- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
КОРРУПЦИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ГОСУДАРСТВА
Статья опубликована в журнале за "Июль 2020"
Автор(ы) статьи: Бертяков Д.В.
PDF файл статьиУДК 343.35 Бертяков Денис Владимирович студент кафедры политологии и государственной политики Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Среднерусский институт управления – филиал Россия, г. Орел e-mail: bert0704@inbox.ru КОРРУПЦИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ГОСУДАРСТВА Аннотация: В настоящей статье рассмотрен вопрос об экономических условиях развития коррупции, как угрозы стабильного развития государства и его общества. Определен перечень основных сфер государственного присутствия в экономике, наиболее подверженных коррупции. Представлен обзор действующих профилактических антикоррупционных мер, установленных законом. Формирование нетерпимости к проявлениям коррупции. Обозначено негативное воздействие коррупции на государство. Ключевые слова: коррупция, коррупция в сфере экономики, приватизация, коммерческая деятельность, коррупционные преступления, экономические преступления, вымогательство, взятка, органы государственной власти. Bertyakov Denis Vladimirovich student Department of Political Science and Public Policy Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Central Russian Institute of Management - branch Russia, Orel CORRUPTION IN THE ECONOMIC SPHERE OF THE STATE Abstract: This article examines the issue of economic conditions for the development of corruption as a threat to the stable development of the state and its society. The list of the main spheres of the state presence in the economy, most susceptible to corruption, was determined An overview of the current preventive anti- corruption measures established by law is presented. Formation of intolerance towards manifestations of corruption. The negative impact of corruption on the state is indicated. Key words: corruption, corruption in the economic sphere, privatization, commercial activity, corruption crimes, economic crimes, extortion, bribery, government bodies. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 В настоящее время в Российской Федерации сформировано и установлено законом понятие «коррупция». Определение понятия «коррупция» закреплено в статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1]. Коррупцией считается - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Государственное влияние в жизни общества и экономике способствует контролю и урегулированию рыночных отношений, опирающихся на принцип свободной конкуренции. Вместе с тем, государственное влияние на экономику образовывает совершенно новые сферы и предоставляет определённые полномочия государственным служащим, в следствии чего они стали субъектами коррупционной деятельности и влияют на её развитие. В России в девяностые годы прошлого столетия происходили грандиозные изменения в сфере экономики, результатом которых стало появление и укрепление кардинально новых форм деятельности, в тоже время государственные и общественные институты были в упадке и не могли своевременно приспособиться к изменениям. В результате отсутствия контроля, вновь образовавшиеся экономические сферы и формы деятельности привели к становлению коррупции в России. Основные коррумпированные сферы из-за государственного влияния на экономику России были озвучены в докладе Совета по внешней и оборонной политике и Фонда «Индем»: 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 1. Приватизация государственной собственности показала наиболее явные и характерные черты коррупционных проявлений. Всеобъемлющая приватизация в стране и отсутствие контроля со стороны государственной власти, лишь ухудшили положение дел. Около половины принятых законов по приватизации заведомо содержали нарушения и противоречили действующему законодательству. Как правило государственные служащие сами становились акционерами. А в настоящее время, прошлое участие в противоправных схемах по приватизации стало почвой для политических интриг, а компрометирующие материалы на оппонентов служат оружием в них для дальнейшего предъявления обвинений в коррупции. 2. Сфера по предоставлению государственным служащим полномочий и наделению исключительными правами, касающихся льгот и налогов, также не обошла стороной коррупцию. 3.. Распределение бюджетных средств, сфера, напрямую связанная с коррупцией. По мнению специалистов, более половины фактов выдачи государственных кредитов и сделок, связанных с распределением бюджетных средств связаны с коррупционными отношениями. Этому способствуют очевидные, предположительно искусственно созданные, провалы и недоработки в системе налогообложения. Не эффективные законы, создающие базу для коррупции. Например, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2]. 4. Лоббизм в законодательных органах государственной власти практически не контролируется и уголовно не преследуется, в связи с неприкосновенностью коррупционеров в депутатской среде. Что в свою очередь серьезно затрудняет процесс привлечения к уголовной ответственности коррумпированных чиновников, и как следствие отсутствие в правоохранительных органах громких, а самое главное системных дел коррупционной направленности. