- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Поддубная Т.А.
PDF файл статьиУДК 159.99 Поддубная Татьяна Алексеевна, студентка 4 курса, факультет психологии Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула e-mail: poddubnaia.tanya2016@yandex.ru Научный руководитель: Панферова Е.В. кандидат психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО- ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Аннотация: В статье рассматривается возможность применения дидактических игр для развития наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте. Описываются особенности наглядно-образного мышления детей 4-5 лет и условия отбора дидактических игр для данной возрастной группы. Дается теоретическое описание изменений в познавательном развитии дошкольника в результате использования дидактических игр в обучении. Ключевые слова: наглядно-образное мышление, средний дошкольный возраст, дидактическая игра, познавательное развитие, средства обучения и воспитания. Poddubnaya Tatyana Alekseevna, 4th year student, faculty of psychology Tula State Pedagogical University named after Lev Tolstoy, Russia, Tula Scientific adviser: Panferova E. V., candidate of psychological sciences, associate professor Tula State Pedagogical University named after Lev Tolstoy, Russia, Tula DIDACTIC GAME AS A MEANS OF DEVELOPING VISUAL AND IMAGINATIVE THINKING OF CHILDREN 4-5 YEARS OLD Abstract: The article considers the possibility of using didactic games for the development of visual and imaginative thinking in the middle preschool age. The article describes the features of visual and imaginative thinking of children aged 4-5 years and the conditions for selecting didactic games for this age group. A theoretical 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 description of changes in the cognitive development of preschool children as a result of the use of didactic games in learning is given. Key words: visual and imaginative thinking, middle preschool age, didactic game, cognitive development, means of education and upbringing. Формирование мышления – важнейшее направление в познавательном развитии ребенка. Мышление обеспечивает возможность оперировать представлениями и создавать новые образы, использовать имеющиеся знания в новых условиях, обобщать, устанавливать сходства и различия по существенным признакам. Неоценимое значение для развития познания окружающего мира дошкольником имеет наглядно-образное мышление. Оно обеспечивает возможность усвоения им обобщенных знаний о предметах и явлениях окружающей действительности и становится движущей силой для формирования детского творчества. Одной из составляющих образовательного процесса в дошкольных организациях, участвующих в осуществлении задач полноценного проживания воспитанником периода дошкольного детства, является дидактическая игра. Она выступает как средство развития и активизации множества познавательных процессов, среди которых мышление, речь, память, восприятие и другое. Дидактическая игра по праву занимает одно из главных мест в образовательном процессе дошкольной организации. В рамках игровой деятельности в дошкольном возрасте закладываются элементы других видов деятельности. Дидактическую игру, в большей степени, принято рассматривать как средство развития речи, однако, нельзя упускать из вида возможность использования данного вида игр для развития мышления. Значение игры в дошкольном возрасте определяется необходимостью удовлетворения потребности в общении со сверстниками и взрослыми, а также в совместной деятельности. Дидактическая игра представляет собой особую деятельность, которую дошкольник подвергает осмыслению и с интересом включается в нее. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Социальный опыт, полученный в процессе игры, становится личным достижением ребенка. Этот опыт дошкольник с успехом применяет в других условиях [4, с. 22-27]. Л.С. Выготский считал, что дидактическая игра имеет два начала: одно носит развлекательный, другое – серьезный характер. В зависимости от того, какое из начал преобладает, будет определяться тип игры [2, с. 211]. Дидактические игры часто применяются педагогами в качестве средств воспитания и обучения детей. Данные игры расширяют представления, а также способствуют закреплению и применению знаний, которые приобретаются детьми во время занятий [5, с. 16]. Для обучения детей четырех лет используют игры с дидактическим материалом. В 4 года у детей появляется способность группировать предметы, выделив один признак, а в последствии – несколько. От группировки предметов по признакам и свойствам дошкольники в своем мышлении переходят к проявлению способности устанавливать взаимосвязи предметов по цвету, форме, размеру, позволяющей им выделять количественные