- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья опубликована в журнале за "Май 2019"
Автор(ы) статьи: Дудалова И.К.
PDF файл статьиУДК 376.1 Дудалова Ирина Константиновна студентка, Елабужский институт Казанского федерального университета, Россия, г. Елабуга e-mail: irina_denisova_1996@mail.ru Научный руководитель: Нургатина Ирина Ефимовна, канд. пед. наук, доцент, Елабужский институт Казанского федерального университета, Россия, г. Елабуга МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования уровня развития речевых умений и навыков младших школьников, дается качественная характеристика сформированных речевых умений младших школьников, приводятся данные динамики развития речевых умений и навыков в результате проектной деятельности. Ключевые слова: речевые умения и навыки, проектная деятельность младших школьников, исследовательский проект, уровень развития речевых навыков и умений. Dudalova Irina Konstantinovna student, Elabuga Institute of Kazan Federal University, Russia, Yelabuga Scientific advisor: Nurgatina Irina Efimovna, Ph.D. in pedagogical sciences, associate professor, Elabuga Institute of Kazan Federal University, Russia, Yelabuga METHOD OF PROJECT ACTIVITY IN THE FORMATION OF SPEECH SKILLS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN Abstract: The article presents the results of an empirical study of the level of development of speech skills and skills of younger students, provides a qualitative characteristic of the formed speech skills of younger students, provides data on the dynamics of the development of speech skills as a result of project activities. Keywords: speech skills and abilities, project activities of younger students, research project, level of development of speech skills and abilities. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 1 Речь формируется с раннего возраста, являясь основным и универсальным способом взаимодействия с людьми, адаптации в социуме, необходимым навыком для психического и личностного развития ребенка, дальнейшей реализации способностей в профессиональной и общественной деятельности. В раннем детстве речь формируется стихийно; речевые навыки и умения (говорить, аудировать, читать, излагать свои мысли в письменной речи) носят творческий, продуктивный характер. Развитие речи детей требует постоянного руководства со стороны взрослых, и в условиях образовательных учреждений в начальной школе обеспечивается педагогом на каждом уроке. Современным методом обучения, отвечающим требованиям ФГОС, является метод проектной деятельности. Проектная деятельность имеет множество видов, что делает ее доступной для обучения младших школьников. Характерные особенности проектной деятельности как метода обучения создают прекрасную возможность для активных коммуникаций детей - со сверстниками, педагогами, родителями, другими взрослыми, а реализация проектной деятельности затрагивает все виды речи. Эмпирическое исследование речевых умений и навыков младших школьников (8-9 лет), проведенное на базе 50 учащихся средней общеобразовательной школы, по диагностическим заданиям, подобранным нами с опорой на методики В.П. Глухова, Г.В. Чиркиной, Т.А. Фотековой, Т.Б Филичевой и Г.В. Бабиной, показало, что большинство младших школьников (до 56% - 14 детей) имеют сложности в изложении мыслей в устной речи - детям сложно воспроизвести в речи смысл рассказа, у них возникают паузы в связи с подбором необходимых слов, слова и предложения характеризуются стереотипностью, предложения - простые нераспространенные, не отражающие причинно-следственных связей, речь не имеет содержательности и выразительности. Уровень развития речевых навыков и умений данных школьников определяется как средний; большая часть младших школьников (до 52% - 13 детей) имеют сложности в свободной диалогической речи по теме. В Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 2 речи дети используют в большей мере вопросительные предложения, просьбы, побуждения, но не умеет развернуто отвечать на вопросы - у них возникают сложности в последовательном, логическом и связном изложении своих мыслей, они отвечают лаконичными репликами. В высказываниях пропускают слова, длительные паузы в речи свидетельствуют о недостаточности словарного запаса в памяти детей, встречаются аграмматизмы, лексические ошибки и ошибки грамматического строя речи. Уровень развития речевых навыков и умений данных школьников определяется как низкий. Для формирования и развития речевых умений и навыков детям требуется помощь в связном, целостном высказывании, грамотном формулировании предложении для выражения своих мыслей, подборе адекватных слов. С целью развития устной речи младших школьников была проведена проектная деятельность в рамках уроков литературного чтения 2 класса обучения начальной школы IV четверти (средняя общеобразовательная школа). Младшим школьникам был предложен информационный проект по теме «Литература зарубежных стран» в аспекте ее сказок. Проектная деятельность заключалась в изучении особенностей сказок разных стран и народов мира, систематизации полученных результатов исследования, подготовки сказки собственного сочинения, представленной в виде компьютерной презентации на 10 слайдов. Время реализации проекта – 2 недели; длительность непосредственно образовательной деятельности на уроке составляла 25 минут; общее астрономическое время обучения в неделю - 300 мин. Задание по подготовке проекта представлялось подгруппам учеников из пяти человек. Каждый ученик в подготовке проекта определял свое направление работы (свою роль). В подготовке проекта также были задействованы взрослые: родители, старшие братья и сестры, педагог (исследователm). Так, проектная деятельность осуществлялась учащимися как в урочное, так и внеурочное время. На уроках дети представляли своей подгруппе собственные результаты подготовки заданий по этапам, сводились результаты, велись обсуждения Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 3 64% следующих направлений работы, определялись индивидуальные задания. Во внеурочное время учащиеся подготавливали материал. Выполняли задания в соответствии с индивидуальной задачей этапа подготовки проекта. Контроль, организация, корректировка хода выполнения проекта осуществлялись педагогом (исследователем). Контрольное исследование уровня развития речевых навыков и умений младших школьников показало положительный результат использования метода проектной деятельности. Динамика развития речевых умений и навыков у детей экспериментальной группы по показателям констатирующего и контрольного этапов представлена на рисунке 1. 56% 70% 60% 50% 32% 40% 20% 16% 30% 12% 20% 10% 0% НизкийСреднийВысокий Констатирующий этап Контрольный этап Рисунок 1 – Динамика развития речевых умений и навыков у младших школьников (по пересказу прослушанного текста (автор Т.А. Фотекова)) Динамика развития речевых умений и навыков по показателям констатирующего и контрольного этапов по тесту «История в картинках» представлена на рисунке 2. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 4 52% 48% 60% 44% 50% 32% 40% 30% 16% 8% 20% 10% 0% НизкийСреднийВысокий Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Рисунок 2 – Динамика развития речевых умений и навыков у младших школьников (по тесту «История в картинках») Динамика развития речевых умений и навыков у детей экспериментальной группы по показателям констатирующего и контрольного этапов по диагностическому заданию составления диалога представлена на рисунке 3. 52% 60% 44%44% 40% 50% 40% 30% 12% 20% 8% 10% 0% НизкийСреднийВысокий Констатирующий этап Контрольный этап Рисунок 3 – Динамика развития речевых умений и навыков у младших школьников (по диагностическому заданию составления диалога) Занятия по методу проектной деятельности развили речевые умения и навыки у 20% детей (5 учащихся): с низкого до среднего уровня - у 12% (3 детей), Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 5 со среднего до высокого уровня - у 8% (2 детей). У младших школьников улучшились такие показатели, как лексико-грамматическое оформление, полнота и точность высказываний, целостность речи, дети стали более активны в общении. Таким образом, проектная деятельность является эффективным методом формирования речевых умений и навыков, если она осуществляется целенаправленно, с учетом особенностей формирования речевых умений и навыков младших школьников в начальной школе, в соответствие с педагогическими принципами, а также принципами и структурой проектной деятельности как метода обучения. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 6