- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Статья опубликована в журнале за "Июль 2020"
Автор(ы) статьи: Янбаева А.М.
PDF файл статьиУДК 13058 Янбаева Айзанат Мурзадиновна студентка 2 курса факультет гуманитарного и медико-биологического образования, Ставропольский государственный медицинский университет, Россия, г. Ставрополь e-mail: ajzanat.yanbaeva@mail.ru Научный руководитель: Ситникова Алёна Дмитриевна, преподаватель кафедры дефектологии и русского языка Ставропольский государственный медицинский университет, Россия, г. Ставрополь ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Аннотация: В статье систематизировано представление об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с расстройствами аутистического спектра, выступающих основанием для нарушений процессов социализации. Приводится типология детей с расстройствами аутистического спектра. Делается вывод о необходимости углубленной диагностики в эмоционально-волевой сфере детей с РАС и своевременной коррекционной работы. Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, аутизм, асинхрония, особенности эмоционально – волевой сферы, коррекционная работа. Yanbaeva Aizanat Murzadinovna 2nd year student Faculty of Humanities and Medical and Biological Education, Stavropol State Medical University, Russia, Stavropol Scientific adviser: Sitnikova Alyona Dmitrievna Lecturer of the Department of Defectology and Russian Language Stavropol State Medical University, Russia, Stavropol ESPECIALLY EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE OF CHILDREN WITH DISORDERS OF AUTISTIC SPECTRA Abstract: The article systematizes the idea of the characteristics of the emotional-volitional sphere of children with autism spectrum disorders, which serve as the basis for socialization processes. A typology of children with autism spectrum disorders is presented. We conclude the need for in-depth diagnosis in the emotional- volitional sphere of children with ASD and timely corrective work. Key words: children with disorders, autism, asynchrony, especially emotional - volitional sphere, correctional work. Эмоционально – волевая сфера является одним из главных аспектов становления личности, которая выполняет функцию регуляции жизнедеятельности. Эмоции рождаются и формируются под влиянием окружающего мира. Они играют значительную роль в психологической жизни человека, сопровождая любую его работу, проникая в любой психологический процесс [1]. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы предполагают собой полиморфную группу, характеризующуюся разными клиническими признаками и психолого-педагогическими особенностями. При синдроме раннего детского аутизма присутствуют наиболее тяжелые эмоциональные нарушения. В кое- каких случаях эмоциональные нарушения сочетаются с интеллектуальной отсталостью или же задержкой психического развития. Для подростков и детей, больных шизофренией, также характерны подобные нарушения. О дефицитности важнейшего психического механизма, играющего большую роль в становлении полноценной личности – эмоционально-волевой сферы, свидетельствует психологическое состояние детей с расстройствами аутистического спектра. Именно нарушения в этой области психического развития аутичного ребенка является главным препятствием к формированию его полноценной личности. Этим объясняется актуальность выбранной темы. Цель работы - изучить особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА. На сегодняшний день инклюзивное образование развивается очень интенсивно. В дошкольные образовательные учреждения сейчас принимают и детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), которые раньше практически не имели шанса обучаться и адаптироваться к условиям обычного детского сада [2]. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 Дети с РАС – это целый комплекс нарушений развития, характеризующийся своеобразными проявлениями когнитивной, эмоциональной и волевой сфер и поведения в целом [3]. Наиболее легким из них (при синдроме Аспергера и «мягких» вариантах раннего детского аутизма) характерны очевидные проблемы коммуникации, невыполнимость считывания чувственного и общественного контекста истории, наивность, лишенное смысла поведение. Наиболее тяжелые формы проявляются в отгороженности от мира, в невозможности понимания чувств других людей, однообразным поведением, наличием огромного числа стереотипий, агрессии, самоагрессии [3]. У детей с РАС большие трудности во взаимодействии с социумом, анализе получаемой от окружающего мира информации, качественные нарушения в эмоциональных взаимоотношениях, установлении контакта [2]. Энергетический потенциал мозга обеспечивает необходимый для жизнедеятельности человеческого организма психоэмоциональный тонус. Когда энергетическое тонизирование становится недостаточным, у аутичных детей возникает ограничение позитивных эмоций и начинают развиваться специфические патологические формы взаимодействия с окружающим миром. Компенсаторные аутостимуляции являются такой формой взаимодействия с окружающей средой. Они помогают ребенку нейтрализовать тревожащие, приносящие дискомфорт состояния и искусственно повышать свой психоэмоциональный тонус. Компенсаторные аутостимуляции проявляются стереотипно и носят название стереотипии — устойчивых повторений однообразных действий [3]. Потребность аутичного ребенка в поддержании однообразной устойчивой жизнедеятельности, не вызывающей у него дискомфорт, объясняет возникновение в его поведении стереотипий. Подобные формы