отношения. На пятом году жизни в процесс формирования наглядно-образного мышления детей можно включать игры, направленные на обучение группировке предметов не только по качественным признакам, но и по назначению (учить давать выделенной группе обобщающее название). Также особенно важно на данном возрастном этапе уделять внимание развитию у детей умения классифицировать объекты по возрастанию и убыванию степени проявления заданного свойства. Эмпирические исследования отечественных ученых говорят о том, что организованное обучение на занятиях обеспечивает лучшее приобретение детьми знаний, умений и навыков, а также способствует качественному развитию мышления, речи, памяти и внимания [3, с. 15]. Подбирая дидактические игры, важно руководствоваться, в первую очередь, возрастом ребенка. Поскольку из-за несоответствия игры возрасту, возможна неадекватная постановка задач перед ребенком – либо слишком 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 легкие, либо трудные. Из-за чего, качество усвоения новых знаний снижается, процесс обучения в игре становится непродуктивным. Между тем, дидактические игры должны отвечать принципу доступности, но при этом не быть крайне легкими, а требовать усилий, способствовать развитию воли у дошкольника. Учитывая основное предназначение дидактических игр, как игр, направленных на обучение, важно уделить внимание их соответствию определенному программному содержанию, последовательности этапов, логики структуры. Дидактические игры оказывают влияние на развитие у дошкольника умения подчинять свои действия правилам, тем самым формируя основы произвольного поведения и организованности. Они способствуют приобретению дошкольниками новых знаний. Эти знания приобретаются в ходе взаимодействия с педагогом, с другими детьми, а именно в ходе общения и наблюдения за участниками игры, их речью и манипуляциями с предметами и другими действиями. Все это обогащает сознание ребенка новой информацией, что имеет значимый вес для его развития [1, с. 100]. Одним из видов дидактических игр являются игры с предметами. Действия, которые совершаются с этими предметами, имеют характер нанизывания, выкладывания, катания, составления целого из частей и т.п. Эти игры способствуют развитию у ребенка дифференциации цвета, величины и формы. Настольно-печатные игры также уточняют у дошкольника знания и представления об окружающем мире и оказывают влияние на развитие компонентов мышления. Настольно-печатные игры включают в свое содержание множество игр по типу пар картинок, лото, домино, пазл, складные геометрические фигуры, игры-лабиринты [2, с. 65,70]. Словесные игры – это вид обучающих игр, в которых основным средством является речь. Они чаще всего направлены на развитие внимания, сообразительности, быстроты реакции и связной речи. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Любая дидактическая игра предполагает проявление детской смекалки, собранности в новых условиях, находчивости и т.д. Содержание этих игр включает действия, смысл которых в угадывании, умении искать, показывать и т.д. В этом и заключается смысл дидактических игр – в развитии мыслительных операций. Дидактические игры способствуют развитию умения у детей использовать представления о предметах, ранее воспринятых. Таким образом, дошкольники думают о вещах, не воспринимаемых непосредственно в данное время. Такие игры позволяют детям дошкольного возраста учиться самостоятельному решению широкого спектра мыслительных задач, среди которых: описание предметов, отгадывание по описанию, по признакам сходства и различия, группировки предметов по разным качественным характеристикам, свойствам, нахождения нелепости в суждениях, придумывание рассказов с включением небылиц [5, с. 113]. Итак, дидактическая игра с одной стороны, выполняет роль игрового метода, с другой – является самостоятельной игровой деятельностью и оказывает положительное влияние на всестороннее развитие личности детей дошкольного возраста. Данный вид игр запускает механизм формирования наглядно- образного мышления. Благодаря ей, практический опыт дошкольника и образные представления образуют крепкую взаимосвязь, которая усиливается речевыми высказываниями детей. Список литературы: 1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991. 160 с. 2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. М.: Новая школа, 2004. 528с. 3. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М: Просвещение, 2012. 55с. 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 4. Лизунова Л. Р. Формирование наглядно-образного мышления у детей // Обруч. 2014. № 4. С. 22-27. 5. Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 2009. 145 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 6 https://tribune-scientists.ru