- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ИСТОРИИ КИТАЙСКОГО КАЛЕНДАРЯ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2020"
Автор(ы) статьи: Касиев А.Ю.
PDF файл статьиУДК 529 Касиев Андрей Юрьевич студент 3 курса факультета непрерывного образования Ростовский филиал Российский государственный университет правосудия, Россия, г. Ростов-на-Дону e-mail:trig3@yandex.ru Научный руководитель: Драгилева Л.Л., доцент, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Ростовский филиал Российский государственный университет правосудия, Россия, г. Ростов-на-Дону НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ИСТОРИИ КИТАЙСКОГО КАЛЕНДАРЯ Аннотация: Статья посвящена рассмотрению некоторых исторических аспектов применительно к традиционному китайскому лунно- солнечному календарю. На основе политико-идеологических концепций Китая анализируется роль календаря в китайской культуре и причины повышенного интереса к вопросам, связанным с исчислением времени, приведены основные вехи развития календаря. Ключевые слова: астрономия, измерение времени, Китай, лунно- солнечный календарь. Kasiev Andrey Yuryevich 3rd year student, faculty of continuing education, Rostov branch of the Russian State University of Justice, Russia, Rostov-on-Don Scientific adviser: Dragileva L.L., associate professor, candidate in physical and mathematical sciences, associate professor of the Department of General Disciplines Rostov branch of the Russian State University of Justice, Russia, Rostov-on-Don SOME NOTES TO THE HISTORY OF CHINESE CALENDAR Abstract: The article is devoted to the consideration of some historical aspects in relation to the traditional Chinese lunar-solar calendar. Based on the political and ideological concepts of China, the role of the calendar in Chinese culture is analyzed as well as the reasons for the increased interest in issues related to calculating time. The main milestones of the history of calendar are given. Key words: astronomy, time measurement, China, lunar-solar calendar. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 Под календарем понимают «определенную систему счета продолжительных промежутков времени» [2, с. 7]. В современном мире, когда речь идет о календаре, мы, как правило, прежде всего вспоминаем так называемый григорианский календарь, который является на сегодняшний день наиболее распространенным. Однако удачное изобретение Луиджи Лилио, утвержденное в 1582 г. папой римским Григорием XIII [3, с. 66], применяют не везде. Весьма интересна в связи с этим история традиционного китайского лунно-солнечного календаря, который издавна применяется в Китае. Для китайского общества календарь всегда был важным атрибутом. Китайский император именовался Сыном и Царем неба, а легитимность правящего дома основывалась на его связи с небом (концепция «небесного мандата»). Такие политические воззрения оказали прямое влияние на календарь: он обязательно должен был также находиться в полной гармонии с небесами. Отметим, что в случае с лунным или лунно-солнечным календарем возможные ошибки гораздо заметнее, чем с календарем солнечным. Солнечный календарь может иметь погрешности в несколько дней или даже недель, которые мало кого волновали. Так, причиной, по которой католическая церковь вынуждена была реформировать юлианский календарь, заключались в том, что правила Никейского собора привязали весеннее равноденствие к дате 21 марта. Однако погрешность юлианского календаря привела к смещению даты равноденствия на более ранние числа, а Пасхи, напротив, к лету [3, с. 64]. Неудобства с расчетом даты Пасхи обратили на себя внимание высшего духовенства, но только спустя 1000 лет, а большинство населения и не подозревало об этом. В случае же с лунным календарем серьезную проблему представляла собой ошибка даже в 1-2 дня. Каждый крестьянин в первый день месяца может самостоятельно увидеть растущую или убывающую луну. Погрешности было очевидны всем и могли иметь политические последствия. Почему крестьяне 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 должны платить подати и служить в армии, если император не обладает тайнами небес? По той же причине в Китае всегда было очень важным предсказание затмений. Если затмение было предсказано, но не произошло, это был знак того, что небеса благосклонны к императору. Но если затмение происходило, а придворные астрономы не смогли его предсказать, это воспринималось как знак утраты императором «небесного мандата». С этим же связан тот факт, что создание альтернативных (неофициальных) календарей наказывалось смертью, а обнародование календаря было обусловлено неукоснительным соблюдением сложного церемониала. Таким образом, календарь являлся важным элементом всей китайской политико- идеологической системы. Надписи на гадательных костях (цзягувэнь) показывают, что китайский календарь существовал уже в XIII в. до н.э. [4, p. 28-35]. Известно, что некоторое время год делился на 14 месяцев. С 841 г. до н.э. мы имеем уже подробные перечни дат китайской истории, которые создал Сыма Цянь в своих «Исторических записках» («Ши цзи»). Во времена династии Чжоу (1045 – 221 гг. до н.э.) китайцы уже умели определять начало месяца на основе видимых фаз Луны. Не позднее VI в. до н.э. китайские астрономы уже умели пользоваться аналогом 19-летнего цикла Метона для определения «вставных» месяцев. Значительную реформу китайский календарь претерпел в эпоху Тан (VII – X вв.). На основе расчетов индийских астрономов буддийский монах и ученый И Син (683–727), проведя большой объем вычислительных и инженерно-измерительных работ, создал уточненный календарь («Да янь») [1, с. 69]. Следующая значительная реформа произошла в 1280 г. в эпоху Юань. Вдохновляясь на этот раз работами мусульманских астрономов, знаменитый математик Чжу Шицзе (Го Шоу-цзин) создал самый точный для своего времени календарь. Последняя большая календарная реформа произошла в 1645 г. в эпоху династии Цин и была осуществлен с помощью христианских миссионеров-иезуитов. Как видно, несмотря на сакральную роль календаря в жизни Китая (а возможно, и вследствие этого), китайские правители 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 пользовались любой возможностью для уточнения календаря, в том числе привлекая к астрономическим исследованиям иностранных ученых. Все главные реформы календаря так или иначе были связаны с заграничным влиянием. Всего же в Китае за много веков было проведено более 100 календарных реформ, и в значительной степени благодаря им китайская астрономия и математика активно развивались. После революции 1911 г. республиканское правительство объявило о переходе с 1912 г. к григорианскому календарю, однако традиционный китайский календарь до сих пор не сдает свои позиции и даже в настоящее время используется наравне с григорианским. Список литературы: 1. Ветлужская Л.Л. Категория «сознание» в учении школы китайского буддизма Мицзун // Вестник Бурятского госуниверситета. 2011. № 6. С. 67-70. 2. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1985. 320 с. 3. Свешников С.И. История календаря и хронология. М.: Наука, 1970. 224 с. 4. Needham J. Science and Civilisation in China: Vol. 3: Mathematics and the Sciences of the Heavens and the Earth. Cambridge, N.Y.: Cambridge University Press, 1959. 877 pp. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 4 https://tribune-scientists.ru