- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)
Статья опубликована в журнале за "Август 2020"
Автор(ы) статьи: Трошихин А.В.
PDF файл статьиУДК 34 Трошихин Алексей Владимирович, студент магистратуры, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия, г. Владивосток e-mail: wot0408@gmail.com ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ) Аннотация: Одним из важных элементов обеспечения прав и свобод человека и гражданина является право на юридическую помощь. В целях реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь государство наделяет полномочиями Минюст России и его территориальные органы по координации деятельность в сфере оказания юридической помощи для повышения её качества и эффективности. Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, территориальные органы юстиции, участники системы бесплатной юридической помощи, адвокаты, нотариусы. Troshikhin Alexey Vladimirovich, master student, Vladivostok State University of Economics and Service Russia, Vladivostok PRACTICE OF REALIZATION OF JUDICIAL AUTHORITY TO COORDINATE ACTIVITIES TO PROVIDE LEGAL ASSISTANCE (ON THE EXAMPLE OF PRIMORSKY KRAI) Abstract: One of the important elements in ensuring human and civil rights and freedoms is the right to legal assistance. In order to implement the constitutional right of citizens to qualified legal assistance, the Government gives the Ministry of Justice of Russia and its territorial organs the authority to coordinate activities in the sphere of providing legal assistance in order to improve its quality and effectiveness. Keywords: free legal aid, territorial agencies of justice, members of the free legal aid system, lawyers, notaries. Бесплатная юридическая помощь является важной составляющей правового государства, так как способствует реализации гражданами их конституционных прав. В частности, право на квалифицированную юридическую помощь, равенство всех перед законом и т.д. Исходя из этого 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 государство должно проводить соответствующую политику, при которой будут созданы все необходимые благоприятные условия, способствующие реализации прав, свобод человека и гражданина. Согласно части 1 статьи 4 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 324) государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью является совокупностью организационно-правовых, социально-экономических, информационных и иных мер, принимаемых в целях реализации гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи [1]. Для того чтобы такая политика была действенной, необходим контроль со стороны государственных органов за указанной сферой. В Российской Федерации контроль за координацией деятельности в сфере оказания бесплатной юридической помощи осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, который вырабатывает политику и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, координирует работу в указанной сфере других органов исполнительной власти. Деятельность Минюста России регламентируется Положением о Министерстве юстиции РФ (далее – Положение) [2]. Руководство деятельностью указанного органа осуществляет Президент РФ. Роль Минюста России и его территориальных органов в сфере бесплатной юридической помощи заключается в том, что Минюст России, как и другие федеральные органы исполнительной власти, является участником системы оказания бесплатной юридической помощи, а также координирует деятельность участников данной системы, осуществляет контроль за субъектами оказания бесплатной юридической помощи, устанавливает нормы профессиональной этики, а также требования, которые предъявляются к субъектам оказания такой помощи. Рассмотрим деятельность территориальных органов Минюста России на примере Главного управления Минюста России по Приморскому краю (далее – Главное управление). 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 Правовую основу деятельности Главного управления составляют нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Минюста России и его территориальных органов. К полномочиям Главных управлений Министерства юстиции по субъекту РФ относятся: принятие мер по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта, ведение списка негосударственных центров бесплатной юридической помощи и т.