- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
МЕТОД ВЫБОРА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ОСНОВЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Статья опубликована в журнале за "Май 2019"
Автор(ы) статьи: Ильин Н.С.
PDF файл статьиУДК 656 Ильин Никита Сергеевич студент 2 курса магистратуры, электромеханический факультет Санкт-Петербургский горный университет, Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: ladoga-trophy13@yandex.ru Научный руководитель: Менухова Т.А., доцент, доцент кафедры транспортно-технологических процессов и машин Санкт-Петербургский горный университет, Россия, г. Санкт-Петербург МЕТОД ВЫБОРА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ОСНОВЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Аннотация: Статья посвящена методу выбора подвижного состава для осуществления автобусных перевозок. Метод основан на сформированной системе показателей и представляет собой алгоритм действий, выполнение которых позволит выбрать оптимальный подвижной состав для осуществления пассажирских перевозок автобусами на городских маршрутах. Ключевые слова: метод, система показателей, пассажирские перевозки, группа экспертов, экспертное оценивание. Ilin Nikita Sergeevich 2nd year master student, electromechanical faculty Saint-Petersburg mining university, Russia, Saint-Petersburg Scientific advisor: Menukhova Т.А., docent, associate professor of transport and technological processes and cars Saint-Petersburg mining university, Russia, Saint-Petersburg THE METHOD OF CHOOSING A ROLLING STOCK FOR THE IMPLEMENTATION BUS TRANSPORTATION BASED ON THE SYSTEMATIZATION OF INDICATORS Abstract: The article is devoted to the method of selection of rolling stock for bus transportation. The method is based on the formed system of indicators and is an algorithm of actions, the implementation of which will allow to choose the optimal rolling stock for passenger transportation by buses on urban routes. Keywords: method, system of indicators, bus transportation, group of experts, expert rating. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru Выбор подвижного состава – ситуация, с которой сталкивается каждое автотранспортное предприятие [1]. Для формирования парка подвижного состава работники АТП не всегда руководствуются научно-обоснованными методами выбора, зачастую наоборот, опираются на личный опыт и интуицию. Эксплуатация транспорта, выбранного таким образом может привести к снижению экономической эффективности перевозочной деятельности. Для упрощения задачи выбора подвижного состава предлагается использовать метод, основанный на системе показателей. Для формирования системы показателей была привлечена группа экспертов, которая выбрала из множества показателей 13 наиболее важных, по их мнению [2]. Определенные частные показатели было принято объединить по соответствию в три группы комплексных показателей. Таким образом, система показателей, применяемых для выбора автобусов, будет иметь вид: а) g1 (экономические показатели), которая включает: 1) g11 затраты на ТО; 2) g12 стоимость автобуса; 3) g13 затраты на оформление полисов ОСАГО и КАСКО; 4) g14 расход топлива в городском цикле. б) g2 (показатели комфортности), которая включает: 1) g21 пассажировместимость; 2) g22 плавность хода; 3) g23 комфортность пассажирских мест; 4) g24 сенсорный комфорт. в) g3 (технические показатели), которая включает: 1) g31 ресурс до капитального ремонта; 2) g32 гарантийный срок эксплуатации; 3) g33 мощность двигателя; 4) g34 ёмкость топливного бака; 5) g35 содержание вредных веществ в отработавших газах. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru При этом показатель g24 является комплексным, следовательно, необходимо определить не только вес частного показателя g24, но и веса входящих в него показателей. Для этого была привлечена группа экспертов. Сформированная система показателей представлена на рис.1. Показатели для выбора автобусов g3. g2. Показатели Технические g1. Экономические показатели комфортности показатели g31 g21 g11 g32 g22 g12 g33 g23 g13 g34 g24 g35 g14 a1Уровень шума a2 Уровень вибрации а3Температурный режим Рисунок 1. Система показателей для выбора автобусов Далее определены значения всех весовых коэффициентов всех отобранных частных показателей. Для определения весовых коэффициентов был использован метод экспертного оценивания. Проверка согласованности мнений экспертов проводилась по методу Николаева-Темнова, в результате которой выявлено, что мнения трех групп экспертов по всем частным показателям. Далее по оговоренным методам определены значения весовых коэффициентов комплексных показателей. После того, как определены все веса проводится выбор оптимального подвижного состава с помощью «модифицированного метода ранжирования» [1, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 3 c.2]. Согласно данному методу оптимальный подвижной состав определяется по следующей формуле: 𝑗 𝐷𝑖=∑(𝐷𝑘𝑖∙𝛾𝑖) , 𝑖=1 где 𝛾𝑖 – значение весового коэффициента комплексного показателя, 𝐷𝑘𝑖 – нормированное значение частного показателя с учетом его веса. Оптимальным признается тот автобус, значение 𝐷𝑖 для которого максимально. Cписок литературы: 1. Бородина Ю.В. Исследование модифицированного метода ранжирования для выбора подвижного состава // Вестник гражданских инженеров. 2016. №1 (54). С. 120 – 122. 2. Николаев В.И. Об одном методе определения объективной и субъективной ценности информации при управлении // Автомат. и телемех. 1972. Вып. 9. С. 132-138. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 4