- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
НЕОБХОДИМОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ВЫСОКОНРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Статья опубликована в журнале за "Август 2020"
Автор(ы) статьи: Насиров К.Ж.
PDF файл статьиУДК 37.017 Насиров Камилжон Жайлауевич, кандидат педагогических наук, доцент, Узбекский научно-исследовательский институт имени Т.Н.Кари-Ниязи Республика Узбекистан, г. Ташкент e-mail: nasirovkj@mail.ru НЕОБХОДИМОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ВЫСОКОНРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Аннотация: Данная статья посвящена актуальным проблемам воспитания высоконравственной личности, посредством раскрытия сущности и природы нравственности, ее исторического развития и роли в формировании духовности личности, наполняющих глубоким культурным содержанием феномен человека. Ключевые слова: личность, общество, нравственность, нравственное воспитание, религия, интеллект, культура, подрастающее поколение, духовность, высоконравственная личность. Nasirov Kamiljon Jaylauyevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, The Uzbek scientific research institute of pedagogical sciences named after T.N. Kari-Niyazi Republic of Uzbekistan, Tashkent THE NECESSITY OF EDUCATION OF A HIGHLY MORAL PERSONALITY IN THE MODERN WORLD Abstract: This article is devoted to the topical problems of upbringing a highly moral personality, through the disclosure of the essence and nature of morality, its historical development and role in the formation of personality spirituality, filling the human phenomenon with a deep cultural content. Key words: personality, society, morality, moral education, religion, intellect, culture, the younger generation, spirituality, highly moral person. В современном мире, который живёт в эпоху усиленного развития технологий, всё чаще происходит смена приоритетов в обществе. Появляются новые идеалы, связанные с ростом информационного общества, в центре которого встаёт человек-знающий, «человек-интеллект», обладающий, в первую очередь, высокими умственными способностями. При этом вопросы 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 морали, духовно-нравственного воспитания и культуры поведения, как не парадоксально, остаются вне поле должного внимания. В реалиях современности люди поглощены проблемами рыночных отношений, экономической нестабильности, столкновением политических интересов, а в нынешней ситуации, ещё и сложной эпидемиологической обстановкой, вызванной пандемией коронавирусной инфекции. Все это разрушает социальные связи и нравственные правила, порождает нетерпимость и ожесточенность, разрушает морально-нравственные устои личности и, как результат, становится причиной разногласия, конфликтов и войн. Между тем даже Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, содержит ряд принципиальных требований, которые воплощают нравственные ценности, отражают такие важные этические категории, как гуманизм, справедливость, защита чести и достоинства человека и т.д. Усиление террористического ужаса в мире, особенно в последние десятилетия, свидетельствует о неоправданности применения сугубо силовых методов в противодействии глобальным вызовам. Нередко усилия сводятся к борьбе с последствиями данных угроз, а не их первопричинами. Кроме политических мотивов, в основе международного терроризма и экстремизма лежат и другие факторы, связанные с невежеством, способные порождать отчаянный фанатизм и нетерпимость. В этой связи важнейшей задачей является борьба «за разум» людей, в первую очередь молодёжи. Как показывает статистика, большинство преступлений, связанных с экстремистской деятельностью и насилием, совершаются людьми моложе 30 лет. В этом и кроется колоссальность проблемы. Ведь именно молодёжь сегодняшнего мира – это крупнейшее по численности за всю историю человечества поколение, насчитывающее 2 миллиарда человек. Завтрашний день, благополучие планеты, зависят от того, какими людьми вырастут наши дети [1]. Проблема нравственного воспитания не является новой и имеет глубокие исторические корни. Над вопросами педагогики и нравственного воспитания 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 серьёзно задумывались древнегреческие философы Пифагор, Демокрит, Аристотель. На средневековом Востоке в произведениях среднеазиатских мыслителей Абу Насра ал-Фараби, Имама ал-Бухари, Алишера Наваи, Азизиддина ан-Насафий, Хусейна Кашифи одно из значительных мест отводилось описанию духовного облика гармонично развитой личности. В последующие времена над данной проблематикой работали известные русские исследователи А. Макаренко, В. Сухомлинский, Н. Болдырев, И. Харламов, И. Марьенко. Представители современной российской науки