д. [3]. Одним из полномочий Главного управления является возможность участия в разработке нормативно-правовых актов, касающихся функционирования и развития системы бесплатной юридической помощи. В рамках реализации ФЗ № 324 на территории Приморского края при участии Главного управления был принят Закон Приморского края № 31-КЗ [4]. Вместе с тем в 2019 году указанным территориальным органом Минюста было направлено письмо Председателю Комитета по региональной политике и законности законодательного собрания Приморского края. В данном документе было отмечено, что в настоящее время отсутствуют сведения об имеющихся проблемах в сфере оказания бесплатной юридической помощи, также указанный территориальный орган Минюста совместно с участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи ведёт работу по информированию граждан о возможности получения такой помощи посредством размещения информации о запланированных мероприятиях в СМИ, а также на официальном сайте территориального органа Минюста и интернет-сайтах органов исполнительной власти и местного самоуправления и иных участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи. В письме было отмечено, что при проведении сравнительного анализа регионального законодательства субъектов ДФО в сфере бесплатной юридической помощи территориальный орган Минюста пришел к следующему выводу: перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в Законе Приморского края №31-КЗ полностью дублирует ФЗ № 324, в то время как в законах других 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 субъектов данный перечень расширен. В целях совершенствования правового регулирования и правоприменительной практики в области оказания бесплатной юридической помощи в Приморском крае Управлением было предложено расширить перечень граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. Принимая участие в разработке нормативно- правовых актах в данной сфере, территориальные органы Минюста России могут способствовать непосредственной передачи мнения граждан относительно оказываемой помощи, выражение их отношения к существующей системе оказания бесплатной юридической помощи. Вместе с тем может быть озвучено не только мнение граждан, как субъектов получения помощи, но и субъектов оказания правовой помощи, а именно адвокатов, нотариусов, государственных служащих различных органов и т.д. Данное полномочие активно реализуется органами юстиции, что способствует постоянному развитию системы бесплатной юридической помощи, её совершенствованию. Территориальные органы Минюста России также осуществляют полномочия по проведению мониторинга деятельности в области оказания бесплатной юридической помощи. Данное полномочие закреплено в пункте 5 статьи 11 ФЗ № 324. Мониторинг является специфическим видом юридической деятельности, поскольку позволяет оценить результаты применения норм действующего законодательства, их эффективность. В работе были проанализированы результаты мониторинга Главного управления за период с 2017 по 2019 год. В данной работе будет рассмотрена деятельность адвокатов и нотариусов как субъектов оказания бесплатной юридической помощи. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 4 https://tribune-scientists.ru В первую очередь рассмотрим количество обращений. В 2019 году адвокатами было дано 960 устных консультаций и составлено 95 документов правового характера. Вместе с тем, письменных консультаций было всего 14. Что касается количества размещенных материалов, то в 2019 году в СМИ – 0, в сети «Интернет» – 3, изданных брошюр, памяток и т.д. – 0, иным способом – 0 (рисунок 2). Вместе с тем, по мнению экспертов это обстоятельство можно Рисунок 2 – Динамика количества размещенных материалов адвокатами, являющимися участниками бесплатной юридической помощи, в Приморском крае за 2017-2019 гг. [5] [6] [7]. объяснить той системой отчётности, которая существует в настоящий момент, а также сложностью получения финансирования. Для предоставления отчетов адвокатам необходимо собрать большое количество справок. Данный процесс занимает много времени, в связи с чем адвокатам проще оказать бесплатную юридическую помощь без сбора всех необходимых документов, которые требуются для получения вознаграждения. Что касается нотариусов, то наиболее действенным способом в данном случае является проведение консультаций в рамках проведения всероссийского дня бесплатной юридической помощи [8]. Рассмотрим количество обращений, расмотренных нотариусами. В 2019 году ими было рассмотрено 23546 обращений. Анализируя рассматриваемый период, можно сделать вывод о том, что с каждым годом количество обращений к нотариусам уменьшается. В частности, в 2017 году была оказана помощь по 37578 обращениям, в 2018 году 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 их было 26818. Отмечается резкое уменьшение количества обращений – почти Рисунок 3 – Динамика количества размещенных материалов