- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2020"
Автор(ы) статьи: Бертяков Д.В.
PDF файл статьиУДК 343.34 Бертяков Денис Владимирович студент кафедры политологии и государственной политики Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Среднерусский институт управления – филиал Россия, г. Орел e-mail: bert0704@inbox.ru СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В настоящей статье рассмотрен вопрос о современных механизмах противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации. Усовершенствование внутренней политической системы, эффективности государственного управления в борьбе с коррупцией. Краткий анализ зарубежного опыта по противодействию коррупции. Ключевые слова: коррупция, органы государственной власти, антикоррупционная политика, антикоррупционная деятельность, противодействие коррупции, коррупционные проявления. Bertyakov Denis Vladimirovich student Department of Political Science and Public Policy Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Central Russian Institute of Management - branch Russia, Orel MODERN ANTI-CORRUPTION MECHANISMS IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: This article discusses the issue of modern anti-corruption mechanisms in the constituent entities of the Russian Federation. Improvement of the internal political system, the effectiveness of public administration in the fight against corruption. A brief analysis of foreign experience in combating corruption. Key words: corruption, public authorities, anti-corruption policy, anti- corruption activities, anti-corruption, corruption manifestations. В субъектах Российской Федерации антикоррупционная деятельность связана с широким спектром организационно-штатных вопросов, для решения которых необходимо выстраивать доверительные отношения между органами 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 государственной власти, бизнесом и обществом, осуществлять мониторинг деятельности по противодействию коррупции в других субъектах РФ и брать на вооружение их положительный опыт. Глобальное усовершенствование России необходимо начинать с модернизации внутренней политической системы, пересмотра системы государственного управления на предмет её эффективности. Главное препятствие на пути к демократии любого развивающегося государства безусловно коррупция, и как следствие возникает необходимость создавать механизмы противодействия ей. Коррупцию, в общем понимании, можно трактовать как очень сложное неоднозначное явление, связанное с дефектом, проникающим во все сферы жизнедеятельности, управления государством. Опыт противодействия коррупции зарубежных стран показывает, что понятие коррупция законодательно принято не во всех государствах. Понятие Коррупции не закреплено в законах у таких стран как США, КНДР, Индии и др., но это не мешает им эффективно противодействовать ей. Вместе с тем, в странах где термин коррупция закреплен законом, Россия, Украина, Казахстан, Греция, Венесуэла и др., коррупция зачастую процветает. Широкое освещение непродуктивной политики государственного управления и процветающей коррупции в государстве, ежегодно происходит в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Основными задачами по противодействию коррупции и повышению эффективности государственного управления обозначено смягчение обязательств органов исполнительной власти, создание механизмов тесного взаимодействия между органами государственной власти и населением путем усовершенствования судебного делопроизводства и административных регламентов. Кроме того, серьезность проблемы коррупции в России обозначена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, коррупция снова 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 отнесена к основным угрозами государственной и общественной безопасности [2]. Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру «Transparency International» Россию всегда относила к странам с высоким уровнем коррупции. Так, в 1996 году Россия занимала 47 место из участвовавших в исследовании 54 страны, в 2000 году 82 место из 90 стран, в 2005 году 126 место из 159 стран, в 2010 году 154 место из 178 стран, в 2015 году 119 место из 168 стран, в 2019 году 137 место из участвовавших в исследовании 180 стран [3]. В настоящее время, в России создана богатая база нормативно-правовых актов, нацеленных на борьбу с коррупцией. Основным является Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, он же и стал главным Законом, определяющим в государстве направление в борьбе с коррупцией. В Законе раскрыт термин коррупции, принципы противодействия коррупции, организационная и правовая системы по выявлению, предупреждению и пресечению коррупционной деятельности, а также методы борьбы с ней [1]. После выхода Закона появилось множество других нормативно-правовых актов и как следствие, информация о деятельности чиновников всех уровней стала относительно открытой, так как декларирование и размещение сведение о доходах и имуществе служащих и членов их семей на официальном сайте стала обязательной, ежегодной процедурой. Определены конкретные признаки коррупционных проявлений, сферы деятельности наиболее подверженные коррупции. Практическое применение нормативно-правовых актов направлено на осуществление комплексных мер по борьбе с коррупцией, как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ, муниципальных образований для пресечения коррупционных проявлений во всех сферах деятельности органов государственной власти. В результате проведенного анализа работы по борьбе с коррупцией, установлено, что служащие органов государственной власти наиболее уязвимы перед коррупцией ввиду того, что именно в их компетенцию 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 входит распределение бюджетных средств, финансовых, материально- технических, кадровых, информационных и других ресурсов, в том числе и в субъектах РФ, так как значительный объем ресурсов находится в их распоряжении. Следовательно, проведение антикоррупционной политики в органах государственной власти в субъектах РФ считается важной задачей. Обстоятельства, при которых служащие органов государственной власти наиболее уязвимы и подвержены коррупции: - в компетенцию служащего входит финансирование и распределение материальных ресурсов; - в компетенцию служащего входит работа, связанная с конфиденциальной информацией или со сведениями, составляющими государственную тайну; - в компетенцию служащего входят разрешительные, надзорные и контролирующие функции; - должность служащего подразумевает свободу действий и особое доверие; - в компетенцию служащего входит предоставление