Б. Лихачев, Л. Попов, Л. Григорович, И. Подласый так же рассматривали вопросы морали и нравственного воспитания. Среди узбекских учёных можно отметить труды А. Авлоний, М. Бехбудий, А. Чулпана, А. Фитрата, М. Хайруллаева, Ю. Джумабаева, Ш. Мамедова, А. Зуннунова, О. Хасанбаевой, О. Мусурмоновой, С. Нишановой, У. Махкамова, М. Иномова, А. Шер и др. В их работах, изучавших различные аспекты социальных отношений, освещены проблемы воспитания и педагогики подрастающего поколения. Формирование и развитие нравственных качеств личности получило пристальное внимание и во многих западных исследованиях. Учёные- философы и психологи Ж. Пиаже, Б. Инельдер, З. Фрейд, А. Маслоу, К. Юнг, Э. Фромм, О. Кернберг, Э. Эриксон, Дж. Уотсон, Г. Айзенк, Б. Скиннер и другие всесторонне изучили генезис, механизмы, факторы и средства формирования нравственного сознания, морального поведения и чувств личности. Анализ научных трудов по исследуемой тематике наводит нас на обращение к категориальному аппарату, в котором понятие нравственность занимает центральное место. Нравственность представляет собой явление, исторически существовавшее во все времена и во всех обществах. Выражаясь проще, нравственные ценности указывают человеку, «что есть хорошо и что есть плохо». На всем протяжении своего развития нравственность тесно была связана с религией. Вера содержит мощный духовный заряд, наставляет человека подчинять свое поведение воле более совершенного существа, 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 приучаться к праведности, контролю собственных действий, духовному обогащению внутреннего мира. Как отмечал И. Кант в своей научной работе «Спор факультетов»: «Религия, по материи или по объекту, ничем не отличается от морали, так как общий предмет той и другой составляют нравственные обязанности; отличие религии от морали только формальное» [2]. Любая религия предполагает существование нравственности у своих последователей, под которой понимается соответствие их поведения определенным мировоззренческим принципам. «Не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили». Это этическое правило называется - «Золотим правилом нравственности». Этот постулат, издревле известный в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и является основополагающим мировым этическим принципом [3]. Христианская этика или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения. Так в Евангелие от Матфея начертано: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» [4]. Исламская религия предписывает не только веру, но и устанавливает определённые нормы поведения человека в семье и обществе. Соблюдение таких принципов, как честность, уважение, скромность, щедрость, доброта и милосердие является обязательным, вне зависимости от обстоятельств. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства», «Поистине, наилучшими из вас являются те, кто наилучшие по морально-нравственным качествам (хорошо воспитан и благороден)», «Лучшие среди людей - это те, кто наиболее полезен 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 другим», «Наличие высоких нравственных качеств больше всего способствует становлению человека обитателем рая» [5]. Основой духовной жизни в буддизме является нравственность, то есть - Сила (санскр. Шила). Нравственность в буддизме – это сугубо практическая дисциплина, подчинённая одной цели – освобождению от страдания. Согласно её, если человек нарушат предписания Силы, он создаёт условия для порождения нездоровых состояний ума, тем самым увеличивает сумму страданий в своей жизни. Возникают предпосылки для неблагоприятных обстоятельств, определяющихся внутренней и внешней кармой. В Буддизме основными моральными предписаний для мирян являются воздержание от умышленного причинения вреда живым существам, неприемлемость воровства, вредоносной речи, употребления любых опьяняющих и притупляющих сознание веществ [6]. Представления о нравственности являются областью изучения философии и этической науки. Философские взгляды на природу человека, общества, социальных отношений в различные исторические эпохи содержали в себе идеи о добре и зле, добродетели и пороке, общественных и индивидуальных ценностях и идеалах, которые составили основу различных этических учений. От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных добродетелей: мудрости, справедливости, мужества и умеренности [7]. К сожалению, в сегодняшней действительности эти качества, всё больше теряют своё значение среди молодёжи. Согласно Платону - мудрость является качеством созерцательного ума и основой высоконравственности. Восточные мыслители средневековья к вопросу нравственного воспитания личности подходили с различных сторон. В произведениях Имама ал-Бухари мы можем проследить три основных этапа формирования нравственных качеств у человека: 1. Вера в Бога; 2. Поклонение; 3. Деяние по верованию [8]. 