- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ СЛЕПОГЛУХИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Шульженко Я.Н.
PDF файл статьиУДК 159.9 Шульженко Яна Николаевна студентка 2 курса магистратуры, факультета психологии и педагогики Южный федеральный университет, Россия, г. Ростов-на-Дону e-mail: ilchuk.ioanna@yandex.ru Научный руководитель: Муратова М.А., кандидат биологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Южный федеральный университет, Россия, г. Ростов-на-Дону ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ СЛЕПОГЛУХИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье рассматриваются особенности речи слепоглухих детей дошкольного возраста. Раскрываются основные этапы обучения детей данной категории. Ключевые слова: сложные нарушения развития, слепоглухота, классификация слепоглухих, комплексные поражения слуха и зрения, сложная структура дефекта, формирование речи слепоглухих. Shulzhenko Yana Nikolaevna 2nd year master student, faculty of psychology and pedagogy Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don Scientific adviser: Muratova M.A., candidate of biological sciences, associate professor of the Department of correctional pedagogy Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia STUDY OF SPEECH FEATURES OF DEAFBLIND PRESCHOOL CHILDREN Abstract: The article discusses the features of the speech of deaf-blind children of preschool age. The main stages of teaching children of this category are revealed. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Keywords: complex developmental disorders, deafness, classification of deafblind people, complex hearing and vision disorders, complex structure of the defect, speech formation of deafblind people. В настоящее время актуальной проблемой в педагогической и дефектологической практике является воспитание и обучение детей со сложным (множественным) нарушением развития. Т.А. Басилова, Г.П. Бертынь, М.С Певзнер, Т.В. Розанова к сложным нарушениям развития относят сочетания двух или более первичных психофизических нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности социальной адаптации ребенка. Слепоглухота является одним из сложных дефектов развития. Комплексное нарушение зрения и слуха при естественном развитии влечет за собой немоту ребенка, которая наносит большой ущерб его общему и физическому развитию, в будущем – и социальной адаптации. Гуманистические и психолого-педагогические аспекты этой проблемы освещены в работах А.В. Апраушева, И.А. Соколянского, А.И. Мещерякова, А.В. Ярмоленко, О.И. Скороходовой, Е.Л. Гончаровой, А.А. Катаевой, С.А. Сироткина, И.В. Саломатиной, и др. На основе современной научно-методической литературы можно сформировать обобщающее определение слепоглухоты как психофизического нарушения: к категории слепоглухих относятся дети с сочетанием нарушений зрения и слуха различной степени, при условии, что вследствие имеющегося нарушения слуха ребенок не может учиться в учреждениях для детей с нарушением зрения, а вследствие наличия нарушения зрения не может обучаться в учреждениях для детей с нарушениями слуха. К этой количественно небольшой категории аномальных относятся дети с полным или частичным поражением функций как зрительного, так и слухового анализаторов. У слепоглухонемых детей слух нарушен полностью или в такой степени, что делает невозможным усвоение речи на основе слухового восприятия. Таким образом, глухота вызывает отсутствие речи. Зрение у 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 слепоглухонемых детей также характеризуется тотальным нарушением или настолько снижено, что зрительное ориентирование практически невозможно. И.А. Соколянский относил к действительно слепоглухим только детей с врожденным или приобретенным полным или частичным нарушением функции периферической части зрительного и слухового анализаторов, без грубых нарушений центральных отделов мозга. Умственно отсталых детей с выраженными нарушениями зрения и слуха он относил к «церебрально недостаточным» [5]. А.И. Мещеряков считал, что в школу для слепоглухих должны приниматься дети без грубых органических поражений мозга, степень потери слуха и зрения которых не позволяет им учиться в школах для слепых или в школах для глухих [2]. Если глухота и слепота наступают во взрослом возрасте, это, как правило, не приводит к потере речи. Итак, следует различать слепоглухонемых, у которых способность к словесной речи потеряна или вообще не развивалась, и слепоглухих, у которых ранее сформированная речь сохранилась. Слепоглухонемота может быть вызвана различными причинами. По данным авторов, которые проводили медико-психолого-педагогическое обследование в группе слепоглухонемых детей и подростков, чаще всего наблюдаются врожденные глухота и слепота (в основном врожденная