населению государственных услуг и тесное взаимодействие с ними. Уязвимость перед коррупцией служащих органов государственной власти на всех уровнях объясняется тем что, их деятельность связана с постоянными контактами, как с физическими, юридическими лицами, так и с коммерческими организациями, также подталкивает к совершению преступления важность принадлежности к органам государственной власти, мнимая неприкосновенность и безнаказанность, формальный подход правоохранительных органов к привлечению чиновников к ответственности за преступления коррупционной направленности, низкая заработная плата, несовместимая с уровнем ответственности и объемом обязанностей служащего органов государственной власти. Противостоять коррупции в органах государственной власти субъектов РФ способна только грамотно организованная политика по противодействию 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 коррупции, систематичность и последовательность её воплощения в органах власти регионов, организациях, обществе, а также плановая работа с нормативно-правовыми актами по борьбе с коррупцией и практической реализации всех механизмов по противодействию коррупции. Устранение отрицательного развития коррупционного воздействия целесообразно проводить одновременно в двух направлениях: Первое, правительство страны должно пресекать любое проявление коррупции, претворяя в жизнь все формы и методы административно- правового воздействия над латентными коррупционными проявлениями управленческой работы; Второе, непосредственно общество обязано демонстративно отвергать любые коррупционные проявления, население должно твердо и решительно отстаивать свою антикоррупционную позицию, не поддаваться на провокации, побуждающие к коррупции со стороны служащих органов государственной и муниципальной власти. Однако правительству страны необходимо очень осторожно относиться к агитации этого направления. Большим подспорьем в проведении антикоррупционной полплитки в субъектах РФ станет социальное партнерство между органами власти и местными коммерческими организациями, а также общественными организациями. Положительными факторами от социального партнерства могут быть: - снижение к минимуму рисков и обеспечение прозрачности принятия решение между представителями трех сторон; - проведение общественного контроля соблюдения антикоррупционной политики в субъектах РФ; - привлечение коммерческих и общественных институтов к решению конфликтов, возникших на коррупционной почве. Чтобы выставить оценку проводимой органами государственной власти антикоррупционной политике в субъекте РФ, а также правовой культуре коммерческих организаций и населения целесообразно проводить 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 социологические опросы граждан, субъектов общественных организаций и бизнеса. По завершению социологического опроса следует выделить основные показатели и провести анализ, по результатам которого необходимо подготовить предложения по корректировке антикоррупционной политики проводимой в субъекте РФ. Основные показатели социологического опроса: 1. процент опрошенных граждан субъекта РФ, положительно оценивающих методы проведения антикоррупционной политики в субъекте РФ и в государстве в целом; 2. процент опрошенных граждан субъекта РФ, обладающих правовой культурой в области противодействия коррупции, способных на начальной стадии определять признаки проявления коррупции; 3. процент опрошенных граждан и субъектов предпринимательского сектора в регионе, которые сталкивались с коррупционными проявлениями при контактах со служащими органов государственной власти. 4. процент опрошенных граждан субъекта РФ, считающих, что сообщение о преступлении коррупционной направленности в органы государственной власти будет обязательно расследовано, а причастные к преступлению будут объективно наказаны. 5. процент опрошенных представителей предпринимательства считающих, что в органах власти субъекта РФ процветает коррупция, и это угроза для коммерции в регионе. 6. сравнение количества зафиксированных в ходе социологического опроса фактов, свидетельствующих о коррупционных преступлениях в регионе и официальной статистки раскрытых преступлений коррупционной направленности в субъекте РФ за отдельно взятый промежуток времени. В целях выявления коррупции в органах государственной власти в субъектах РФ необходимо организовать устойчивое взаимодействие между властью и обществом. Для усиления взаимодействия нужно наладить обратную связь с пользователями государственных услуг, используя доступные для 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 населения средства, такие как официальные сайты, телефон доверия, почта России. Преимущество регионов, в которых налажена работа официального сайта органов государственной власти, через который можно напрямую довести до исполнителей выявленные факты коррупции, очевидна. Также на сайтах органов государственной власти субъектов РФ необходимо своевременно размещать информацию о результатах деятельности по борьбе с коррупцией, при этом конкретизация изложения информации будет говорить об открытости органов власти перед обществом в проведении антикоррупционной политике в субъекте РФ. Положительным опытом может послужить введение в некоторых субъектах РФ Кодекса этики служащего в органах государственной власти, в нем прописываются нормы этического поведения служащих вне зависимости от занимаемой должности, и он обязателен к исполнению всеми чиновниками. Таким образом, можно отметить что механизмы по борьбе с коррупционными проявлениями в исполнительных органах государственной власти регионов России находится в процессе становления. На практике видно, как в некоторых регионах России, имеющих высокие показатели по данным НИСИПП, имеются основы и реализуются все направления деятельности по противодействию коррупции. В других субъектах РФ антикоррупционная деятельность, находится в развитии и совершенствуется, реализуются новые антикоррупционные направления. Все это несомненно приведет, в конечном счете, к созданию оптимальной системы для каждого субъекта РФ по борьбе с коррупцией в органах государственной власти. Список литературы: 1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Указ Президента РФ № 683 от 31.12.2015 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 7 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 3. Россия в Индексе восприятия коррупции-2019. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://theworldonly.org/indeks-vospriyatiya-korruptsii-2019/ (дата обращения: 27.07.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 8 https://tribune-scientists.ru