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 Признанный на Востоке «вторым учителем» после Аристотеля - Абу Наср ал-Фараби глубоко изучал вопросы нравственности личности. В книге «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» учёный писал, что в формирования нравственных качеств у человека большую роль играет естественная и общественная среда, а также питание, которое он вкушает. Человек никогда не рождается «плохим», у него могут быть наклонности к отрицательным поступкам. Вследствие чего, задача педагога заключается в оказании помощи таким детям избавиться или хотя бы забыть свои недостатки и направить их на благие деяния [9]. Нравственность – это, как минимум, способность отличать добро от зла. Подрастающее поколение формирует эту способность во многом на основе нравственных устоев общества. Трудно сказать, что эти устои в настоящее время прочны и дают четкий ориентир для развития самосознания молодежи. Отрицание нравственных традиций происходит и в искусстве, и в культуре, и особенно – в средствах массовой информации [10]. Ни одно общество не может видеть свою перспективу без развития и укрепления нравственных ценностей в сознании людей. Сегодня среди молодёжи всё более заметно незнание сущности человеческого бытия и смысла понятия «добро». Согласно социологическим исследованиям, с развитием рыночных отношений в обществе особенно молодое поколение представляют счастье в деньгах и материальных благах. В ответ этому, старшие поколения, педагоги должны им напомнить о последних трёх желаниях Александра Македонского, который повелел своим генералам, чтобы гроб с его телом несли его лекари, чтоб путь к последнему пристанищу был усеян золотом, серебром и драгоценными камнями, и чтобы руки его свисали из гроба. Что в мир иной никто не возьмет с собой ничего [11]. Нравственные качества занимают важное место среди духовных качеств личности. «Духовность - сущность человека в качестве социокультурного сущего, то есть единый комплекс таких качеств человека, как доброта, 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 справедливость, честность, совесть, патриотизм, любовь к красоте, ненависть к злу, воля, мужество и других достоинств» [12]. Духовность есть нравственный, интеллектуальный и психологический потенциал, творческая способность нации, закалявшийся на протяжении веков, включая в себя ее созидательный, исторический, религиозный и светский опыт. Поэтому духовность развивается на наряду с развитием человека и общества, испытывает застой и кризис, вновь возрождается из руин и бурно расцветает. Действительно, существующие сегодня многие проблемы в мире, можно сказать, являются итогом несоблюдения нравственных норм и отхода от моральных принципов. Их последствия отражаются в следующем: - безответственность человека перед людьми и обществом; - эгоизм, алчность и любовь к богатству, жажда наживы, а также стремление к обладанию властью над другими; - грубое нарушение правил культуры потребления материальных и духовных благ, иррациональное использование ресурсов и тд. Данные негативные явления, происходящие в обществе, оказывают деструктивное влияние на воспитание подрастающего поколения. В подобных условиях более серьёзное внимание приходится направить на вопросы нравственности и воспитания. В данном контексте, на наш взгляд, важное место в развитии современного общества во многом, зависит от состояния патриотического духа граждан. История является подлинным наставником для молодого поколения, для его патриотической закалки. Деяния и подвиги великих предков пробуждают историческую память и осознание своих корней, формируют крепкие гражданские позиции, становятся источником патриотического воспитания и примером для подражания. Немецкий учёный- педагог Иоганн Герберт в своих сочинениях отмечал то, что нравственное воспитание должно стоять на первом месте, а единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове «нравственность» [13]. Воспитание высоконравственной личности длительный и сложный процесс, в значительной степени зависящий от влияния макро и микросреды. 