катаракта), которые можно объяснить внутриутробным поражением плода в ранний период беременности, когда происходит формирование слухового и зрительного анализаторов. Это, в частности, связано с заболеванием беременной краснухой, а также влиянием наследственных (генетических) факторов. Приобретенная слепоглухонемота может быть обусловлена родовыми черепно-мозговыми травмами, чаще всего – перенесенными в дошкольном возрасте тяжелыми заболеваниями головного мозга (менингиты, менингоэнцефалиты), последствиями которых могут быть, в частности, поражения внутреннего уха и слуховых нервов, которые приводят к глухоте в 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 сочетании с атрофией зрительных нервов, что вызывает глубокое ослабление зрения или слепоту. При одновременной потере зрения и слуха и отсутствия специального педагогического воздействия ребенок вообще может находиться в длительном дремотном состоянии – настолько снижается тонус коры больших полушарий его головного мозга. Таким образом, слепоглухонемота создает тяжелые предпосылки для психического развития ребенка. Однако если она не сочетается с умственной отсталостью, слепоглухонемые дети потенциально имеют возможности для полноценного интеллектуального и эмоционального развития и при благоприятных условиях воспитания могут стать социально полезными людьми. С одной стороны, это условлено свойством нервной системы заменять утраченные функции одних анализаторов функциями других, сохраненных структур. Именно благодаря пластичности нервной системы при слепоглухонемоте отсутствие зрения и слуха компенсируется сохраненной способностью чувствовать и воспринимать окружающий мир с помощью осязания, обоняния, различных вибрационных и температурных ощущений. Однако, с другой стороны, приведение в действие этих компенсаторных способностей нервной системы при слепоглухонемоте решающим образом определяется специальными педагогическими влияниями. Поэтому в дефектологии выдвигается идея универсальной ведущей роли обучения в психическом развитии слепоглухонемого ребенка. Эта идея является основополагающей в оригинальной продуктивной системе обучения слепоглухонемых, которую создали выдающиеся дефектологи И.А. Соколянский и А.И. Мещеряков и которая сейчас практически реализуется в специальном учебно-воспитательном заведении (детском доме) для слепоглухонемых в г. Сергиев Посад Московской области. М.В. Жигорева отмечает, что при изучении особенностей слепоглухих детей следует опираться на несколько направлений: клиническое, клинико- генетическое, психологическое и педагогическое, при этом можно полнее 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 раскрыть структуру генетического нарушения. Она выделяет следующие критерии: степень сохранности и развития остаточного слуха и зрения (глухой или слабослышащий, незрячий или слабовидящий); время наступления нарушения, т.е. определение возраста, в котором у ребенка возникло нарушение зрения и слуха; состояние интеллектуальных возможностей, опорно-двигательной системы; уровень развития речи (какой формой речи владеет ребенок, каков уровень словесной речи, в какой степени она сохранилась или подверглась распаду после наступления слепоглухоты); причины, обусловившие возникновение сложных нарушений [1]. На основании таких подходов исследователь выделяет «субкатегории слепоглухих детей»: «дети с ранней слепоглухотой, дети с поздней слепоглухотой, дети со сложным сенсорным дефектом — частичным нарушением одного из двух пострадавших анализаторов (глухие слабовидящие, незрячие слабослышащие, слабослышащие слабовидящие) [1]. Современная наука создала несколько классификаций слепоглухих детей. Так, одной из первых была классификация А.В. Ярмоленко, в основу которой было положено время наступления дефекта и наличие сочетания сенсорных нарушений с интеллектуальными: слепоглухонемые от рождения или потерявшие зрение и слух в раннем детстве, до овладения и закрепления словесной речи (врожденная слепоглухота); слепоглухие, у которых потеря зрения и слуха наступила в дошкольном возрасте и позже, когда у ребенка уже была сформирована речь (приобретенная слепоглухота); слепоглухие умственно отсталые дети: все предыдущие варианты, осложненные умственной отсталостью [6]. С.А. Сироткин и О.И. Смирнова приводят такие группы: 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 1. Тотально слепоглухие (тотальная потеря зрения и слуха). 2. Практическая слепота или практическая глухота. 3. Полная или практическая слепота в сочетании с тугоухостью. 4. Тотальная или практическая глухота в сочетании со слабовидением. 5. Слабовидящие и слабослышащие (слабовидение в сочетании с тугоухостью) [4]. Изучение особенности развития речи слепоглухого ребенка – это вопрос, который требует отдельного освещения, но на сегодняшний день остается недоконца изученным. В процессе развития слепоглухого ребенка слово возникает из действия, как отмечает Л.