- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСНОВНЫЕ СЛОЖНЫЕ ДИЛЕММЫ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Добровольская Д.С.
PDF файл статьиУДК 379.8 Добровольская Д.С. студентка, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула e-mail: darya.dobrowolsckaya@yandex.ru ОСНОВНЫЕ СЛОЖНЫЕ ДИЛЕММЫ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: Рассмотрены основные сложные дилеммы досуговой деятельности, а также наиболее вероятные способы их разрешения. Ключевые слова: дилемма, досуг. Dobrovolskaya D.S. student Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy Russia, Tula KEY COMPLEX DILEMES IN LEISURE ACTIVITIES Abstract: The main complex dilemmas of leisure activities, as well as the most likely ways to resolve them, are considered. Key words: dilemma, leisure. Культура досуга связана с системой эталонных норм досуговой деятельности, которые складываются у народа, граждан того или иного государства и которые сопоставимы с современными качествами досуга, этическими принципами рекреационной деятельности. В результате усилий государства, правовых органов, общественных, религиозных организаций, семейного воспитания, которые совпадают с направленностью этнонациональных традиций в этой сфере, в обществе складываются представления о желаемом и этически одобряемом характере досуга, о предпочтительных занятиях в свободное время, а также об этических требованиях, которые предъявляются к досуговой деятельности. Эти требования исходят из признания того, что досуг обладает не только индивидуальной, но и 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 общественной значимостью, и никто из граждан не вправе нарушать соотношение этих сторон досуга. При этом в обществе всегда имеются отдельные представления об отдыхе и развлечениях, которые не совпадают с культурой и этикой досуга, противоречат традиции или даже закону. Например, в некоторых группах распространены досуговые занятия, которые разрушают физическое и духовное здоровье человека (пьянство, употребление наркотиков), циничное отношение к окружающим людям, неумеренное увлечение азартными играми и др. Таким образом, между этическими принципами проведения досуга, с одной стороны, и конкретными досуговыми занятиями людей, с другой, далеко не всегда существуют гармонические связи, что и составляет основное содержание сложных этических дилемм в досуговой деятельности. Педагогам в сфере организации досуга следует в первую очередь руководствоваться законодательно-правовыми регламентациями на этот счет. Вместе с тем нецелесообразно также пренебрегать национальными традициями, массовыми привычками людей в проведении свободного времени. Представления об этическом выборе в сфере досуга в разных государствах неодинаковы и даже противоречивы. Например, у некоторых народов мира в досуговом застолье принято употребление вина, алкогольных напитков. Однако существуют традиции и ограничения, которые не позволяют формироваться массовым алкогольным пристрастиям. У других народов не сложились взвешенные рекреационные нормы, поэтому у определенной части людей возникает болезненная привычка к алкоголю, особенно распространенная среди представителей некоторых социальных групп. Примером неодинакового отношения к одному и тому же досуговому занятию может быть зрелищная форма с использованием животных. В одних, культурах существуют петушиные бои, в других - собачьи. Но у многих народов такие развлечения считаются безнравственными как по отношению к животным, так и по отношению к зрителям. Общественное мнение их осуждает, а закон нередко запрещает. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе и которые во многом определяют его решение в той или иной досуговой дилемме. Потребности человека условно можно разделить на три типа: - первичные, или врожденные, - физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода, в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условиях жизни, материальные в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.; - социальные - потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.; - культурные - потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др. Если с первичными потребностями человек рождается, и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности. В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др. В досуговой деятельности человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др., но одна из них всегда является определяющей. В форме сложной этической 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 дилеммы этот пример будет выглядеть следующим образом: Если ученик отправится в турпоход с товарищами, то он сформирует навыки выживания, насладится природной красотой и получит множество новых впечатлений. Если ученик останется дома, то он не сформирует навыки выживания, не насладится природной красотой и не получит множество новых впечатлений. Но ученик либо идет, либо не идет в турпоход. Значит, он либо развивается и его внутренний мир обогащается, либо он просто отдыхает без развития. Если у ученика сильнее социально-культурная потребность (общение и развитие), то он вероятнее выберет пойти в поход, чем остаться дома. Если у ученика сильнее физическая потребность (пассивный отдых), то растет вероятность остаться дома и ничего не делать. Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются: - непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности; - осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания; - его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе. Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис, т.е. добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом. Если человеку некомфортно в досуговой деятельности, то он будет искать ей альтернативу. В форме сложной этической дилеммы этот пример будет выглядеть следующим образом: Если ученик поедет с семьей на дачу, то ему придется трудиться, и он не отдохнет. Если ученик пойдет гулять в парк с друзьями, то ему будет весело, и он отдохнет. Но ученик либо едет на дачу, либо идет гулять с друзьями. Значит, он либо устанет, либо отдохнет. Ученик хочет отдохнуть, поэтому он идет гулять в парк с друзьями. В 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 подобной ситуации без внешнего принуждения или без дополнительного положительного стимула (застолье, развлечения, друзья на даче и др.) сложно ожидать от ученика другого решения сложной этической дилеммы. Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя в труде или учебе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации. В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высоким рекреационным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человек занят пустяками. В форме сложной этической дилеммы этот пример будет выглядеть следующим образом: Если ученик на досуге займется своим хобби - нумизматикой, то ему будет интересно, и он узнает что-то новое. Если ученик проведет досуг пассивно, то будет скучать и ничего нового не узнает. Но ученик либо занимается нумизматикой, либо отдыхает пассивно. Значит, ему будет либо интересно, либо скучно. Ученик хочет, чтобы ему было интересно, поэтому он занимается нумизматикой. Формирование хобби при этом выступает эффективным инструментом борьбы с пассивным и бездеятельным досугом, не ведущим личность к развитию. Укажем еще одну особенность содержательного досуга - восприятие произведений искусства. Люди обращаются к искусству по-разному - с неодинаковыми целями, затрачивая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени. 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток. В форме сложной этической дилеммы эта особенность будет выглядеть следующим образом: Если ученик пойдет на выступление в классический драматический театр, то ему будет скучно. Если ученик пойдет на сеанс в кино на фильм массовой культуры, то ему будет интересно. Ученик хочет, чтобы ему было интересно, поэтому он идет в кино. Вероятно, однажды побывав в театре, не поняв происходящего и заскучав на выступлении, ученик и в дальнейшем будет решать данную сложную дилемму не в пользу театра. Изменение решения указанной сложной дилеммы видится в подготовке ученика к посещению театра, формировании у него необходимо уровня культурных компетенций, которые позволили бы ему оценить преимущества театра как формы досуга и изменить свое решение сложной дилеммы. Досуговая деятельность актуальна для индивида, поскольку позволяет ему восстанавливать работоспособность (спорт, игры на воздухе, оздоровительные занятия), расширять самосознание (обращение к искусству, философии), самореализовываться и снимать стрессы (любительские занятия, развлечения). Досуг предоставляет возможность осмыслить индивидуальные особенности: врожденные качества характера, творческий потенциал, уровень интеллектуального развития. В занятиях любимым делом, в уединении человек способен сосредоточиться на своих продуктивно-волевых возможностях. Но на выбор тех или иных занятий в свободное время влияют социальные моменты: мода, реклама, социальный статус. Когда множество людей решают в досуге одни и те же задачи, связанные с сохранением здоровья, развитием личности, умножением и разнообразием социальных связей, индивидуальные потребности превращаются в массовые, 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 приобретая тем самым общественный характер и резонанс. Кроме того, в ходе досуговых занятий каждый человек осознает свою идентичность с культурной средой, глубже интегрируется в жизненное пространство всего общества. Поэтому особенно важно обращение человека к этнонациональным видам досуговых занятий, к рекреационным традициям (большинство которых носит коллективный характер), к массовым и зрелищным видам досуга, участию в праздниках, гуляньях. Общественный потенциал досуга - это оборотная сторона его индивидуальной значимости. Обе стороны нельзя отрывать друг от друга, они выступают взаимодополнительными аспектами одного и того же процесса человеческой жизнедеятельности. В настоящее время мода и национальные традиции все чаще соединяются в досуговой деятельности. В форме сложной этической дилеммы это будет выглядеть следующим образом: Если ученик пойдет с семьей или друзьями на гуляния, то ему будет интересно и весело. Если ученик останется дома, то ему будет скучно. Но ученик либо идет на гуляния, либо остается дома. Значит, ему будет либо весело и интересно, либо скучно. Ученик хочет, чтобы ему было весело и интересно, поэтому он идет на гуляния с семьей или друзьями. В последнее время из-за усиления внимания государства к истории и национальным традициям растет популярность праздничных гуляний, и их посещает все больше людей, особенно молодежи. Это происходит, в том числе и потому, что места, где они организуются, становятся модными в молодежной среде и их посещение в определенной степени символически обязательно. Современное общество рассматривает досуговую деятельность как самостоятельную сферу жизнедеятельности, которая тесно пересекается с такими важными сферами, как спорт и путешествия, религия и искусство, семейно-родственные отношения и быт, система социальных коммуникаций и практика массовых зрелищ, индивидуальные пристрастия и увлечения. По мере развития культуры свободное время и досуг также эволюционировали, интегрируя технические новинки, осваивая более эффективные педагогические и организационные технологии. 