- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Статья опубликована в журнале за "Май 2019"
Автор(ы) статьи: Юцык А.А.
PDF файл статьиУДК 345.5 Юцык Алина Александровна студентка 3 курса бакалавриата, педагогический факультет Павлодарский государственный педагогический университет, Казахстан, г. Павлодар e-mail: alina_krutikwa@mail.ru Научный руководитель: Жумашева А.Ш., доктор филологический наук, доцент, Павлодарский государственный педагогический университет, Казахстан, г. Павлодар ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Аннотация: Статья посвящена использованию диалоговой технологии обучения. В данной статье рассматриваются методы формирования коммуникативный компетенции у учащихся начальных классов в процессе обучения. Ключевые слова: диалоговая технология, методы обучения, коммуникативная компетенция, начальная школа, формирование. Yutsyk Alina Aleksandrovna 3rd year undergraduate student, Faculty of education Pavlodar state pedagogical University, Kazakhstan, Pavlodar Supervisor: Zhumasheva A. Sh., doctor of philology sciences, associate professor Pavlodar state pedagogical University, Kazakhstan, Pavlodar FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS Abstract: The article is devoted to the use of interactive learning technology. This article discusses the methods of formation of communicative competence of primary school students in the learning process. Key words: dialogue technology, teaching methods, communicative competence, primary school, formation. Проблема диалогового обучения чрезвычайно широкая и многообразная, она по-разному рассматривается различными исследователями, что связано с 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru тем, что диалог – это не только форма общения, а многоаспектное явление, изучаемое с философско-культурологической, научно-дидактической, педагогической и других точек зрения [1, с. 142]. Одна из основных функций речи – коммуникативная, или функция общения, представляет собой обмен информацией, как между людьми, так и внутреннюю речь человека, как бы диалог с самим собой. Всё это составляет систему коммуникативных компетенций. Коммуникативные компетенции – это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной ситуации [2, с. 118]. Коммуникативные компетенции складываются из способностей: 1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; 2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; 3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации. Формы и методы диалоговой технологии обучения – это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающего, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Педагогическая наука и практика предлагают читателю богатый арсенал методов и приемов диалогового обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели. Методистами интеллектуальной школы были Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 2 определены основные методы формирования коммуникативной компетенции [3, с. 62]. Из них с целью применения на уроках русского языка были отобраны: «Пять вопросов», «Время круга», «Группа радуги», «Парные разговоры», «Снежный ком», «Слушающая тройка», «Представитель», «Мозайка», «Горячий стул», «Аквариум для золотой рыбки», «Свободное обсуждение», «Звонки на радио», «ТВ шоу», «Круг вопросов», «Вращающиеся станции», «Диалог на стикерах». Таким образом, диалоговая технология обучения как современная педагогическая технология способствует формированию коммуникативной компетенции младших школьников, развивает навыки сотрудничества на уроках русского языка, адекватность речевого поведения и речевого этикета, культуры речи, навыки ученика ненавязчиво высказывать свое мнение, доказательно спорить, четко излагать свои мысли в различных сферах и ситуациях общения. Cписок литературы: 1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с. 2. Бордовский Г.Л., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. 1993. № 5. 240 с. 3. Программа дополнительного профессионального образования для студентов выпускных курсов высших учебных заведений, осуществляющих подготовку педагогических кадров, разработанная на основе уровневых программ повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Руководство для тренера. Первое издание. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015. 120 с. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru