- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФИЛОСОФИЯ КАК ИСКУССТВО
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Макарова Е.Д.
PDF файл статьиУДК 101.1 Макарова Екатерина Дмитриевна студентка 2 курса бакалавриата, инженерно-экономический факультет Ульяновский государственный Технический Университет Россия, г. Ульяновск e-mail: katerina891761@gmail.com ФИЛОСОФИЯ КАК ИСКУССТВО Аннотация: Раскрывается такая проблема, как философия и искусство, рассматривается схожесть терминов «философия» и «искусство». Дается пояснения термину философичное произведение искусства, а также раскрываются критерии философического смысла для произведения искусства. Ключевые слова: философия, искусство, философическое произведение. Makarova Ekaterina Dmitrievna 2nd year bachelor student, faculty of engineering and Economics Ulyanovsk state Technical University Russia, Ulyanovsk PHILOSOPHY AS ART Abstract: The author reveals such a problem as philosophy and art, examines the similarity of the terms "philosophy" and "art". The term "philosophical work of art" is explained, and the criteria of philosophical meaning for a work of art are revealed. Keywords: philosophy, art, philosophical work. Проблема соотношения философии и искусства сложна не только потому, что сама суть вопроса не проста, но и потому, что соотношение двух исследуемых категорий изменилось за свою долгую историю. Если в эпоху Возрождения великий Леонардо да Винчи называл живопись "истинной философией", то художники авангарда вообще отвергали философию как мировоззрение, так что искусство есть истина, философия есть ложь. Однако важно отметить, что даже в Средние века все фундаментальные мысли о бытии и мире шли рука об руку с искусством. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Философия и искусство-это, пожалуй, две области, в которых больше всего выражает себя человеческая культура. Хотя они отличаются от страны к стране, они все же имеют общие черты. Различия между искусством и философией различаются в зависимости от эпохи [2]. Если наука выражает всеобщую истину в общей форме, а философия выражает индивидуальную истину в обобщенной форме, то искусство есть та отрасль культуры, в которой индивидуальная истина проявляется в форме конкретного события. Искусство относится к чему-то по различным критериям, одним из которых считается образность. Критерии могут меняться, но основной интерес остается к работе. Это значит, что индивидуальная истина Творца находит отклик в потребителе. Когда говорят, что искусство мыслит образами, это означает, что слова в произведениях искусства (в отличие от обычной речи) могут порождать бесконечное число образов и приводить к тому, что они обозначают. Слово «искусство» относится к искусному, простому способу выполнения определенного вида действий. Искусство мышления означает искусство правильно управлять своими мыслями, другими словами, Искусство умело направлять свои мысли через свои собственные скрытые возможности. Метод может быть изучен, и навык приобретается постепенно по мере его применения. Если перевести термин «философия» буквально, то он означает «любовь к мудрости». Однако если раскрыть сущность понятия, то становится ясно, что предметом науки является мышление как основное отличие человека от животных. Философствование идет еще дальше и превращает человеческое мышление в способ познания мира. Главная цель философии-понять все, что существует. Она постигает эпоху через мышление, становясь тождественной ей. В то же время, не возвышаясь над своим временем по содержанию, она возвышается над ним по форме, рассказывая об идеальной сущности предметов и явлений. Несмотря на то, что философия и искусство показывают мир и человека с его эмоциональными переживаниями с разных точек зрения и разными 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 методами, у них много общего. Философия развивается на основе принципов, отражающих глубинные основы деятельности. Искусство, напротив, основано на остенсивных формах культуры, основанных на демонстрации культурного содержания. Создавая предметы искусства или любуясь ими, человек сливается с миром, который они представляют. Философия, напротив, заставляет человека заниматься рефлексией и критиковать тот мир, который он сам себе представляет [3]. В то же время между этими двумя культурными сферами существует тесная связь. Они имеют общую культуру в своей основе и в процессе развития проникают друг в друга. Итак, произведение поднимает философские проблемы, и философия превращается в искусство [1]. В то время как Гегель стремился привести философию к форме науки, Шеллинг полагал, что органом философии является искусство как творческая сила, основанная на эстетическом акте воображения. Не просто объяснить, но и не изменить мир (это практическая задача, которую философ не выполняет в своем собственном качестве), а создать новый мир в идеальной форме через интеллектуальное созерцание старого мира — вот задача философии. Шеллинг прав, проводя различие между методами философии и искусства (и науки, которая, как и искусство, направлена вовне, к эмпиризму). Философия менее стеснена опытом, чем наука и искусство, и потому ближе к духу, а ее отражение глубже и созидательнее. Поэт может интуитивно прийти к чему-то в возрасте 18 лет, что философ осознает в возрасте 30 лет или даже позже. Но осознанность так же важна, как и интуиция. Это означает осмысленный подход к бытию. Произведение искусства может быть более или менее философским. Претендуя на философский смысл, она должна обладать определенными свойствами. Во-первых, не относятся исключительно к одному событию (хотя конкретная форма воплощения может быть чисто реалистичной) и имеют выводы, относящиеся к широкому классу разнородных явлений. Пример: "Чума" Камю. События, происходящие в романе, можно рассматривать и как 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 изображение эпидемии чумы, и как аллегорическое видение фашистской оккупации Франции, и вообще как символ современной жизни. В любой из трактовок «чума» говорит об основах человеческого поведения. Второе требование, которому должно удовлетворять философское произведение искусства, - это представление крайних действий или полное следование философским системам, которые именно и становятся философскими, когда в них чрезвычайно остро выражена точка зрения. Достоевский называл Тютчева первым поэтом-философом. Сам Достоевский считался философом. Андреев называл себя бессознательным философом. В чем же заключается отличительная черта художника-философа? Ответ облегчается тем, что Достоевский, Тютчев и Андреев имеют общие черты творчества, придающие ему философский характер. Это внутренний подтекст, идущий изнутри произведений, а не обильное цитирование модного философа и подведение своей работы под чужую философскую схему. Философское искусство в широком смысле - это искусство создания собственной философии жизни, а также Психология стратегии жизни, которая соответствует этой философии и психологии. Это не значит, что каждый может стать философом или психологом. Но это означает, что каждый может найти мировоззренческую стратегию, которая ведет к свободе, любви и полноте жизни [4]. Человек учится мыслить через себя: воспитывая и пробуждая свое собственное мышление. Это делается путем общения с философами. Но и через живой контакт с культурой. К философской культуре мы должны, конечно, добавить общую культуру. Литература имеет неотъемлемое право цитироваться в философии. Литература-это постоянный источник иллюстраций в нашем воображении, с которыми философы сталкиваются на уровне понятий. Например, счастье распутника, которое прекрасно описано у Стендаля. Или страсть, восхитительно исследованная Марией Мадлен де Лафайет или Жаном Расином. Мы также обратим внимание на научную литературу. Наивно думать, что философия могла быть создана отдельно от развития науки. В философии 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 мы пожинаем плоды научного знания. Таким образом, философ интересуется всем, ибо все может питать его стремление к познанию и стремление к более широкому синтезу. Список литературы: 1. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 622 с. 2. Философия: учебник / отв. ред.: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. М.: ТОН-Остожье, 2001. 704 с. 3. Логинова М.В. Основы философии искусства: учеб. пособие. М.:ИНФРА-М, 2013. - 159 с. 4. Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры:учеб. для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 559 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 5 https://tribune-scientists.ru