- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Яранкина Е.А.
PDF файл статьиУДК 122 Яранкина Елизавета Александровна студентка 2 курса бакалавриата, инженерно-экономический факультет Ульяновский государственный Технический Университет, Россия, г. Ульяновск Научный руководитель: Балаклеец Н.А., кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии Ульяновский государственный технический университет, Россия, г. Ульяновск e-mail: 79176026097@mail.ru ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА Аннотация: Раскрывается тема «Человек как философская проблема», данная проблема рассматривается с двух сторон, сравнивается и противопоставляется друг другу. Также дается пояснение термину человек, и раскрываются важнейшие философские проблемы человека и человеческого бытия. Ключевые слова: человек, проблема, сущность, философия. Yarankina Elizaveta Aleksandrovna 2nd year bachelor student, Faculty of Engineering and Economics Ulyanovsk State Technical University, Russia, Ulyanovsk Scientific adviser: Balakleets N.A., candidate of philosophy, associate professor, associate professor of the Department of Philosophy Ulyanovsk State Technical University, Russia, Ulyanovsk MAN AS A PHILOSOPHICAL PROBLEM Abstract: The theme “Man as a philosophical problem” is revealed, this problem is considered from two sides, compared and contrasted with each other. An explanation is also given to the term man, and the most important philosophical problems of man and of human life are revealed. Key words: man, problem, essence, philosophy. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Вся достаточно продолжительная история как философских дисциплин, так и специальных гуманитарных и естественных наук всё твердит нам о непрерывных попытках познать и понять всю сущность природы человека, его сакральный смысл бытия и перспективы развития. Приложенные усилия многих различных ученых создать целостную теорию о человеке каждый раз наталкивались на постоянные некие серьезные трудности, связанные, в частности, с тем, что специальные науки о человеке давали знание лишь сегментарное — об каких-либо отдельных областях жизнедеятельности его организма, поведения и сознания, а не о человеке как целом. В то время как, все более увеличивалась потребность в сотворении целостного образа человеческого бытия, где человек выступал бы не просто как вещь среди других вещей, а как субъект культурно-исторической и социальной деятельности, чувствующее и действующее существо, имеющий трудный и уникальный внутренний мир. И вот один давний мудрец сказал, что для самого человека нет интереснее объекта, чем он сам. Проблема человека – одна из ведущих, если не центральная, во всей данной мировой философской мысли. Но вот что же это такое человек? Сперва, этот самый задаваемый нами вопрос кажется довольно смешным: кто же на сегодняшний момент не знает, что такое человек? Во всяком случае то, что нам кажется ближе всего, то, с чем мы будто знакомы сильнее всего, оказывается на деле самым сложной вещью для познания. Хоть и многое в человеке уже постигнуто и осмыслено, еще немало остается непонятного, загадочного и странного в человеческой сущности. Особенность философских проблем, связанные с человеком и человеческим бытием, сложились довольно не сразу. История философии – это трудный и долгий продолжительный процесс сменяющих друг друга целевых установок и методов. Философия познания человека требовала, предварительно, формирования особого метода познания, когда человек оказывается синхронно объектом и субъектом данного процесса [1]. В античной философии такой метод анализировался как микрокосмос, в своих человеческих проявлениях подчиняющийся высшему началу, а именно – 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 судьбе. В порядке христианского мировоззрения человек стал пониматься как некое существо, в котором первоначально противоречиво и несокрушимо противоречиво связаны два начала: тело и душа, Бог и человек. Одной из значительных отличительных черт мировоззренческой эпохи Возрождения считается ориентация на человека. Человек – это не только природное безыскуственное существо, но и созидатель самого себя. В новое время XVII внимание обернулось вглубь, в недры человека, и философы стремились объяснить природно-биологическое начало и основы человека. Великий знаменитый рационалист Гегель говорил: «Человек есть выражение познающего абсолютного духа, отличие от других существ – его разумность». Еще один известный антропологический дуалист Иммануил Кант рассуждал, что «Человек принадлежит с одной стороны, миру природной необходимости, с другой, нравственной свободе и абсолютным ценностям». А Карл Маркс, известный, как основоположник марксизма, заявлял, что «В основе сущности человека лежит трудовая деятельность» [2]. Важнейшей, если не центральной проблемой во всей мировой философской мысли считается проблема человека. Выделим же главные философские проблемы человека: 1. Возникновение человека. На трактовку проблемы возникновения человека огромное влияние оказала эволюционная теория Дарвина. Вместе с тем Дарвин не ответил на заданный вопрос, что же именно стало причиной подчеркивания человека в животном мире. Ответ все же постарался дать Энгельс: определенные типы человекообразных обезьян под действием природно-климатических условий достаточно быстро преобразили свой образ жизни. Именно так концепция Дарвина о антропогенезе обогатилась марксистской теорией социогенеза и в философии возник такой термин, как антропосоциогенез. Пролонгируя тему антропосоциогенеза, т.е. возникновения человека, всё же нам не миновать проблему связи биологического и социального начала в нём. Давая ответ на этот вопрос имеются две крайности. Одна представляет человека как животного, ведущая его к плотскому началу. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Противоположный подход недооценивает, а то и вовсе игнорирует биологические основы существования человека и его деятельности. Из этого следует, что в нем биологическое и социальное находятся в неразрывном единстве. 2. Проблема сущности человека. Субстанцией, лежащей в основе бытия человека и составляющей его сущности, считается трудовая деятельность, осуществляемая в рамках общественного производства. В человеке реализуется тождество субъекта и объекта. 3. Сознательное и бессознательное. Достаточно продолжительное время бытие человека разбиралось и рассматривалось как выражение сознательной жизни. При всем том, что, начиная с Нового времени, в философии значительное место заняла проблема бессознательного. Зигмунд Фрейд, представил бессознательное как могущественную силу, которая по-всячески противостоит сознанию. 4. Личность и индивид. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Социальная индивидуальность делает человека личностью. 5. Смысл и цель жизни. В религиозной философии вопрос о смысле жизни превращается в вопрос о Боге. При атеистическом представлении – бога нет, а потому жизнь превращается в абсурд. В общем случае: смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели и его всестороннего совершенствования [3]. Список литературы: 1. Дзевенис А.А. Философия человека // Дальневосточный аграрный вестник. 2014. № 3. С. 66-84. 2. Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Издательство «Наука», 1978. 280 с. 3. Гуйван П.Н., Инговатов В.Ю. Проблема человека в истории философии: учебное пособие. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015. 214 с. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020