Ф. Обухова [3]. Сначала это происходит в форме жеста (указательного, изобразительного, условного), затем вводятся дактильные слова, а затем ребенка начинают учить азбуке слепых и звуковой речи. Но в любом случае, какую бы форму не получала речь, она неразрывно связана с действием. Л.Ф. Обухова отмечает, что первые слова слепоглухого ребенка – это, как правило, слова в повелительном наклонении, и первые фразы также связаны с действиями, которые необходимо выполнить [3]. Сложным, по мнению исследовательницы, является переход от действия к слову. И.А. Соколянский – один из основателей методики обучения слепоглухих детей – отмечал, что этапы обучения детей с комплексными поражениями слуха и зрения в целом совпадают с этапами обучения «нормальных» детей, но при этом имеют свою специфику. Так же, как и в традиционной педагогике, в обучении слепоглухих детей выделят этапы: А) Добукварный (в этом случае правильнее называть его дограмотным). Самый сложный этап в обучении слепоглухого ребенка, поскольку у него фактически отсутствуют представления об окружающем мире. На этом этапе на ребенка прежде всего влияют родители и окружающая обстановка, поскольку он обучается дома. Здесь преобладает тактильное знакомство с окружающим миром. 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 На этом этапе в последовательном порядке применяют: 1. Врожденную мимику. 2. Пантомимику. 3. Жесты. 4. Лепку. 5. Словесную речь с ее видами (дактильную, графическую, точечную рельефную, устную) [5]. Б) Букварный. На этом этапе усваивается и закрепляется дактильный алфавит как основной. При этом важно понимать, что дактильный алфавит ребенок может осваивать еще на дограмотном периоде. Полное усвоение дактильного алфавита даст возможность заменять словами жесты. Обучение письму начинается не одновременно с дактильным алфавитом, а после его усвоения. После того, как усвоен дактильный алфавит, ребенка можно обучать привычному всем людям алфавиту, напечатанному выпуклыми буквами, а позднее – к алфавиту, выполненному плоскими графическими буквами. Следующий этап – это обучение ребенка элементарной грамоте. Здесь последовательно реализуются следующие этапы: Усвоение письма в брайлевской форме. Усвоение простых нераспространенных предложений. Усвоение простых распространенных предложений. Составление текстов. В) Послебукварный. Только после того, как ребенок стал грамотным, то есть научился составлять грамотные тексты, его следует обучать устной (звуковой) речи, чтобы позднее он мог общаться с другими людьми. Для формирования у ребенка предметных образцов объектов и действий сначала используют специальные средства общения со слепоглухими жесты, обозначающие эти предметы и действия. В дальнейшем на смену сначала отдельным жестам, а затем все большему их количеству приходят слова, которые сообщаются слепоглухому в дактильной форме. 7 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Дактилогия (от греч. – палец, – слово) – ручная азбука, в которой буквы алфавита заменяются специальными знаками, что передаются пальцами руки. В отличие от зрительного восприятия дактильных знаков, которым пользуются глухие, слепоглухонемые используют специальный пальцевый алфавит, в котором каждая буква передается прикосновением пальцев «говорящего» к определенным точкам ладони «слушателя». Роль словесного языка, оформленного тактильно, постоянно и последовательно растет. Кроме овладения дактилологией, слепоглухие учатся также устному звуковому языку: используя специальные логопедические приемы, им ставят произношение звуков и учат контролировать высоту звучания голоса при помощи тактильно-вибрационных ощущений (прикосновением руки к горлу). Большое значение в дальнейшем обучении и развитии слепоглухих принадлежит овладению письменным языком, который оформляется рельефно- точечным шрифтом Брайля. Таким образом, овладевая словесной речью, слепоглухие получают возможность приобщаться к человеческой культуре, что играет решающую роль в их умственном, нравственном и эстетическом развитии. Список литературы: 1. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 28 c. 2. Мещеряков А.И. Обучение слепоглухонемых детей. М.: Педагогика, 1974. 159 c. 3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для СПО. М.: Издательство Юрайт, 2016. 460 с. 4. Сироткин С.А., Смирнова О.И. Этика взаимоотношений и общения со слепоглухими: методическое пособие. М.: ВОС, 2006. 79 с. 8 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 5. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефектология. 1989. № 2. С. 75-84 6. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. 162 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 9 https://tribune-scientists.ru