- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСМЫСЛЕНИЕ ЛЮБВИ И БРАКА В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА»
Статья опубликована в журнале за "Июль 2020"
Автор(ы) статьи: Захаров С.Е.
PDF файл статьиУДК 122/129: 882: 130.2 Захаров С. Е. студент 2 курса, факультет естественных наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула e-mail: zvsy2015@yandex.ru Научный руководитель: Чеснова Е.Н. кандидат философских наук, доцент Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула ОСМЫСЛЕНИЕ ЛЮБВИ И БРАКА В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» Аннотация: В статье рассматриваются различные проявления любви в браке. Даются определения «любви» и «брака», существующие в словарях, анализируется их толкование. Раскрывается восприятие любви и брака на примере героев романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Показываются женский и мужской взгляд на любовь, главные ценности и смысл брака через мысли и поступки героев. Ключевые слова: любовь, брак, супружеская верность, доверие, уважение, Л.Н. Толстой, Анна Каренина. Zakharov S. E. 2nd year student Faculty of Natural Sciences, Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy Russia, Tula Scientific adviser: Chesnova E.N. candidate of philosophy, associate professor Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy Russia, Tula CONCEPT OF LOVE AND MARRIAGE IN THE NOVEL OF L.N. TOLSTOY ANNA KARENINA Abstract: The article discusses various manifestations of love in marriage. The definitions of “love” and “marriage” that exist in dictionaries are given, their interpretation is analyzed. The perception of love and marriage is revealed on the example of the heroes of the novel L.N. Tolstoy "Anna Karenina." The feminine and 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 masculine outlook on love, the main values and meaning of marriage through the thoughts and actions of the heroes are shown. Keywords: love, marriage, marital fidelity, trust, respect, L.N. Tolstoy, Anna Karenina. «Любовь, любовь – гласит преданье – / Союз души с душой родной – / Их съединенье, сочетанье, / И роковое их слиянье, / И… поединок роковой…» [5] – так писал о любви Ф. И. Тютчев в стихотворении «Предопределение». Любовь нередко оказывается тесно связанным с понятием «брак». Слово «любовь» в современном русском литературном языке является многозначным. На наш взгляд, наиболее важные из этих значений, указанные в Толковом словаре С. И. Ожегова: «1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. 3. Постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-либо. 4. Пристрастие к чему-либо» [5]. Новейший философский словарь определяет любовь как «универсалию культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, векторно направленное на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему» [7]. Итак, у общеязыкового и философского определений любви можно отметить нечто общее: любовь – это глубокое интимное чувство, направленное на предмет своего стремления и своей привязанности. В словаре С. И. Ожегова одно из значений слова «брак» звучит как «семейные и супружеские отношения между мужчиной и женщиной» [6]. В Новейшем философском словаре брак «исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма взаимоотношений женщины и мужчины, определяющая их права и обязанности друг к другу и детям» [7]. Связь понятий «любовь» и «брак» самоочевидна: люди, любящие друг друга и стремящиеся быть вместе, вступают в «санкционируемые и регулируемые обществом» [7] супружеские отношения. Еще в XIX веке, опережая современные толкования понятий «любовь» и «брак», великий немецкий философ Г.-В.-Ф. Гегель так определил сущность взаимоотношений мужчины и женщины: «Связь двух лиц различного 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 пола, называемая браком, – это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо» [4, с.171]. Взаимная любовь и доверие – непременные условия брака. Однако всегда ли истинная и искренняя любовь обусловливает счастливый брак? Ответом на этот вопрос является роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (1874 – 1877), в котором главной мыслью является «мысль семейная» [3, с.137], которая проявляется не только через целый ряд семей, семейных укладов и отношений, но и в вопросе об основах семейного счастья, счастливого и прочного