7 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 Общественное сознание, социальные отношения, идеология и мораль, средства массовой коммуникации, социальная реклама и пропаганда, которые являются неотъемлемой частью жизни современного социума, оказывают влияние на жизнь молодого поколения. Что требует постоянного поиска путей духовно воспитания, а также укрепления нравственных ценностей в поступках и поведении молодёжи. Нравственное воспитание молодёжи обязательно должно предполагать и учитывать особенности воздействия на эмоциональную сферу этического сознания, принимать во внимание волевые проявления личности. Высокая нравственная ответственность должна стать доминантой в устойчивых убеждениях молодёжи, проявляться в её действиях, проступках и привычках. Именно нравственное воспитание помогает человеку сформулировать ценностные основы собственной жизнедеятельности, укрепить чувство личной ответственности за сохранение моральных основ общества. Узбекский просветитель Абдурауф Фитрат в своей книге «Путь к спасению» пишет: «Мы получаем наше первое воспитание от наших матерей, а это значит, что матери - воспитатели всего человечества» [21]. Здесь автор призывает всех родителей всесторонне воспитывать и обучать девочек, чтобы они, в свою очередь, в дальнейшем воспитывали достойно своих детей. Автором отмечается, что все заключённые, находящиеся в исправительных учреждениях, являются результатом упущения и недостатков в делах воспитания и обучения. Основными критериями высоконравственной личности, на наш взгляд, сегодня являются: • Честность – это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. • Интеллигентность – высокий уровень развития интеллекта, образованность, мудрость, стремление к знаниям. 8 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 • Неподкупность – добродетель, честность, способность человека оставаться верным своему долгу при попытках его подкупа. Из понимания сущности воспитания высоконравственной личности вытекают его основные задачи применительно к нынешним условиям. Они заключаются в следующем: - использовать возможности мировых религий для воспитания гармонично развитой личности, так как число их последователей составляет больше половины населения всего мира; - уделять большое внимание образованию и духовному совершенству подрастающего поколения, особенно девочек, так как они - будущие матеря; - формировать и развивать у молодёжи такие передовые нравственные качества личности, как гуманность, честность, смелость, неподкупность, инициативность, ответственность и принципиальность; - научить молодое поколение целеустремлённости, жить, учиться и работать, руководствуясь высокими нравственными идеалами и принципами морали; - обеспечить условия для самореализации молодёжи, создать заслон на пути распространения «вируса» идеологии насилия. Будущее любого общества, прежде всего, зависит от него самого, от духовной энергии и творческой силы сознания его народа. Стремление к материальному благополучию не должно заслонить духовно-нравственный рост общества. А нравственность, как ценность была, и будет оставаться самой важной чертой личности. Именно поэтому гармоничное сочетание высокой нравственности с развитым интеллектом, духовным и физическим здоровьем подрастающего поколения – залог счастливого будущее человечества. Список литературы: 1. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 19 сентября 2017 года. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: 9 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 http://uza.uz/ru/politics/ prezident-uzbekistana-shavkat-mirziyeev-vystupil-na-72-y- ses-20-09-2017 (дата обращения: 19.08.2020 г.). 2. Кант И. Спор факультетов / пер. с нем. Ц.Г. Арзаканяна, И.Д. Копцева, М.И. Левиной; Отв. ред. Л.А. Калинников. Калининград: КГУ, 2002. 286 с. 3. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Мол. гвардия, 1988. 221 с. 4. Евангелие от Матфея. Глава 7. Ст. 12. СПб., 2016. 304 с. 5. Аляутдинов Шамиль. Хулюк (нравственность). [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://umma.ru/hulyuk-nravstvennost/ (дата обращения: 19.08.2020 г.). 6. Основа духовного пути – это нравственность. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://dhammasukha.ru/sila/ (дата обращения: 19.08.2020 г.). 7. Платон о четырех главных добродетелях. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.liveinternet.ru/users/isolophey/post/ (дата обращения: 19.08.2020 г.). 8. Ал-Бухари Имам: Ал-адаб ал-муфрад. Хадисы пророка о достойном поведении. СПб.: «Диля», 2019. 544 с. 9. Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1970. 430 с. 10. Есипова Н.Д. Нравственное развитие молодежи. Научная статья. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.b17.ru/article/9257/ (дата обращения: 19.08.2020 г.). 11. Igor Karpov. Три последних желания Александра Македонского. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://zen.yandex.ru/media/id/tri- poslednih-jelaniia-aleksandra-makedonskogo-5e (дата обращения: 19.08.2020 г.). 12. Эркаев А. Духовность – энергия независимости. Ташкент: Маънавият, 1998. 123 с. 13. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1940. 259 с. 10 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 14. Фитрат А. Избранные произведения, 5-том. Ташкент: Маънавият, 2010. 304 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 11 https://tribune-scientists.ru