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 5. Правонарушения экономического характера в союзе с правоохранительными органами зачастую приводят к образованию организованной преступности и содействуют укреплению коррупции, а не борьбе с ней. Коррумпированные сотрудники правоохранительных органов препятствуют реализации уголовных дел, и разваливают их с целью получения преступной материальной выгоды. Также, нередко сотрудники незаконно сами замешаны в коммерческой деятельности, где занимаются вымогательством, «крышиванием», устранением конкурентов. 6. В девяностые годы прошлого столетия, одной из первых прошла и реорганизация банков России. Весь государственный банковский сектор в одночасье перешел от государства в частные руки. Следующим этапом, наносящим существенный ущерб государству, стало наделение частных банков полномочиями по управлению бюджетными средствами, которые существуют и в настоящее время. Полный перечень банков, наделенных правом обеспечивать заявки и исполнение государственных контрактов с банковской гарантией, а также предъявляемые к ним требования, установлены частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2]. Такие полномочия позволяют банкирам получать сверхприбыль, играя на курсах валют и постоянным снижением курса национальной валюты. 7. Таможенная сфера, это еще одно место где коррупция никак не контролируется, и, если так можно сказать, даже поощряется, так-как коммерческая деятельность здесь установлена законодательно. Сотрудники таможни законом наделены полномочиями по очистке, проходящих через границу товаров. Соответственно, переправить через границу «серый» товар не будет затруднителен. Необходимо лишь официально оплатить через кассу таможенной фирмы от 1 до 10 тыс.$, в зависимости от характеристик переправляемого товара. Часть денежных средств от сделки пойдут в доход государства, остальная - в доход таможни. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 8. Сфера налогообложения с момента её становления в 90-е года и до настоящего времени глубоко поражена коррупцией. Парадокс этой сферы заключается в том, что как контрольный орган налоговая система достаточно замкнута и наделена большими полномочиями, вместе с тем государство не может (не желает) контролировать законное исполнение этих полномочий, и как следствие возникают коррупционные схемы по уходу от налогов с вовлечением в них сотрудников налоговой инспекции, органов государственной власти, коммерции и т.д. 9. Призыв на военную службу уже много лет сопряжен с коррупцией. Сотрудники военных комиссариатов в призывные периоды сталкиваются с нежеланием большинства молодых людей идти на военную службу по призыву в силовые ведомства под различными предлогами. Но законом установлены лишь несколько оснований для освобождения от призыва. Самое популярное основание, около 90% случаев, это освобождение от призыва по медицинским показаниям. Получение медицинской справки с отрицательными показаниями годности к службе достаточно частое явление, так как в большинстве своем ее получают за взятку. Вместе с тем, граждане, желающие устроится на военную службу по контракту, постоянно сталкиваются с противоположной ситуацией, когда необходимо дать взятку, чтобы призваться в силовые ведомства России. Также необходимо указать другие сферы, находящиеся в тесном взаимодействии с коррупцией: осуществление контроля со стороны государственных служб (Госпожнадзор, Роспотребнадзор и т.п.), от которого страдает малый и средний бизнес в России; сбор обязательных и иных платежей, штрафов и задолженностей с населения всеми уполномоченными ведомствами; выдача разрешений на занятие специальными видами деятельности, а также лицензирование видов деятельности; 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 выдача разрешений на строительство и распределение земельных участков. Ущерб от коррупции, в рамках государственного присутствия в экономике России, вызывает: потери налогов; хищение и воровство при распределении и расходовании государственных средств и ресурсов; низкая эффективность коррупционных финансовых потоков экономики страны в целом; потеря времени из-за искусственно созданных препятствий, следствием которого становится низкая работоспособность органов государственной власти; разграбление малого бизнеса, уменьшения инвестиций в производство, и замедление экономического роста государства; нецелевое расходование финансов при участии в международной помощи, что упраздняет её моральный смысл, и снижает материальную эффективность; низкое качество социального сервиса; резкая градация по уровням социального равенства; усиление и способствование организованной преступности; ущерб политической легитимности власти и утрате доверия со стороны электората; - снижение общественной морали в целом... Можно выделить наиболее значимые причины, способствующие коррупционным преступлениям: отсутствие четко регламентированных, сведённых к минимуму нормативно-правовых актов и в общем законодательной базы для борьбы с коррупцией; 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 неисполнение законов и низкий уровень правосознания и нравственного климата в стране, потеря нравственных ориентиров, когда действия преступников вызывают в обществе зависть; просчеты, двусмысленное истолкование законов, позволяющие безнаказанно совершать коррупционные действия; высокий уровень коррумпированности органов государственной власти и бизнеса в целом; слабая кадровая политика, недостатки в изучении, ошибки