- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Яранкина Е.А.
PDF файл статьиУДК 177.61 Яранкина Елизавета Александровна студентка 2 курса бакалавриата, инженерно-экономический факультет Ульяновский государственный Технический Университет, Россия, г. Ульяновск Научный руководитель: Балаклеец Н.А., кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии Ульяновский государственный технический университет, Россия, г. Ульяновск e-mail: 79176026097@mail.ru ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ Аннотация: Раскрывается и анализируется проблема любви в философии, данная проблема рассматривается с позиций разных мнений и суждений известных философов. Также дается пояснение термину любовь, и раскрываются классификации любви. Ключевые слова: любовь, ценность, проблема, Бог, философия. Yarankina Elizaveta Aleksandrovna 2nd year bachelor student, Faculty of Engineering and Economics Ulyanovsk State Technical University, Russia, Ulyanovsk Scientific adviser: Balakleets N.A., candidate of philosophy, associate professor, associate professor of the Department of Philosophy Ulyanovsk State Technical University, Russia, Ulyanovsk PHILOSOPHY OF LOVE PROBLEM Abstract: The problem of love in philosophy is revealed and analyzed, this problem is considered from the standpoint of different opinions and judgments of famous philosophers. An explanation is also given of the term love, and the classifications of love are revealed. Key words: love, value, problem, God, philosophy. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Любовь – это высшая ценность человеческого бытия, это некое особенное положение сущего, то без чего не может быть сущего. Любовь – это бытийное состояние человека. Любовь – это отдельный эмоциональный и чувственный мир, чувство какой-либо совершенной общности между двумя или более людьми, это такое чувство, которое может всколыхнуть косвенно каждую эмоцию или частичку твоего тела и тебя, вызвать различные образы, натолкнуть на сумасшедшие фантазии и мысли; любовь может быть, как личностной, так и в то же время одновременно социальной, это чувство фундаментально и основательно для человеческой природы. Любовь максимальная ценность. Любовь нельзя вызвать принудительным и насильным способом, ни прекратить, ни переключить на другой объект. Любовь сложный феномен, так как возникает в пространстве между социальным и личным, телесным и духовным, интимным и всесторонним [1]. Именно Библию можно назвать древнейшим памятником. Потому что в ней описаны и заключены все виды любви: любовь к Богу, братская любовь, любовь к родителям, к Родине и другие. «В древнеиндийском трактате «Ветки персика» излагается о любви как о сопряженном чувстве: «Три источника влечения имеет человек: душа, разум и тело. Влечение душ порождает дружбу. Влечение разума порождает уважение. Влечение тел порождает желание. Сплетение всех трех влечений порождает любовь». В древности выделяли: агапе – активная жертвующая любовь, но равнодушная к личности, любить всех; эрос – любовь как плотская страсть, секс; «филия» – любовь – дружба; сторге – привязанность, любовь к семье, она существует в контексте социально-коммуникативных отношений, сложившихся вне свободного и осознанного выбора (материнская любовь, дочерняя, любовь к братьям, сестрам) [2]. Платон развивает теорию любви. Так как Платон придерживается своей теории о мире идей и вещей, то любовь для него идея (Эйдес), подняться в царство нетленных образов может лишь влекомый Эросом. Любовь открывает человеку глаза на истину, правду, добро, красоту. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Средневековый схоласт Фома Аквинский различает телесную любовь и добродетель. Более того земная любовь грешна, высшая любовь – это любовь к Богу. Христианство создало культ любви, любви к Богу, – «Бог это и есть любовь». Гегель понимал любовь как высшую ценность для человеческой расы: «Истинная сущность любви, пишет он, – заключается в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом Я и, тем не менее, в этом же забвении и исчезновении впервые обрести себя и преобладать над самим собой». По словам Гегеля, любовь – это слияние душ, своего рода обретение единства друг в друге. Философия Л. Фейербаха – это «философия любви», человек в любви обретает душевное спокойствие, учится уважению и доверию. Формула любви Фейербаха: «Если мне хорошо от того, что хорошо тебе, то я тебя люблю». О биологической компоненте любви пишет З. Фрейд. Эрос – это не только инстинкт жизни, это самая мощная сила человеческой психики, способная сублимировать как в сексуальный акт, так и в акт художественного творчества. Ценность любовной потребности понижается, если человек получает сексуальное удовлетворение. Для Э. Фромма, «любовь – это действенная сила в человеке, сила, которая разрушает барьеры между людьми и его собратьями, сила, объединяющая его с другими, любовь помогает человеку пересилить чувство отчуждения и одиночества и в то же время позволяет ему оставаться быть самим собой, таким, какой ты есть на самом деле, сохранить свою целостность». Фромм любви посвятил работы «Искусство любить» и «Душа человека», здесь он пытается классифицировать чувство любви: Наивысшая форма любви – любовь к Богу. Особенное место принадлежит «материнской любви» – мать любит своего ребенка, только потому, что он есть, существует и жив. Другой полюс, это отцовская любовь, отец – это мир мысли, мир закона, его любовь условна: «Я люблю тебя, потому что ты похож на меня, потому что ты оправдываешь мои 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 ожидания и надежды». Функция матери – безопасность, функция отца – указывать на решение жизненных проблем. Э. Фромм в своей книге «Искусство любить» подчеркивает формы псевдолюбия: любовь как сексуальное удовольствие, по его мнению, даже если два человека научатся удовлетворять друг друга, они научатся техники любви, но не самой любови. «Любовь – это не результат сексуального удовлетворения; знание различных сексуальных приемов – это результат любви». Еще одна форма псевдолюбия является любовь – поклонение, это обожание и обожествление любимого, создание своего рода идола, такая любовь всегда приводит к разочарованности. Невротическая любовь – это нежелание замечать свои грехи и фокусироваться на слабостях и недостатках, человека, которого якобы ты любишь. Основная проблема, еще так называемая, как безответная любовь, «болезнь любви», эта любовь – есть дисгармония межличностных отношений, потому что невозможно, с помощью домогательств или попыток принуждения заставить любить кото-то [3]. В русской философии тема любви особо близка для Л. Толстого – это мировозрение через любовь, любовь – это совокупность людей, это средство, с помощью которого можно стать лучше, сильнее и добрее. Бог есть любовь и добро. Для Н. Бердяева любовь – это «первожизнь», бесконечный источник творчества, это раскрытие исторического призвания и предназначение каждого человека. Список литературы: 1. Матвеева А. И. Философия. Учебное пособие. Казань: Бук, 2016. 270 с. 2. Шестаков В.П. Русский Эрос, или Философия любви в России. М.: Прогресс,1991. 478 с. 3. Шестаков В. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство. М.: Терра-Кн. клуб : Республика, 1999. 464 с. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020