нотариусами в Приморском крае за 2017-2019гг. [5] [6] [7]. на 11 000 тысяч обращений за один год. Аналогичное снижение количества обращений можно заметить и у адвокатов. Если в 2017 году было 1638 обращений, то в 2019 их стало 1125. Количество размещенных материалов в рассматриваемом периоде равно нулю. Вместе с тем количество размещенных материалов по вопросам правовой помощи и правового просвещения нотариусами в 2019 году составило в СМИ – 14, в сети «Интернет» – 6. Следует отметить резкое уменьшение таких материалов: в 2017 году в СМИ было размещено 47 материалов, а в 2018 году 7. Аналогичная ситуация с материалам, размещенными в сети «Интернет»: в 2017 году в СМИ было размещено 49 материалов, а в 2018 году 5 м (рисунок 3). Имеющаяся тенденция может привести к дальнейшему снижению количества обращений граждан за помощью к нотариусам. Существующее положение дел по мнению экспертов также объясняется имеющейся формой отчетности. Одним из наиболее важных полномочий, непосредственно относящихся к качеству оказываемой помощи, относится разработка и установление единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 помощи, а также обеспечение контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи [1]. В частности, в законодательстве отсутствует механизм реализации органами юстиции полномочий по обеспечению контроля за соблюдением лицами, оказывающими юридическую помощь, требований, которые предъявляются к качеству оказываемой ими помощи, а также норм профессиональной этики. Например, в части 1 статьи 2 ФЗ №324 закреплено положение о том, что бесплатную юридическую помощь могут оказывать лица, которые обладают высшим юридическим образованием [1]. Других требований к ним не предъявляется. Если рассматривать пункт 7 статьи 11 названного закона, то в нем обозначена возможность уполномоченного федерального органа исполнительной власти обеспечивать контроль за соблюдением субъектами бесплатной юридической помощи предъявляемых к ним требований. Затруднительным представляется реализация данного полномочия. В отчетах, которые представляются субъектами бесплатной юридической помощи, указываются количественные показатели оказанной помощи. Например, в сводном отчете Адвокатской палаты Приморского края за 2018 год указано: - количество граждан, обратившихся за оказанием бесплатной юридической помощи; - количество граждан, которым была оказана бесплатная юридическая помощь; - количество случаев оказания гражданам бесплатной юридической помощи; - количество устных и письменных консультаций по правовым вопросам; - количество случаев представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях; - количество составленных документов правового характера (заявлений, жалоб, ходатайств и других); 7 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 - иные виды бесплатной юридической помощи [9]. Данные показатели позволят уполномоченным органам установить, насколько эффективна деятельность адвокатов, как субъектов оказания бесплатной юридической помощи; определить какие категории граждан чаще обращаются за получением правовой помощь; какие виды консультаций наиболее чаще проводятся (устные или письменные) и т.д. Все названное позволит Минюсту России и его территориальным органом при выработке и осуществлении государственной политики в сфере бесплатной юридической помощи, разработке новых мер для эффективного функционирования государственной и негосударственной систем юридической помощи, определение недочетов, пробелов, возникающих при осуществлении субъектами бесплатной юридической помощи деятельности в данной сфере. Вместе с тем количественные показатели бесплатной юридической помощи не позволяют утверждать о том, что эта помощь соответствует всем требованиям, предъявляемым к её оказанию. В данном случае необходимо установить способы для определения качества оказываемой помощи. Для того, чтобы деятельность Минюста России и его территориальных органов была действенной и результативной необходимо постоянно совершенствовать не только систему оказания бесплатной юридической помощи, но и деятельность уполномоченных органов, осуществляющих контроль за данной сферой. Представляется логичным расширить полномочия Минюста России и его территориальных органов в данной области. В первую очередь, необходимо дополнить ФЗ № 324 положениями, которые обязывают всех субъектов бесплатной юридической помощи предоставлять отчеты в установленной форме. В ФЗ № 324 предусмотрена обязанность адвокатов представлять отчет в адвокатскую палату. В свою очередь адвокатская палата предоставляет в уполномоченный орган исполнительной власти