- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья опубликована в журнале за "Май 2019"
Автор(ы) статьи: Шарафеева А.Х.
PDF файл статьиУДК 371 Шарафеева Адиля Хамидовна, студентка 4 курса, факультет психологии и педагогики, Елабужский институт (филиал), Казанский федеральный университет, Россия, г. Казань e-mail: adelij250307@yandex.ru Научный руководитель: Нуриева А.Р., ассистент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, факультет психологии и педагогики Елабужский институт (филиал) Казанский федеральный университет, Россия, г. Казань ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация: В статье рассматривается понятие «нравственность». Теоретические аспекты нравственного воспитания младших школьников. Исследование нравственных качеств учащихся начальной школы в учебно- воспитательной деятельности с использованием методики Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» (адаптированной для учащихся младших классов В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым). Ключевые слова: нравственность, воспитание, личность, младший школьный возраст, учебно-воспитательная работа. Sharafeeva Adila Hamidovna, 4th year student, faculty of psychology and pedagogy Elabuga Institute (branch), Kazan Federal University, Russia, Kazan Scientific advisor: Nurieva A. R., assistant of the Department of theory and methodology of preschool and primary education, Faculty of psychology and pedagogy Elabuga Institute (branch), Kazan Federal University, Russia, Kazan THE FORMATION OF MORAL CULTURE PERSONALITY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN Abstract: The article deals with the concept of "morality". Theoretical aspects of moral education of younger students. The study of moral values of elementary school students in educational activities using the methods of N.E. Surkovoy "Thinking about experience" (adapted for younger students of V. M. Ivanova, T. V. Pavlova, E. N. Stepanov). 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru Key words: morality, education, personality, primary school age, educational work. Каждый человек, являясь субъектом, должен обладать нравственной культурой личности. Это означает понимание и принятие им установленных обществом норм морали и это должно стать внутренней установкой человека, регулирующей его поведение. В наши дни, как и всегда, нравственная воспитанность высоко оценивается обществом. Происходящие сегодня общественные процессы заставляют педагогов, ученых, общественных деятелей размышлять о молодежи, о ее будущем, о распространяющихся в обществе бездуховности, безверии, агрессивности. Теоретические основы нравственного воспитания, способы его развития, принципы, содержание, формы и методы отражены в работах А.М. Архангельского, Ю.К. Бабанского, А.С. Макаренко, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, Н.Е. Щурковой и др. Нравственность трактовалась мыслителями всех времен по-разному. Аристотель считал, что нравственно прекрасным можно называть человека совершенного достоинства, справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [1, с. 360]. В Толковом словаре С.И. Ожегова нравственность трактуется как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [3, с. 414]. Воспитание нравственности – это системный целенаправленный процесс, имеющий содержание, формы, методы и приемы педагогических действий [2, c.102]. Закон РФ «Об образовании РФ» (ст. 9, п. 1) гласит, что «основные ре общеобразовательные программы ре начального общего, ре основного общего и ре среднего (полного) ре общего образования ре обеспечивают реализацию ре федерального государственного ре образовательного стандарта с ре учётом типа и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 2 ре вида образовательного ре учреждения, образовательных ре потребностей и запросов ре обучающихся, воспитанников и ре включают в себя ре учебный план, ре рабочие программы ре учебных курсов, ре предметов, дисциплин (ре модулей) и другие ре материалы, обеспечивающие ре духовно-нравственное развитие, ре воспитание и качество ре подготовки обучающихся» [4]. Основы нравственного самосознания личности предопределяют у обучающихся выработку навыков формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль. Развивая морально- нравственные характеристики у младших школьников, учитель формирует у них способность к самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результаты. Целью нашей работы стало изучение и совершенствование нравственных качеств учащихся начальной школы в учебно-воспитательной деятельности. Исследование проводилось на базе МБОУ Мокрокурналинской средней общеобразовательной школы Алексеевского муниципального района Республики Татарстан. В нем приняли участие 18 детей учащихся 1 класса в возрасте 7-8 лет. В ходе опытно-экспериментальной работы нами была использована методика Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» (адаптирована для учащихся младших классов В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым). В результате изучения уровня сформированности нравственной культуры личности мы выявили, что средний уровень у 10 человек, составивших 55,5 %. Высокий уровень показали 3 человека, то есть 16,6 %. 5 человек, что составило 27,9 %, показали низкий уровень нравственного опыта. В ходе констатирующего исследования, направленного на определение нравственной направленности личности, было выявлено, что на первом месте оказались показатели недостаточной нравственной воспитанности младших школьников. Таких обучающихся 11 человек, что составляет 61,1 % от общего числа обучающихся. На втором месте – показатели несформированной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 3 нравственной воспитанности: 4 человека и 22,2 % от общего числа. На третьем месте – достаточная нравственная воспитанность, которую показали 3 человека (16, 6%). Исходя из полученных результатов, нами был предложен план мероприятий, направленных на воспитание нравственной культуры у младших школьников. Из этого можно сделать вывод, что эффективность нравственного воспитания может быть достигнута путем использования эффективных форм и методов учебно-воспитательной работы на основе целостности педагогического процесса, осуществления в единстве воспитания и обучения, взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности ребенка. Список литературы: 1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 4 (Серия «Философское наследие»). М: Изд-во «Мысль», 1984. 832 с. 2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1979. 345 с. 3. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М: ООО «А Темп», 2006. 994 с. 4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 4