the region. Keywords: constitutional law, Federal structure, Republic of Ingushetia, subjects of the Russian Federation, Constitution of the subject of the Russian Federation. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 История развития Ингушетии, как самостоятельного субъекта РСФСР, началась 7 июля 1924 г. с упразднением Горской АССР, которая была разделена на две автономные области – Ингушскую и Северо-Осетинскую. Но в 1934 г. Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом с нарушением норм Конституции РСФСР было принято решение объединить Ингушскую автономную область с Чеченской и образовать единую Чечено- Ингушскую автономную область. В декабре 1936 г. после принятия новой Конституции СССР Чечено-Ингушскую автономную область вывели из состава Северо-Кавказского края и преобразовали в Чечено-Ингушскую АССР. Как итог, Ингушетия на долгий промежуток времени была лишена статуса самостоятельного государственного правового образования [1, с. 209]. Новой вехой в истории развития Республики Ингушетия стало принятие 4 июня 1992 г. Закона РФ № 2927-I «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации». Статья 2 данного закона в целях реализации закона РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» предписывала образованной Правительством РФ государственной комиссии провести мероприятия по подготовке и осуществлению правовых и организационных мероприятий по государственно-территориальному разграничению. При этом было отмечена необходимость учета интересов казачества и национальных меньшинств при решении вопросов, связанных с образованием Ингушской Республики [2, с. 5]. Тогда же начали обсуждаться ключевые принципы конституционного строя вновь созданной Республики и ее символика. Важным событием стал созыв Конституционного Собрания в 1993 г. в составе съезда народов Ингушетии. Однако процесс подготовки и принятия Конституции был весьма сложным. Трудности были обусловлены рядом факторов, ключевой из которых – это нехватка опыта подготовки такого рода правовых документов, а также отсутствие научно-исследовательских институтов в области права. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 Для подготовки проекта Конституции во время съезда народов Ингушетии была сформирована конституционная комиссия под председательством Президента Республики Р. С. Аушева. Непосредственно организацией работы над проектом Конституции руководили М-Г. О. Дзагиев и М. Ю. Келигов. Первый вариант проекта республиканской Конституции был опубликован в газете «Ингушетия», после чего от населения поступили критические замечания и конструктивные предложения. Прежде всего, они касались вопросов, связанных с собственностью на землю, определением границ, организацией работы органов государственной власти, а также взаимоотношениями религии и государства. В основном, все они были рассмотрены и учтены. Конституции Республики Ингушетия была принята на всенародном голосовании в феврале 1994 г. Принятие Основного Закона ознаменовало собой начало процесса формирования органов государственной власти: так, Народное Собрание (Парламент) Республики Ингушетия был провозглашен главным законодательным органом власти, Правительство Республики Ингушетия – исполнительным органом, были созданы суды, которые образовали судебные органы власти. Нормами принятой Конституции были определены основы конституционного строя Республики Ингушетия, строго установлены права и свободы человека и гражданина. Важной особенностью Конституции Республики Ингушетия является то, что она служит в качестве правовой основы в процессе решения на уровне государства проблем, связанных с сохранением и развитием культурного наследия ингушского народа (языка, культуры, религий, архитектурных памятников и т.д.). Конституция РИ предусматривает внесение в нее поправок и изменений. Данная норма закреплена в главе 11, которая называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». В соответствии с ней предложения о внесении изменений или поправок в Конституцию Республики Ингушетия могут 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 вносить Глава Республики Ингушетия, Народное Собрание Республики Ингушетия, Правительство Республики Ингушетия, Конституционный Суд Республики Ингушетия, а также группа депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия численностью не менее одной трети от их общего числа [3, с. 10]. За недолгое время своего существования Конституция РИ претерпела несколько изменений. Так, Конституционным Законом Республики Ингушетия от 4 декабря 2002 г. «О поправках к Конституции Республики Ингушетия» в Конституцию Республики Ингушетия внесены изменения и дополнения, относящиеся к преамбуле и к первой главе [4, с. 112]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что принятие Конституции Ингушетии в 1992 г. стало важным событием в конституционно-правовом развитии Республики. Список литературы: 1. Гулиева М.М. Особенности подготовки, принятия и развития Конституции Республики Ингушетия // Вестник университета. 2015. № 1. С. 208- 211. 2. Закон РФ № 2927-I «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». 3. Конституция Республики Ингушетия [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: www.parlamentri.ru (дата обращения: 03.09.2020 г.). 4. Фарукшин М.Х. Конституционное право республик в составе Российской Федерации. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. 225 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2020 4 https://tribune-scientists.ru