компенсаций, позволяющие аутичному ребенку оградить себя от окружающих раздражителей, помогают жить более комфортно [3]. Так, к примеру, в виде однообразных движений и манипуляций с объектами, формирующих у ребенка приятные эмоции (беготня, кружение вокруг своей оси, игры с какой-то одной игрушкой) 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 возникают моторные стереотипии в двигательной сфере. Стереотипии в речи появляются в виде повторений определенных текстов, монологов, лишенного интонации голоса, набора коротких штампов, эхолалий. Интеллектуальные стереотипии появляются в виде манипулирования словами, цифрами [3]. Также сильное недовольство вызывают нарушения стереотипий в организации домашнего и школьного быта: смена обстановки, перестановка мебели. Поведение аутичного ребенка практически полностью состоит из стереотипий и ритуальности правил (определенный путь к школе, который никогда не должен меняться; чистить зубы строго одну минуту; расписание занятий в строго определенном порядке). Стереотипии в одежде: максимально удобна и однообразна; ребенок носит одни и те же носки, футболки, джинсы. Характерная для аутичных детей избирательность в еде, тоже один из вариантов стереотипий: употребляет только один вид салата, только один вкус сока; ест шоколадное драже только зеленого цвета [3]. Особенные свойства стереотипия обретает в коммуникативной сфере. Так, например, общение, комфортные взаимоотношения у аутичного ребенка могут сложиться сначала с одним педагогом, а потом уже, со временем, после долгого привыкания, с другими людьми. Следует отметить, что стереотипии возникают с самого начала жизни аутичного ребенка и являются формой его взаимодействия с окружающим миром, пронизывают всю его деятельность. Выделяет четыре группы детей с РАС: - первая группа – дети с тяжелыми формами РАС. Для них характерно отсутствие речи, полная отгороженность от внешнего мира. Практически невозможно добиться от них ответной улыбки, поймать их взгляд, направить на что-то внимание. Они имеют наихудший прогноз развития и нуждаются в постоянном уходе и наблюдении. - вторая группа – дети менее ранимые и более активные во внешней среде, имеют развитую речь. Для них характерно строгое соблюдение стереотипий: распорядок дня, рацион питания, способы контактов с близкими, 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 избирательность в одежде, в выборе маршрутов. Прогноз развития лучше, чем у детей первой группы. Подобрав наиболее оптимальную программу коррекции этих детей можно подготовить к обучению в школе. - третья группа - такие дети выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. В этом случае родители обращаются к специалистам за помощью не из-за отставания в интеллектуальном или речевом развитии, а из-за трудностей во взаимодействии с подобным ребенком. Для них характерны: экстремальная конфликтность, поглощенность одними и теми же занятиями. со страшными, неприятными, асоциальными явлениями. При адекватной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в школе. - четвертая группа – робкие и застенчивые, особо ранимые дети. Взаимодействие с социумом у детей данной группы проходит более успешно, чем у детей других групп. Однако их незащищенность и ранимость проявляются в прекращении контакта при ощущении малейшего препятствия и противодействия. При помощи специалиста дети легко могут быть подготовлены к обучению в обычной школе, а в небольшой части случаев - обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки [4]. Таким образом, наличие описанных ранее особенностей и нарушений свидетельствует о необходимости более углубленной диагностики детей в эмоционально-волевой сфере для определения группы, к которой принадлежит каждый ребёнок, что послужило бы огромной помощью для дальнейшей коррекции его эмоционального состояния, обучения. Также необходимо проведение коррекционной работы в этой области, что способствовало бы адаптации и социализации детей с РАС [5]. И в этой работе главное своевременность. Чем раньше началась коррекционная работа, тем больше шансов у ребенка с РАС на успешную социализацию. Как правило, этот диагноз ставится уже к трем годам, а это 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 значит, что именно воспитатели-педагоги детского сада начинают процесс становления социального и коммуникативного навыка ребенка. Социализация детей с РАС в современном мире усложняется из-за неготовности общества столкнуться в обычной жизни с их особенностями. Это говорит о необходимости двустороннего решения вопросов социализации детей с РАС. Помимо своевременной диагностики и коррекции данного нарушения, необходимо уделять значительное внимание распространению информации о нем, разрушать стереотипы общества, препятствующие адекватному восприятию людей с РАС. Список литературы: 1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5: Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 368 с. 2. Клевитов С.И. Сущность, специфика проявления аутизма и проблемы социализации аутистов в современном обществе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 6 (134). С. 133-138. 3. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. СПб.: ИСПиП, 1998. 144 с. 4. Никольская О.С. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф, 2000. 341 с. 5. Нестерова А.А. Сопровождение позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра: практическое руководство для педагогов. М.: РИТМ, 2016. 192 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 6 https://tribune-scientists.ru