- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРИНЦИП СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Мазуренко Н.С.
PDF файл статьиУДК 336 Мазуренко Наталья Сергеевна, студентка 4 курса, факультет подготовки специалистов судебной системы (юридический факультет) Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия Россия, г. Томск e-mail: natalja.mazurenko@rambler.ru Научный руководитель: Князева М.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия Россия, г. Томск ПРИНЦИП СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В настоящей статье рассматривается содержание принципа сбалансированности бюджетов, а также возможность достижения сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ. Ключевые слова: бюджет, расходы, доходы, принцип сбалансированности, профицит бюджета, дефицит бюджета. Mazurenko Natalya Sergeevna, 4th year student, Faculty of Training of the Judicial System (Faculty of Law) West Siberian Branch of the Russian State University of Justice Russia, Tomsk Scientific adviser: Knyazeva M.V. candidate of economic sciences, associate professor Department of State and legal disciplines West Siberian Branch of the Russian State University of Justice Russia, Tomsk PRINCIPLE OF BALANCE OF BUDGETS OF THE BUDGETARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: This article discusses the content of the principle of balanced budgets, as well as the possibility of achieving a balanced budget of the budget system of the Russian Federation. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Key words: budget, expenses, incomes, principle of balance, budget surplus, budget deficit. Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Идеальным исполнение бюджета является полное покрытие расходов доходами. В Бюджетном кодексе Российской Федерации в статье 33 закреплен принцип сбалансированности бюджета, который означает, что «объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов». [1] Из этого следует, что общий объем расходов бюджета должен быть покрыт общим объемом доходов. Но обеспечить равенство объема расходов и объема доходов в рамках реальной экономики очень сложно, практически неосуществимо. Отсутствие равенства объема расходов и доходов создает несбалансированность бюджета. Несбалансированность бюджета ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к нарушениям в системе бюджетного финансирования, к различным денежным займам и т.д. «Несбалансированность федерального бюджета влияет на состояние бюджетов субъектов федерации, состояние которых, порождает дефицит бюджетов муниципалитетов». [2, c. 3] Поэтому сбалансированность бюджета важна для бюджетной системы всех уровней, так как обеспечивает нормальную работу органов власти, государственных учреждений, поддерживает финансовую стабильность. Превышение расходов над доходами образует дефицит бюджета. В этом случае принятый бюджетный план не исполним. Бюджетный дефицит ведет к 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 таким негативным явлениям как инфляция, различные долги, к сокращению расходов бюджета в ходе исполнения уже принятого бюджета для избежания или уменьшения дефицита. Превышение доходов над расходами образует профицит бюджета. С одной стороны, бюджетный профицит — это положительное явление, так как происходит рост доходов субъектов экономики, улучшается работа предприятий, погашаются различные долги и т.д. Но с другой стороны бюджетный профицит имеет и негативные последствия, такие как снижение конкурентоспособности денежных средств, увеличение налогов и т.д. Поэтому необходимо стремиться к балансу в бюджете, в котором сумма расходов равна объёму доходов. Принцип сбалансированности бюджета допускает наличие дефицита бюджета, но при этом определяет, что дефицит бюджета должен быть покрыт за счет средств, называемых «источники покрытия дефицита бюджета», которые имеют строго целевой характер и не могут расходоваться на другие цели. Одной из проблем данного принципа является наличие вертикальных и горизонтальных дисбалансов бюджетов. Вертикальные дисбалансы возникают в результате того, что объем, выполняемых функций органами власти субъектов федерации, обычно превышает их возможности финансирования необходимых расходов. Горизонтальные дисбалансы бюджетов существуют из- за неравномерного экономического развития субъектов Российской Федерации, вследствие чего объём доходов у субъектов федерации различается, и чтобы сбалансировать бюджет региональные органы власти прибегают к дотациям и субсидиям из федерального бюджета. Для того чтобы сбалансировать бюджет субъектов федерации, не прибегая к дотациям и субсидиям, региональным органам власти следует более обширно развивать те экономические отрасли, которые присущи в данном регионе, и которые стабильно будут приносить доход. Развивая отрасли, будут предоставляться новые рабочие места, и тем самым увеличатся налоговые поступления. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Так как принцип сбалансированности бюджета является одним из ключевых принципов бюджетной системы, он является обязательным для исполнения для всех органов власти и местного самоуправления. Так необходимо разработать оптимальные бюджетные пропорции, в пределах которых можно было поддерживать баланс бюджета, для того, чтобы бюджет не был ни дефицитным, ни профицитным. «Также сбалансированность бюджета можно достичь разными методами. Основными методами сбалансирования бюджета являются: • усовершенствование механизма распределения затрат между бюджетами различных уровней; • межбюджетные трансферты; • составление плановых назначений расходных бюджетов, влияющих на рост доходов; • строгая экономия затрат, в результате исключения из их состава излишних расходов; • применение наиболее результативных форм бюджетных заимствований, предоставляющие реальные поступления денежных средств с финансовых рынков. Благодаря исполнению бюджета сбалансированность достигается с помощью: • введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; • соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, которые осваиваются на поступающие доходы; • применения механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; • мобилизации основных резервов увеличения доходов бюджета; • применения бюджетных резервов» [3, c. 4]. Таким образом, достижение сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является одной из основных задач финансовой политики государства. Достижение баланса, равенства объемов доходов и расходов является очень труднодостижимой задачей и на практике 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 осуществляется очень редко. Но достичь баланса бюджетов возможно путем сдерживания роста расходов всех уровней, составления плана расходных обязательств, развития экономических отраслей, которые приносили бы стабильный доход, ужесточения финансового контроля над целевым характером использования бюджетных средств, увеличения источников финансирования дефицита, установления в стране уровня налогообложения, который обеспечит все необходимые потребности общества. Список литературы: 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. ст. 3823. 2. Меликсетян С.Н., Ярошенко Л.Е. Сбалансированность региональных бюджетов: проблемы и пути решения// Архивариус. 2015. № 3 3. Колесникова В.В., Горяшина Д.Е., Жабыко Л.Л. Государственный бюджет, проблема его сбалансированности // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 37 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 5 https://tribune-scientists.ru