- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТА
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Самойлова В.Н.
PDF файл статьиУДК 336.14 Самойлова Веста Николаевна, студентка 4 курса, факультет подготовки специалистов судебной системы (юридический факультет) Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия Россия, г. Томск e-mail: vesta.samoylova.99.99@mail.ru Научный руководитель: Князева М.В. кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия Россия, г. Томск ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТА Аннотация: В настоящей статье рассматриваются вопросы, касающиеся принципа самостоятельности бюджета. Существование межбюджетных трансфертов в виде финансовой ежегодной поддержки со стороны системы бюджета федерации порождает проблему высокой зависимости органов муниципальных образований и субъектов РФ от федеральных органов. В данной статье показано, как реализуется принцип самостоятельности бюджетов на примере Чебулинского района Кемеровской области. Ключевые слова: принцип самостоятельности бюджета, межбюджетные трансферты, дотации, доходы, субъекты РФ. Samoylova Vesta Nikolaevna, 4th year student, Faculty of Training of the Judicial System (Faculty of Law) West Siberian Branch of the Russian State University of Justice Russia, Tomsk Scientific adviser: Knyazeva M.V. candidate of economic sciences, associate professor, associate professor, department of state law disciplines West Siberian Branch of the Russian State University of Justice Russia, Tomsk 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 PRINCIPLE PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE BUDGET INDEPENDENCE Abstract: This article discusses issues related to the principle of budget independence. The existence of intergovernmental transfers in the form of annual financial support from the federal budget system raises the problem of the high dependence of municipal bodies and constituent entities of the Russian Federation on federal bodies. This article shows how the principle of budget independence is implemented on the example of the Chebulinsky district of the Kemerovo region. Keywords: principle of budget independence, intergovernmental transfers, subsidies, revenues, constituent entities of the Russian Federation. Принцип самостоятельности имеет легальное закрепление в Бюджетном Кодексе РФ, его появление имеет смысл при существующем федеративном устройстве государства, которое породило децентрализацию государственных органов в бюджетной сфере. Основная суть принципа исходя из положений ст. 31 БК РФ заключается в праве органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетных процесс, а именно формы и направления расходования бюджетных средств соответствующих уровней [1]. Однако принцип самостоятельности бюджетов нельзя назвать таковым в полной мере, так как в нем присутствуют элементы как самостоятельности формирования расходов и доходов бюджетов, так и централизации, что подтверждается поступающими межбюджетными трансфертами от уровня федерации к нижестоящим уровням, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Межбюджетные трансферты должны быть дополнительным доходом в бюджете низших бюджетных уровней, однако на практике они становятся главнейшим источником формирования бюджетов муниципальных образований и субъектов РФ. Также не стоит забывать, что поступающие с вышестоящего уровня бюджетные средства выполняют выравнивающую функцию, что означает приведение в равное положение тех местных и региональных бюджетов, уровень которых не соответствует необходимому. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Доходы местных бюджетов складываются из средств от реализации муниципальной собственности, налоговых поступлений на землю и имущество физических лиц, торговых сборов, заемных средств, а также межбюджетных трансфертов. Бюджеты субъектов РФ финансируются за счет денежных средств различных фондов специального назначения, формируемых в системе федерального бюджета, к которым относятся, например, фонд финансовой поддержки регионов РФ. Отсюда осуществляются выплаты межбюджетных трансфертов. Особое внимание заслуживают дотации, регулируемые БК РФ и представляющие собой бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетам другого уровня в целях выравнивания их финансовой обеспеченности, предотвращения финансовой отсталости. При предоставлении дотаций субъектам РФ не уточняются конкретные цели использования денежных средств, то есть в данном случае субъектам РФ предоставляется некая свобода в распределении данных бюджетных средств в зависимости от собственных нужд, субъекты самостоятельно принимают решение, куда направить соответствующие средства. Существование такого рода финансовой ежегодной поддержки со стороны системы бюджета федерации порождает проблему высокой зависимости органов муниципальных образований и субъектов РФ от федеральных органов и, следовательно, ограничивает возможность органов управления нижестоящего уровня бюджетной системы самостоятельно формировать иные собственные источники доходов. В 2019 году предусматривается направить бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетные трансферты на общую сумму 2 095,3 млрд. рублей, из них дотации составляют 887,7 млрд. р., что составляет 42,4% [2, С. 58]. Если рассмотреть характеристики бюджета Кемеровской области по состоянию на 2018 год, то можно заметить, что он оказался профицитным в 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 сумме 33419418,8 тыс. рублей, (доход области составил 166474747,6 тыс. рублей без учета безвозмездных поступлений, а расход составил 133055328,8 тыс. рублей). Однако дотации все- таки утверждались в размере 14836013,8 [3]. Тогда возникает вопрос, есть ли смысл дотировать указанный субъект РФ, если главная цель дотаций состоит в выравнивании бюджетов нижестоящих уровней, чтобы ликвидировать финансовую отсталость от других субъектов РФ. Рассмотрим, как принцип самостоятельности бюджетов реализуется на примере Чебулинского района Кемеровской области. Общий доход бюджета Чебулинского района на 2019 г. составляет 7563070 тыс. руб. из них на дотации приходится 338815.5 тыс. руб., что составляет 44,8 %, это почти половина общего дохода бюджета. Что касается всех межбюджетных трансфертов, поступающих в доход муниципального образования, то они составляют 90.6% от общего дохода бюджета [4]. Таким образом, если сопоставить содержание принципа самостоятельности, предложенного законодателем в ст. 31 БК РФ, где предусматривается, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют бюджетный процесс, и анализ реального дохода муниципального образования, то можно прийти к выводу о неэффективности реализации данного принципа на практике. Обращая внимание на те остальные 10 % доходов в общем бюджете муниципального образования, которые составляют налоги и сборы, можно убедиться в отсутствии иного источника доходов, не смотря на наличие реальных возможностей самостоятельного формирования источников, так как данный район обладает так называемым территориальным комплексом захоронений раннемеловых позвоночных. В такой ситуации предлагается избрать и ограничиться моделью инвестирования отдельных проектов субъектов РФ и муниципальных образований и предоставить таким образом некую самостоятельность в наращивании финансовых ресурсов бюджета, создать лишь условия получения доходов исходя из имеющихся собственных возможностей указанных 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 субъектов бюджетных отношений. В данном случае приоритет инвестирования перед дотированием заключается в том, что государство таким образом может развивать отдельные отрасли хозяйства, предоставляя денежные средства, имеющие целевой характер, и тем самым задействовать органы местного самоуправления и породить в них заинтересованность в формировании собственных источников доходов. Также необходимо обратить внимание на своего рода ограничения, предусмотренные ст. 130 БК РФ, где указываются случаи, при которых субъекты РФ лишаются отдельных прав, если сумма предоставляемых в течение двух из трех лет дотаций из федерального бюджета превышает 10 процентов собственного консолидированного дохода. В таком случае субъекты РФ не могут превышать установленные Правительством РФ нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Если сумма дотаций в течение двух из трех лет превышает 40 процентов, то указанные участники бюджетных правоотношений лишаются возможностей самостоятельной организации исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства. Таким образом, анализируя отдельные нормативно- правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, можно заметить, что принцип самостоятельности в полной мере не реализуется на практике. Изменить это предлагается посредством снижения объема поступающих межбюджетных трансфертов, в большей мере это касается дотаций, имеющих основную долю всех межбюджетных трансфертов, и повышения уровня инвестирования отдельных проектов субъектов РФ и муниципальных образований, чтобы 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 обеспечить возможность формирования собственных источников доходов посредством создания таких условий для дальнейшего развития доходов указанных участников бюджетных правоотношений. Список литературы: 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. ст. 3823. 2. Заключение Счетной Палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http:// www.ach.gov.ru (дата обращения: 10.02.2020 г.). 3. Закон Кемеровской области от 11 декабря 2017 года № 102-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (с изменениями на 21 декабря 2018 года) [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/region42 (дата обращения: 10.03.2020 г.). 4. Решение Совета народных депутатов чебулинского района пятого созыва от 25.12.2018 № 191 «О бюджете Чебулинского муниципального района на 2019 год и на плановый период 20202021 годов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://chebula.ru/normativno-pravovye-akty/reshe/resheniya- 2018/ot-25-12-2018-no-191-o-byudzhete-chebulinskogo-municipalnogo-rayona-na- 2019-god-i-na-planovyy-period-2020-i-2021-godov/ (дата обращения: 10.03.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 6 https://tribune-scientists.ru