- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Абукова Г.З.
PDF файл статьиУДК 378.147.88 Абукова Гозель Зайналабидовна, студентка 3 курса, факультет иностранных языков Дагестанский государственный университет, Россия, г. Махачкала e-mail: abukova.g@mail.ru Научный руководитель: Агаларова Раисат Идрисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Дагестанский государственный университет, Россия, г. Махачкала МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ Аннотация: В последние годы все более широкое распространение в практике обучения, в том числе и в обучении иностранным языкам находит метод проектов. В данной статье рассматривается оптимизация уроков английского языка путем использования метода проектов на среднем этапе обучения. Ключевые слова: метод проектов, обучение английскому языку, средний этап. Abukova Gozel Zaynalabidovna, 3rd year student Faculty of Foreign Languages Dagestan State University, Russia, Makhachkala Scientific adviser: Agalarova Raisat Idrisovna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of English language, Dagestan State University, Russia, Makhachkala PROJECT METHOD IN TEACHING ENGLISH AT THE MIDDLE STAGE 1 Abstract: In recent years, the project method has become more widely used in teaching practice, including in teaching foreign languages. This article discusses the optimization of English lessons by using the project method at the middle stage of training. Keywords: the project method, English language training, middle stage. На сегодняшний день основная цель обучения иностранным языкам это формирование коммуникативной компетенции. Для реализации данной цели в учебном процессе используется ряд методов и приемов. Одним из них является метод проектов. Метод проектов представляет собой совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную методическую задачу в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. На уроках иностранного языка данный метод может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. В процессе обучения иностранному языку одну из ключевых ролей играет учет психологических особенностей учащихся. На среднем этапе обучения коммуникативное развитие подростков осуществляется посредством развития когнитивных и творческих способностей учащихся. В этом возрасте школьники учатся делать обобщения и выводы, строить доказательства, спорить, сравнивать и анализировать, тем самым отделять главное от второстепенного, выделять существенные признаки. Поэтому важной задачей обучения подростков иностранному языку является развитие у них самостоятельного, творческого мышления. У учащихся среднего школьного возраста по сравнению с младшим школьным возрастом высокая способность к самостоятельной творческой деятельности. Выполнение заданий творческого плана, развивающих логичность и гибкость мышления, и решение постоянно усложняющихся речемыслительных задач способствует интеллектуальному развитию подростков [1, с. 135]. Стоить 2 отметить, что подростки в отличие от младших школьников способны планировать свою работу и осуществлять самоконтроль. Не менее значимым параметром является мотивация. Большую роль в её росте играет понимание задач урока, назначение каждого приема, а также демонстрация достигнутых результатов и постановка новых. Реализация метода проектов на уроках позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Данный метод позволяет школьникам познавать окружающий мир, средствами иностранного языка, расширяя тем самым их социокультурную компетентность. В качестве примера рассмотрим работу над темой «Спорт» в 7 классе, в ходе занятий учащиеся работают над проектом «Спорт в нашей жизни. История успеха», который предполагает сбор информации, анализ и обобщение различных фактов. Обсуждение определенных проблем предполагает владение необходимым объемом лексического материала по той или иной теме, а также владение грамматическим строем [4]. Поэтому работа над любым проектом начинается с введения лексического, если нужно и грамматического материала, необходимого и достаточного для дальнейшей проектной деятельности. Под руководством учителя происходит этап ознакомления с новым материалом, формирование ориентировочной основы действий (ООД). Согласно исследованиям Е.С. Полат, для ознакомления учащихся с новым грамматическим материалом стоит использовать такие средства обучения, как схемы, таблицы, аудио и видеоподкасты. Для введения лексического материала – аудиовизуальный материал. Учитель должен убедиться, что все учащиеся поняли новый материал, чтобы переходить к стадии формирования навыков. 3 Следовательно, в масштабе данного проекта рекомендуются к усвоению следующие лексические единицы и их сочетания, которые можно разделить на основную и дополнительную лексику, где в последнем разграничивается активная и пассивная лексика. Тренировка активной лексики происходит за счет работы с дополнительными текстами, на этапах обсуждения, самостоятельной работы в группах [2]. В отличие от активной лексики, пассивная лексика, словосочетания и слова, формируют так называемый «потенциальный словарь» учащихся. Так, активная лексика: to break a record, to compete in a championship, to draw a game, to lose the competition, to pass the ball, to play, to receive the ball , to train, to win the competition, to win the cup и так далее; пассивная: champion, championship, club / hockey stick / brassy, coach, cue, defense, draw, field, goal, gym, ice rink, lap и так далее. Следовательно, учащимся должно быть предоставлено достаточное количество упражнений для выработки необходимого автоматизма, а именно имитативных, подстановочных, трансформационных, репродуктивных упражнений. На уроках иностранного языка, где обучение общению является целью обучения иностранной речи, учебному взаимодействию