7 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Цели и мотивы ученика, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем он может стремиться на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому педагог не должен переоценивать мотивацию ученика относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга. Кроме того, формы как домашнего, так и организованного досуга могут иметь весьма стандартные формы, которые способны свести к нулю достоинства досугового времяпрепровождения. Свобода стандартного, шаблонного досуга может быть мнимой свободой. Вместо обогащения человека культурой она усугу6ляет процесс его обезличивания. Особенно несвободным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики. В форме сложной этической дилеммы это будет выглядеть следующим образом: Если ученик после уроков пойдет домой, как обычно, играть в компьютерные игры, то ему это будет привычно, но ни с чем новым он не познакомиться. Если ученик останется в школе впервые на внеурочных занятиях по интеллектуальным играм, то ему будет непривычно, но он сможет узнать что- то новое. Но ученик либо идет играть в компьютерные игры, либо идет играть в интеллектуальные игры. Значит, ему будет либо привычно и бесполезно, либо непривычно и полезно. Ученик хочет получить удовольствие привычным образом, поэтому с высокой долей вероятности пойдет играть в компьютерные игры. Однако, если рассказать ему о соревновательном характере интеллектуальных игр, возможности победить в них соперников и «прокачать свои навыки» и получить еще множество сопутствующих выгод, то он может изменить свое решение. 8 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Под целями досуга следует понимать представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека более специфически обусловлены, чем цели прагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете, цели, безусловно, выполняют положительные или отрицательные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие. Главное в досуге - гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим или учебным будням, общественным обязательствам, домашним нагрузкам. Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние). Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказываниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга исключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые установки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить. 9 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 В форме сложной этической дилеммы это будет выглядеть следующим образом: Учитель по истории рекомендует ученику просмотреть фильм по теме. Если ученик посмотрит документальный фильм по теме, который будет ему казаться скучным из-за отсутствия спецэффектов, то получит относительно объективную информацию. Но ученик может посмотреть зрелищный художественный фильм по теме и получить с высокой долей вероятности искаженную информацию. Но ученик посмотрит либо документальный, либо художественный фильм. Значит, он получит либо объективную, либо искаженную информацию. Ученик хочет зрелищ и спецэффектов, поэтому, скорее всего, посмотрит художественный фильм. В этом случае мотивы его поведения не связаны с желанием учиться; они в большей степени ориентированы на новые впечатления и свободу действий. Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха - одна из базовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейным обязанностям. Действительно, сравнительно с обязанностями на работе или учебе, с функциональными нагрузками в домашнем хозяйстве человек на отдыхе может в полной мере ощутить добровольность своего выбора того или иного занятия. Фактор свободы действий весьма важен для человека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощущает на работе, учебе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных условиях. Однако досуг несвободен в той мере, в какой он зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выбора досуговых форм ее членов. В форме сложной этической дилеммы это будет выглядеть следующим образом: Одноклассники решили пойти всей компанией в кино. Однако у одного из ребят бедная семья, и у него нет денег на кино. Если ученик пойдет со всеми в кино, то ему придется занять для этого деньги, а потом отдавать долг. Но 10 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 ученик может не идти со всеми в кино и тогда компания может его исключить из своего круга. Но ученик либо пойдет в кино, либо нет. Значит, ему либо придется отдавать долг, либо его исключат из компании. Учитывая важность для подростка групповой идентификации, он, скорее всего, выберет отдавать долг. В этом случае ему придется где-то найти или заработать деньги. Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижением свободы действия, культурно-досуговая деятельность содержит важные для внутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др. В форме сложной этической дилеммы это будет выглядеть следующим образом: Ученик устал от рутины и захотел разнообразить свой досуг чем-то новым. Он стал выбирать между экстремальными и неэкстремальными видами спорта. Если ученик выберет экстремальные виды спорта, то его ощущения будут ярче, но это будет сопряжено с опасностью. Если ученик выберет неэскремальные виды спорта, то ощущения будут не такими яркими, но это будет безопаснее. Но ученик выберет либо экстремальные, либо неэксремальные виды спорта. Значит, ему либо придется рисковать жизнью, либо не испытывать ярких ощущений. Учитывая усталость от рутины и юношеский максимализм, можно предположить, что ученик выберет экстремальные виды спорта. Не следует забывает и о физическом факторе сложных этических дилемм в досуговой деятельности. Ведь для ученика с ограниченными возможностями здоровья даже при наличии сильного желания могут быть не доступны отдельные формы досуга. Но ситуация может осложняться тем, что он привыкает к определенному досуговому выбору и, несмотря на развитие доступной среды, продолжает выбирать из ограниченного набора решений, считая, что здоровье не позволяет ему поступать иначе. В форме сложной этической дилеммы это будет выглядеть следующим образом: Одноклассники решили записаться в хоккейную секцию. Однако у 11 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 одного из ребят были нарушения опорно-двигательного аппарата, и он не мог играть вместе со всеми в хоккей. Но можно было пойти в секцию слеш-хоккея. Если ученик пойдет в секцию слеш-хоккея, то сможет тренироваться и развиваться физически. Но ученик может не идти в секцию. Но ученик либо пойдет в секцию, либо нет. Значит, ему либо придется прилагать усилия и развиваться, либо он выберет более пассивную форму досуга без физической активности и развития. Учитывая ограниченный образ жизни ученика, можно предположить, что он не захочет его нарушать и выходить из зоны комфорта. В этом случае он упустит важную возможность социализации. Технические возможности также могут ограничивать или наоборот расширять возможности разрешения сложных этических дилемм в досуговой деятельности. Например, не везде могут быть доступны новейшие технологические достижения, что существенно обедняет возможности в выборе досуга. Но там, где они доступны, появляются и новые возможности для выбора досуга. В форме сложной этической дилеммы это будет выглядеть следующим образом: Ученик из сельской местности хотел бы проводить досуг в виде игры в компьютер. Но он может играть с друзьями в реальном, а не виртуальном мире. Если ученик пойдет просто играть в компьютер, то не сможет в это время общаться с друзьями. Но ученик либо играет в компьютер, либо общается с друзьями. Значит, он выберет либо социализирующую, либо не социализирующую формы досуга. Выбор ученика будет зависеть от того насколько он социализирован и от того какие возможности для него создают новейшие технические достижения (просто игра офлайн, или сетевая игра, или игра с дополненной реальностью и пр.). Таким образом, суммируя все вышесказанное, можно отметить, что досуг представляет собой единство трех мотивационных устремлений, играющих важную роль в выборе и развитии индивида: а) желание добиться релаксации и разнообразия переживаний; 12 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 б) увеличить объем своих знаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможности своего участия в спонтанном социальном участии и непосредственном межиндивидуальном общении. Это означает, что человек, добиваясь состояния бодрости и рекреационного эффекта в процессе досуговой активности, способен одновременно реализовать сразу ряд своих потребностей. Таким образом, досуговые занятия способны создавать у человека ощущение целостности своего внутреннего мира, полноты собственного бытия, особенно за счет наполнения досуга позитивным и конструктивным содержанием. Представления о мере этой полноты и целостности у разных людей неодинаковы. Если одни стремятся в свободное время пополнить свое образование, расширить кругозор и круг знакомств, то другие хотели бы хорошо выспаться или провести время в кругу близких родственников. Но даже с учетом разных мотивов, неодинаковых целей и содержания досуговых занятий было бы ошибкой недооценивать их значимость как для самого человека, так и для общества. Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни. Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п. Об этом было сказано выше при рассмотрении национального и финансового аспекта досуга. 13 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Особо следует выделить воспитательные и просветительские функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы называются не воспитанием, а вторичной социализацией. Важную роль при реализации этих функций играет фактор искусства в досуге. В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни. Лучше понять и оценить важность этой функции позволяет учет таких факторов досуга как потребности, удовольствие, хобби, новизна, свобода действий человека. Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль 14 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 семейно-родственных отношений. В полной мере эта функция раскрывается через такие факторы досуга как потребности, новизна и привычки. В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой. Таким образом, можно выделить множество сложных дилемм в досуговой деятельности в настоящее время. Это обусловлено разнообразием форм его проведения, доступных для широких слоев населения. Однако большинство молодых людей разрешают сложные этические дилеммы в досуговой деятельности в пользу наиболее простых форм, не требующих усилий для восприятия чего-то нового и развития, но базирующихся на лени и иных человеческих пороках. В такой ситуации задачей педагогики становиться изменить мотивацию и цели учеников в досуговой деятельности в пользу личностно развивающих форм. 15 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 16 https://tribune-scientists.ru