- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ ПРИ ПРЕОДОЛЕНИИ ТЯЖЕЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Савченко А.Ф.
PDF файл статьи
УДК 376.3 Савченко Анна Федоровна студентка 2 курса магистратуры Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет, Россия, г. Ростов-на-Дону e-mail: ane4ka-sav4enko@mail.ru Научный руководитель: Муратова М.А. к.б.н., доцент кафедры коррекционной педагогики Южный федеральный университет, Россия, г. Ростов-на-Дону ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ ПРИ ПРЕОДОЛЕНИИ ТЯЖЕЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В данной статье рассмотрена организация коррекционно- образовательной среды, входящая в структуру программы, реализуемой в ДОО, по развитию одаренности у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи. Ключевые слова: коррекционно-развивающая среда, тяжелые нарушения речи, дети дошкольного возраста, одаренность, одаренный ребенок, программа развития одаренности, конструктивная сфера деятельности. Savchenko Anna Fedorovna 2nd year master student Department of Correctional Pedagogy South Federal University Russia, Rostov on Don Scientific adviser: Muratova M.A., Ph.D., Associate Professor, Department of Correctional Pedagogy South Federal University Russia, Rostov on Don ORGANIZATION OF THE CORRECTION-DEVELOPING ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF GIFT AT THE OVERCOMING OF SEVERE SPEECH DISORDERS IN CHILDREN OF THE PRESCHOOL AGE Abstract: This article discusses the organization of the correctional and educational environment, which is part of the structure of the program implemented in 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 the DOE, on the development of giftedness in older preschool children with severe speech impairment. Key words: correctional and developmental environment, severe speech disorders, preschool children, giftedness, gifted child, giftedness development program, constructive field of activity. Современные тенденции к обучению детей и подростков подразумевают индивидуализирующий подход воспитательной, коррекционной и развивающей работы. Важным компонентом процесса обучения является раскрытие потенциала детей всех возрастов, в частности, дошкольного. Именно поэтому нами была создана программа коррекционно-развивающей работы, направленная на развитие одаренности у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи. При разработке данной программы коррекционно-развивающей работы нами учитывались следующие теории и подходы, которые позволили более четко и правильно определить направления и виды коррекционной деятельности: 1) Теории врожденных способностей и теории формируемых способностей (Ф. Гальтон, Платон) [4, с. 261]. 2) Подходы к рассмотрению способностей в отечественной психологии (К.К. Платонов, Б.М. Теплов, Е.П. Ильин, В.Д. Шадриков) [6, с. 159]. 3) Теории об организации коррекционного процесса: единстве диагностики и коррекции процесса развития (Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский) [2, с. 181]. 4) Нейропедагогические подходы, оптимизирующие коррекционно- развивающую логопедическую деятельность (Е.Ф. Архипова) [1, с. 99]. Один из важных компонентов созданной нами программы – специально организованная особая коррекционно-образовательная среда, направленная на стимуляцию индивидуальности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [7, с. 100]. При выявлении индивидуальных способностей детей-дошкольников, нами было выяснено, что группа детей из двадцати человек имеет высокий уровень 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 способностей в конструктивной сфере деятельности. Именно поэтому образовательная среда была организована с учетом их высоких показателей развития способностей в конструктивной сфере деятельности. Образовательная среда, созданная нами, и направленная на полное погружение ребенка в интересующую его деятельность – конструирование, включает в себя три компонента: 1) Взаимодействие всех участников образовательной деятельности – согласованная деятельность логопеда, воспитателя и родителей. 2) Развивающая предметно-пространственная среда – представлена оборудованием, способствующим повышению уровня одаренности в конструктивной сфере деятельности. 3) Содержание дошкольного образования – система знаний, умений и навыков, нравственно-эстетических компонентов, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта [3, с. 205]. Коррекционно-развивающая работа проводилась в течение 9 месяцев: с июня 2019 года по февраль 2020 года. Для формирования одаренности как фактора, стимулирующего речевую активность, нами была создана «Мастерская по конструированию», которая функционировала в специально организованной для этого комнате ДОО. Мастерская включала в себя три блока (направления): Первый блок – «Волшебный мир конструктора». Второй блок – «Волшебный мир ткани». Третий блок – «Волшебный мир бумаги». В каждом блоке были определены цель, задачи и оборудование. А также составлено тематическое планирование. Были продуманы уровни сложности, связанные не только с возрастными особенности, но и с учетом зоны актуального развития детей старшего дошкольного возраста. