- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РОЛЬ И МЕСТО СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
Статья опубликована в журнале за "Май 2019"
Автор(ы) статьи: Чижова О.С.
PDF файл статьиУДК 332.024.3 Чижова Ольга студентка 2 курса магистратуры, Самарский государственный экономический университет, Россия, г. Самара e-mail: olga_chigowa@mail.ru РОЛЬ И МЕСТО СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА Аннотация: В статье описана значимость системы образования. Развитие системы образования в регионе позволяет обеспечить высокий уровень социально-экономического развития региона. Высокий уровень развития системы образования позволяет охарактеризовать регион, как привлекательный для инвесторов. Процесс повышения качества образования позволяет обеспечить как регион, так и страну в целом, человеческими ресурсами и высококвалифицированными кадрами. Большое количество таких трудовых ресурсов послужит хорошей основой для совершенствования регионального развития. Ключевые слова: образование, квалификация, человеческий потенциал, территориальная структура, регион, система, государственная программа, квалификация. Chizhova Olga S., 2nd year master student, Samara state University of Economics, Russia, Samara THE ROLE AND PLACE OF EDUCATION IN SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION Abstract: the article describes the importance of the education system. The development of the education system in the region allows for a high level of socio- economic development of the region. The high level of development of the education system allows us to characterize the region as attractive to investors. The process of improving the quality of education provides both the region and the country as a whole with human resources and highly qualified personnel. A large number of such labor resources will serve as a good basis for improving regional development. Keywords: education, qualification, human potential, territorial structure, region, system, state program, qualification. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru В современных условиях широкое распространение получили процессы глобализации и информатизации, в результате чего регион выступает субъектом конкурентных отношений и оказывает непосредственное воздействие на экономику страны в целом. Уровень и темпы социально- экономического развития региона напрямую зависят от обеспеченности территории высококвалифицированными кадрами, которые способны быстро адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям экономической системы [1, с. 89]. Для решения проблемы обеспеченности региона кадрами, имеющими высокий уровень квалификации, необходимо совершенствовать имеющуюся систему образования, в совокупности с производственными отраслями. Текущий уровень развития системы образования не в полной мере способен обеспечить достижение возложенных на нее задач в силу ряда причин. В результате перехода экономики Российской Федерации к рыночному типу, каждый регион формируется как социально-экономическая система, внутри которой её основные элементы тесно взаимодействуют между собой по вопросам производства, обмена, распределения и потребления. Социально-экономическая система региона обладает высоким потенциалом, заключающемся в видении системы управления в рамках основных задач: планирования, контроля, регулирования. Социально-экономическая система региона состоит из двух главных подсистем. В первую подсистему входят: ресурсное обеспечение региона, население, инфраструктура, политическая организация и экологическое состояние. Образование относится к подсистеме второго порядка и входит в состав системообслуживающего блока региона. Система образования находится в постоянном организационном и функциональном взаимодействии с другими социальными системами. Как и любая система, она нуждается в контроле, организации, в наличии органов управления, которые, в свою очередь, представляют отдельную управленческую систему, внешне Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 2 обособленную от системы образования (особенности форм и методов управления). Но, несмотря на указанное обособление, обе системы – образовательная и управленческая, имеют единые цели своего создания и функционирования. В научной литературе нет точного описания определения понятия «образования», исходя из необходимости его рассмотрения с точки зрения социально-экономического подхода [2, с. 201-206]. В данном случае, наиболее подходящим будет определить систему образования региона как совокупность образовательных организаций различного вида и типа, структур управления такими организациями, которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом в целях достижения высоко уровня социально-экономического развития территории и обеспечения эффективного их функционирования. Такой подход к определению позволяет учесть всех субъектов, принимающих участие в процессе реализации функции образования. В Федеральном законе «Об образовании», система образования определена как совокупность элементов, взаимодействующих между собой. В указанную совокупность включены государственные программы, государственные образовательные стандарты, образовательные организации разных форм собственности, органы управления образовательной системой и подведомственные им структуры. Система образования осуществляет внешние и внутренние функции. К внешним функциям относят процесс оказания услуг образования, к внутренним – обеспечение условий, благоприятных для стабильного функционирования системы. Реализация внешней функции ограничена рядом препятствий, к основным из которых можно отнести: ресурсное обеспечение образовательных организаций (организационное, информационное, финансовое, материально- техническое) и нормы права, регламентирующие деятельность системы образования. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 3 В основном, вся деятельность внутри образовательной системы направлена на удовлетворение потребностей населения региона в образовательных услугах. Развитие системы образования предполагает ее переход в новое, более качественное состояние, которое обеспечит рост регионального потенциала, расширение возможностей по реализации своих функций, удовлетворение запросов личности, общества и государства в рамках образовательного процесса. Оценить уровень развития системы образования можно в двух аспектах: с точки зрения достигнутых результатов развития и с точки зрения характеристик самого процесса. Система образования региона представляет собой совокупность связанных между собой стандартов образования, сети образовательных организаций и органов управления образованием, которые процессуально объединены на территории. Структура системы образования состоит из образовательных организаций различного уровня подчинения, расположенных не территории региона, а так же структур управления данными организациями. Взаимодействие элементов структуры образования предполагает достижение цели удовлетворения спроса в высококвалифицированных кадрах для экономики региона. В современных условиях, высокое качество трудовых ресурсов, включая высокий уровень образования, обеспечивает конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и значительный потенциал развития, как региона, так и страны в целом. Экономический рост предоставляет возможность приращения человеческого потенциала, в то числе за счет повышения уровня образования населения той или иной территории. Тем не менее, образование само по себе относится к важнейшему фактору экономического роста и формирования национального богатства региона [3, с. 52]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 4 Рост экономики региона, в некоторой степени, обеспечивается инвестициями в человека, развитием производительных навыков, умений и способностей индивидов. Именно система образования обеспечивает регион трудовыми ресурсами «высокого качества». От качества функционирования системы образования напрямую зависит уровень квалификации кадров, обеспечивающих социально-экономическое развитие территории. Уровень образования, в условиях нормального функционирования экономики, включается в стоимостное выражение труда. Речь идёт о том, что люди с высоким уровнем образования используют капитал более эффективно, это и обусловливает различие в уровне доходов, финансовое неравенство между бедными и богатыми, неравномерное развитие регионов внутри страны. Система образования оказывает существенное влияние на уровень экономического развития региона. Такое влияние можно рассмотреть в двух аспектах [4, с. 8-13]. С одной стороны, уровень образования населения показывает степень наличия на территории региона трудовых ресурсов, имеющих высокий уровень квалификации, готовых удовлетворить спрос рынка труда и привлечь потенциальных инвесторов. С другой стороны, от структуры и масштабов развития системы образования региона зависит уровень потенциального экономического развития, степень соответствия динамике запроса экономики, конвертация потенциала в экономический рост и благосостояние граждан. Таким образом, система образования является подсистемой региональной социально-экономической системы. Региональная система образования включает в себя совокупность организаций образования различного типа и вида, а также структур управления, которые непрерывно взаимодействуют другом с другом. Функционирование региональной системы образования оказывает прямое влияние на становление, стабилизацию оптимального экономического развития региона. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 5 Cписок литературы: 1. Образовательные системы современной России. Справочник. М.: РГГУ, 2014. 496 c. 2. Банслова В. Б. Российский рынок образовательных услуг: этапы и факторы его развития [Электронный ресурс] // Евразийский международный научно-аналитический журнал: Проблемы современной экономики. 2016. № 3 (59). С. 201-206. URL: http://www.m-economy.ru/art.php7nArtIcH5886 (дата обращения: 29.05.2019). 3. Данилов С.В. Инновационная деятельность образовательных организаций региона в контексте современных научных подходов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2017. № 1. С. 68-75. 4. Жолован С.В. Рынок труда: социально-педагогические аспекты // Академический вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2016. Вып. 2 (32). С. 7-17. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 6