в подборе и расстановке кадров; низкая оплата труда; недоработки в регламентах и обязанностях должностных лиц государственной службы, ведущие к недобросовестному отношению к своим служебным обязанностям и нарушению дисциплины, отсутствие личного примера у руководителей государственных органов; отсутствие воспитательной и профилактической работы руководителей всех уровней; кадровая протекция, позволяющая коррупционерам из числа должностных государственных служащих ставить на должности людей, получая за это незаконную прибыль; покровительство в виде поощрения денежными средствами, материальными и иными ценностями лиц или группы лиц не за результаты в работе, а для извлечения незаконной прибыли… В качестве наиболее действенных методов по борьбе с коррупцией можно выделить следующие: оптимальная заработная плата государственных служащих, обеспечивающая соответствующий рангу уровень жизни, с целью исключения проблем коррупции, порожденных «необходимостью», а не «корыстью»; обеспечение расширенным социальным пакетом чиновников, не связанным с доходом, который был бы малодоступен другим категориям 7 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 профессий: получение и улучшение жилья, направление в лечебно- профилактические и санаторно-курортные учреждения, высококвалифицированное медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение чиновников и членов их семей, пенсионеров государственной службы; перемещение по параллели руководителей всех уровней органов государственной власти между регионами; своевременность наказания и надежная защита государственных служащих от необоснованных обвинений. Чиновники, совершившие противоправные действия, должны понимать, что коррупция однозначно будет выявлена и пресечена. Пресечение преступления должно быть сопоставимо с общественной опасностью, и подвергаться общественной огласке через средства массовой информации для профилактики. Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International опубликовала индекс восприятия коррупции 2019. С 2012 года лишь 22 страны значительно улучшили свои позиции в рейтинге, Россия не в их числе [3]. Исследование Corruption Perceptions Index (CPI) показывает, что индекс восприятия коррупции в 2019 году в России составил 28 баллов, что соответствует 137 месту в рейтинге среди 180 стран, такой же показатель у таких стран как: Кения, Ливан, Либерия, Парагвай, Уганда и др. Для борьбы с коррупцией и восстановлением доверия к политике, Transparency International разработало рекомендации правительствам: осуществлять контроль за политическим финансированием, с целью предотвращения оборота больших денег и влияния их на политику; противостоять преференциальному обращению для того, чтобы бюджеты и общественные услуги не были обусловлены личными связями или были ориентированы на особые интересы; управлять конфликтами интересов и решать проблему «вращающихся дверей»; 8 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 регулировать лоббистскую деятельность, содействуя открытому и значимому доступу к принятию решений; укреплять целостность выборов, а также предотвращать и пресекать кампании по дезинформации; расширять права и возможности граждан и защищать активистов, осведомителей и журналистов; усилить систему сдержек и противовесов и содействовать разделению властей. Таким образом можно сказать, что коррупция в нашей стране укрепилась и не снижает темпов развития, ввиду отсутствия оптимальной законодательной базы, и контроля за исполнением существующей. В законах умышленно заложены понятия, которые можно безнаказанно обойти, зачастую присутствует двоякое истолкование, чем и пользуются должностные лица, совершая противоправные действия. В развивающихся странах, в том числе и в России, низкие зарплаты государственных и муниципальных служащих младшего и среднего звена, ввиду чего они вынуждены искать дополнительные заработки и не всегда законные. Отсутствие контроля за исполнение антикоррупционного законодательства, проявляющаяся в низкой исполнительности правоохранительных органов, ведет к тому, что большая часть коррумпированных должностных лиц органов государственной и муниципальной власти остаются безнаказанными. Причиной тому служит недостаточный уровень доходов, низкий профессионализм, кадровый голод в рядах правоохранительных органов, а также коррумпированность руководства внутри структуры. Укрепившаяся в России еще с девяностых годов прошлого столетия коррупция создает серьезное препятствие на пути привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий, что соответственно тормозит экономическое и промышленное развитие нашей страны. 9 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 Основным фактором экономической коррупции является монополизм и олигархия в экономике, продажность средств массовой информации, отсутствие эффективного законодательства, нацеленного не на правовые, а на распорядительные методы регулирования практически всех сфер общественной жизни, а также оторванность от реальных условий, происходящих в государстве. Список литературы: 1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Россия в Индексе восприятия коррупции-2019 [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://theworldonly.org/indeks-vospriyatiya-korruptsii-2019/ (дата обращения: 25.07.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 10 https://tribune-scientists.ru