придается большое значение. Из этого следует, что на этапе формирования лексических и грамматических навыков, когда необходимо предоставить устную практику каждому ученику группы и при этом обеспечить обратную связь между учеником и учителем, методически оправдано использовать малые группы сотрудничества [5, с. 6]. Наиболее адекватными моделями учебного взаимодействия на данном этапе являются парная работа (при формировании лексического навыка), работа в малых группах сотрудничества (при формировании грамматического навыка). Стадия совершенствования навыков предполагает организацию тренировки учебного материала с целью его репродуктивного и рецептивного усвоения в варьируемых условиях: составление высказываний по опорам, составление 4 диалога или полилога по ответным репликам, конструирование диалогов из заданных реплик, завершение рассказов и диалогов [3]. В данном случае можно предложить прослушивание мини-текстов с новыми словами, после которых необходимо ответить на вопросы к ним. Выполнение этих упражнений тренирует учащихся узнавать лексику на слух и позволяет им уже на данном этапе использовать вновь введенный материал в речи. Не исключено, что текст может сопровождаться иллюстрациями или видеорядом. Listen to the text and answer the questions: When you move, 600 muscles in your body work to make you more flexible and stronger. Sports are very important for children and teenagers. When their bones are well held by the muscles, they grow and become stronger. Sports maintain the whole body: your brain, your lungs, and your heart. For doing that your body uses your fats and your sugar. You get more healthy and slimmer. That’s not all. You develop your abilities such as catching a ball or keeping balance when you ride a bike. You learn new skills which are useful in your life. You get more successful and progress-oriented. When you are doing sports, your brain makes a pleasure hormone — endorphin. It makes you forget your anger and your sorrows. Moreover the sport is often done with friends or family, and it is a good way to share emotions and joy. 1. What happens with your body when you move? 2. What is endorphin? Кроме этого, учащиеся вместе с учителем могут на уроке изучить необходимую лексику, изучая мировые рекорды, биографии великих спортсменов. Например: Usain Bolt, the world’s fastest sprinter, is the first man to hold both the 100 metre and 200 metre world records since automatic time keeping began in 1977. Loved for 5 both his lively personality and dominance on the track, Bolt keeps both the media and the record keepers in a frenzy. После ознакомления с подобным текстом, учащиеся могут «примерить» на себе роли спортсмена и интервьюера. Данный мини-проект может быть выполнен в течение 10 минут на уроке в паре, а также может быть дан в качестве домашнего группового задания, где каждой группе будет дан определенный спортсмен, ролей может быть больше (зависит от опорного текста). Данное задание раскрывает творческий потенциал и развивает командную работу. Стоит отметить, что тема «Sport» довольно обширна, предполагает изучение огромного количества слов. Чтобы освоение лексики происходило быстрее и эффективнее необходимо включить в образовательный процесс дополнительные технологии. Речь идет об использовании различных, специализированных видеоподкастов, интернет-платформ и т.д. Не только PowerPoint, но и сервисы, платформы Prezi, Wiki Wall, FlockDraw, Scribblar.com, Dabbleboard и так далее предоставляют учащимся возможность создать яркие презентации совместно с другими учащимися, посты и делиться ими со всеми. Они обеспечивают свободный обмен между учениками и учителем, а также организацию работу учеников. Как один из долгосрочных проектов по закреплению лексики может быть снятие учащимися видеоподкастов по различным сценариям, например: «My first time in the pool/ on the ice rank/in the gym» и так далее. Разделив учащихся на небольшие группы (максимум 5 человек), учитель может поручить им такой проект как составление стенгазет или стендов. Подобное задание развивает не только творческие способности учащихся, но и улучшает и закрепляет лексику. Школьники учатся работать с текстами и необходимой информацией. Такой проект подразумевает выполнение школьниками таких заданий как составление по теме «Sport» кроссворды, ребусы, истории, стихотворения и так далее. 6 Итоговыми проектами в процессе овладения соответствующей лексики могут быть составление топиков на темы «Sport in my life» и «My favourite sportsman», где учащиеся смогут продемонстрировать и использовать весь изученный материал. Стоить отметить, что личностно-ориентированные задания способствуют долгосрочному запоминанию лексики. Таким образом, мы видим, что метод проектов как деятельность, в основе которой лежат самостоятельность/сотрудничество, творческий подход и эгофактор подростков, имеет огромный потенциал перед другими методам и приемами. Бесспорно, в ближайшем времени данный метод может стать одним из эффективных способов не только формирования и развития личности учащихся, но и раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала. Правильно разработанные проекты стимулируют интерес учащихся к дисциплине, теме урока, повышают мотивации к учебно-познавательной деятельности, и как результат, школьники учатся ориентироваться в огромном потоке информации, способны принимать нестандартные решения. Список литературы: 1. Зимняя В.Н. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 2004. 447 c. 2. Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М.: АРКТИ, 2005. 221 c. 3. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 2003. 373 c. 4. Филатов В.П. Методика обучения иностранному языку. М.: Феникс, 2005. 383 c. 5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000. 224 c. 7