ежегодный доклад и сводный отчет об оказании бесплатной юридической помощи. Форма отчета адвокатов и форма сводного отчета адвокатской палаты утверждается Минюстом России [10]. Указанные 8 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 отчеты должны содержать сведения о гражданах, которым была оказана помощь и об их количестве, в какой форме (устной или письменной) была оказана помощь. Также в нём должны быть отражены сведения о жалобах граждан на действия или бездействия адвокатов при оказании бесплатной юридической помощи. Вся информация, которая содержится в отчетах позволяет территориальным органам Минюста России объективно оценить существующую систему оказания бесплатной юридической помощи, выявить недостатки и определить возможные пути решения, на основе полученных данных территориальные органы составляют мониторинги. Что касается иных субъектов оказания бесплатной юридической помощи, то они предоставляют отчеты по запросу Главного управления. Однако действующая система отчетности достаточно сложная и требует больших временных затрат. Исходя из этого следует упростить форму отчетности для адвокатов, нотариусов, поскольку она способствует снижению количеству обращений граждан за бесплатной юридической помощью к данным субъектам. В настоящее время копии всех необходимых документов должны быть заверены печатью адвокатского образования, в котором состоит адвокат, оказавший бесплатную юридическую помощи [11]. Это создает серьезные временные затраты, так как печать хранится в адвокатском образовании. Исходя из изложенного следует вывод о необходимости создания электронной базы, в которой адвокаты будут указывать все данные, которые в настоящий момент указываются в отчетах, но при этом не требуются копии документов, заверенных печатью адвокатского образования. Подобные изменения существенно упростят деятельность адвокатов, связанную с предоставлением отчетности об оказании бесплатной юридической помощи, и будут способствовать реализации политики в данной сфере. Список литературы: 1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (посл. ред. от 26.07.2019 № 232-ФЗ) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 9 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 2. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313 (последняя редакция от 31.12.2019 № 640) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». 3. Приказ Минюста России от 03.03.2014 № 25 (ред. от 26.12.2019) «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» // Справочно-правовая система «ГАРАНТ». 4. Закон Приморского края от 05.05.2012 № 31-КЗ (посл. ред. от 30.09.2019 № 574-КЗ) «Об обеспечении оказания юридической помощи на территории Приморского края» // Справочно-правовая система «ГАРАНТ». 5. Информационно-аналитический доклад Главного управления Минюста России по Приморскому краю за 2019 год // Главное управление Минюста России по Приморскому краю. Ведомственный электронный ресурс. 6. Информационно-аналитический доклад Управления Минюста России по Приморскому краю за 2017 год // Главное управление Минюста России по Приморскому краю. Ведомственный электронный ресурс. 7. Информационно-аналитический доклад Управления Минюста России по Приморскому краю за 2018 год // Главное управление Минюста России по Приморскому краю. Ведомственный электронный ресурс. 8. Приморская краевая нотариальная палата приняла участие во Всероссийском едином дне правовой помощи. // Федеральная нотариальная палата: [Электронный ресурс]. 2018. Режим доступа: URL: https://notariat.ru/ru- ru/news/primorskaya-kraevaya-notarialnaya-palata-prinyala-uchastie-vo- vserossijskom-edinom-dne-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshi-naseleniyu (дата обращения: 13.05.2020 г.). 9. Отчет об оказании бесплатной юридической помощи за 2018 год. // Правительство Приморского края. [Электронный ресурс]. 2020. Режим доступа: 10 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 URL: https://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/law/free- legal-aid.php (дата обращения: 13.05.2020 г.). 10. Приказ Минюста России от 12.11.2012 № 206 (ред. от 26.04.2018) «Об утверждении форм и сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «ГАРАНТ». 11. Багишова Г.З. Бесплатная юридическая помощь: проблемы и решения // Федеральная палата адвокатов Российской Федерации: [Электронный // Режим доступа: URL: ресурс]. 2019. https://fparf.ru/polemic/opinions/besplatnaya-yuridicheskaya-pomoshch-problemy-i- resheniya/ (дата обращения: 13.05.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2020 11 https://tribune-scientists.ru