семейного союза. Казалось бы, первый и самый точный ответ на вопрос – любовь, связывающая мужчину и женщину. В романе Л. Н. Толстого показана семья, «невенчанная», но ее членов все равно связывают супружеские отношения (герои и живут супружески вместе) – семья Анны и Вронского. Любовь-страсть, заставившая Анну забыть обо всем: о «законном» браке, обязанностях жены и матери, а Алексея Вронского – оставить карьеру блестящего военного, чтобы только быть рядом с любимой женщиной, наслаждаться близостью с ней – это ли не залог семейного счастья? И герои, даже осознавая шаткость своего положения в обществе, поначалу действительно счастливы. «… я непростительно счастлива» [2, с. 198], – признается Анна свояченице Дарье Александровне Облонской. «Разве ты не знаешь, что я не могу без тебя жить?» [2, с. 257], – говорит Вронский Анне. Но счастье в этой семье оказывается недолгим. Любовь Анны к Вронскому становится силой не созидательной, а разрушительной: героиня хочет быть для любимого человека центром мира, сосредоточивающим в себе все желания, интересы, радости. Напоминание Вронского о том, что «есть обязанности» [2, с. 257], есть «дела, необходимость» [2, с. 257], которые побуждают героя время от времени покидать дом, для Анны только подтверждение совершенно надуманной уверенности в том, что Вронский разлюбил ее. И героиня начинает мучить и себя, и любимого человека подозрениями, ревностью, жестокими упреками, что, в конечном счете, вызывает недоумение и возмущение 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 Вронского, а Анну приводит к самоубийству. Даже самая сильная, страстная любовь – еще не основа семейного счастья. Тогда, может быть, скрепить семейный союз могут дети? У Дарьи Александровны и Степана Аркадьевича Облонских пятеро детей. Но и они не спасают семью от разлада. Роман как раз и начинается с сообщения о том, что «все смешалось в доме Облонских» [1, с.7]. «Смешалось» потому, что жена уличила мужа в неверности – правда, как мы узнаем из романа, совершаемой им не в первый раз, но только что ставшей известной Дарье Александровне. Супруги находятся на грани разрыва. «Провинившийся» муж не считает себя виноватым: он убежден, что эта «истощенная, состарившаяся, уже некрасивая женщина и ничем не замечательная, простая, только добрая мать семейства, по чувству справедливости должна быть снисходительна» [1, с.10]. К изменам мужа? Удобная логика! Возникает вопрос: а было ли когда-нибудь между ними – Стивой и Долли, как их зовут в свете, – чувство любви? Было! Анна, вспоминая о том времени, когда ее брат Степан Аркадьевич был женихом Дарьи Александровны, говорит: «Я видела Стиву, когда он был влюблен в тебя… когда он приезжал ко мне и плакал, говоря о тебе, какая и поэзия и высота была ты для него…» [1, с. 82]. Но прошли годы, и любовь померкла, отношение к жене стали будничным, привычным. И, хотя трещина в отношениях супругов стараниями Анны и желанием Долли сохранить семью будет заглажена, прежнего доверия к мужу у Дарьи Александровны уже не будет… Лежит ли в основе семьи – взаимное уважение и признание достоинств друг друга? По такому принципу строится семья Карениных. Анна, находившаяся на попечении тетушки, совсем юной девушкой была выдана замуж за Алексея Александровича Каренина. «Во время его губернаторства тетка Анны, богатая губернская барыня, свела хотя немолодого уже человека, но молодого губернатора со своею племянницей» [2, с. 84]. Алексей Александрович «сделал предложение и отдал невесте и жене все то чувство, на которое был способен» [2, с. 84]. В отношениях супругов царит взаимное уважение и привязанность. А.А. Каренин, видя очевидную и замеченную всеми 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 в свете благосклонность Анны к Вронскому, понимает, что надо поговорить с женой, но продумывает наиболее деликатную форму разговора, ибо «ревность, по его убеждению, оскорбляет жену, а к жене должно иметь доверие <…> ревновать – значит унижать и себя и ее» [1, с.159 –160]. Анна, в свою очередь, ценит такую черту в характере мужа, как принципиальность: «Она знала эту черту в своем муже и любила ее» [1, с. 126. Курсив наш. – С.З.]. Анна по-своему любит мужа, но это, скорее, просто родственная любовь – ровная, спокойная, бескрылая… Она не дает той полноты счастья, которую Анна ждет от жизни. Анна встретив Вронского, как в омут, кидается в пучину страсти и совершенно новой для нее жизни, и, казалось бы, «правильный» и устойчивый брак с А.А. Карениным рухнул… Примером идеальной семьи, на первый взгляд, может служить семья Константина и Кити Левиных. Супругов связывает глубокое, нежное, трепетное, возвышенное чувство, теплота доверительного общения. Но ведь в какой-то момент своей жизни Левин, не видя смысла собственного существования, испытает настоящее отчаяние и даже будет близок к мысли о самоубийстве: «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить. А знать я этого не могу, следовательно, нельзя жить», – говорил себе Левин» [2, с. 386]. И только когда к герою придет понимание того, как и для чего надо жить, – жить для Бога-добра, Бога-любви, он испытает настоящее счастье прозрения и обретения истины, смысла жизни: «…жизнь моя теперь…каждая минута ее – не только не бессмысленна, какою была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!» [2, с. 416]. Своим открытием Левин хочет поделиться с женой: «Она понимает, – думал он, – она знает, о чем я думаю» [2, с. 416]. Но в этот момент милая, добрая, хозяйственная Кити подходит к мужу с разговором на тему совершенно бытовую (об устройстве удобного ночлега для гостя – сводного брата Левина С.И. Кознышева), и Левин оставляет мысль рассказать жене о своем открытии. «Нет, не надо говорить, – подумал он… – Это тайна, для меня одного нужная, важная и невыразимая словами» [2, с. 416]. Да, Кити, очаровательная, прелестная, любящая, заботливая, все-таки «земная», обычная женщина, которой не дано понять всей 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 глубины духовных исканий мужа. Она и прежде недоумевала: чем он, будучи таким положительным во всех отношениях человеком, так терзается? В этом непонимании отражается начало будущей семейной драмы, которую переживет и сам Толстой. Вопрос о семейном счастье остается в произведении нерешенным? Нет! Есть в романе семья, о которой с полной уверенностью можно сказать, что она вполне гармонична и счастлива. Только это не дворянская семья, а семья молодого крестьянина Ивана Парменова. К. Левин увидит эту семью во время стогования сена. Это «море веселого общего труда» [1, с. 303] захватывает молодых супругов и наполняет их отношения особым смыслом. И Левин любуется этой жизнью, считая ее настоящей, истинной, в противоположность той «праздной, искусственной» [1, с. 304] жизни, которой живут «господа». Современник Л. Н. Толстого немецкий философ Ф. Ницше однажды сказал: «Хороший брак покоится на таланте к дружбе» [4, с. 172]. На наш взгляд, Ивана Парменова и его жену, кроме «сильной, молодой…любви» [1, с. 303], связывает еще именно тот самый «талант к дружбе» [4, с. 172], о котором говорил Ф. Ницше, – талант, подразумевающий способность принимать интересы близкого тебе человека как свои собственные, разделять с ним радости и трудности. По Толстому, любовь в соединении с радостью участия в совместной деятельности, взаимопонимания, общностью интересов, умением и готовностью помогать друг другу во всем – это и есть залог семейного счастья. Поэтому роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» не теряет своей актуальности в наши дни: он не только поднимает важнейшую проблему человеческой жизни – проблему семьи, но и художественно выявляет те основания, которые делают семью по-настоящему счастливой. Список литературы: 1. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. Т.8. М.: Худож. лит., 1981. 495 c. 2. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. Т.9. М.: Худож. лит., 1982. 462 с. 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 3. Ломунов К.Н. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М.: Дет. лит., 1978. 256 с. 4. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост.: В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. М.: Политиздат, 1989. 605 с. 5. Тютчев Ф.И. Предопределение [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: https://rustih.ru/fedor-tyutchev-predopredelenie (дата обращения 07.03.2020 г.). 6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: https://dic/academic.ru (дата обращения 07.03.2020 г.). 7. Новейший философский словарь [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://gufo.me/dict/philosophy (дата обращения 07.03.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2020 7 https://tribune-scientists.ru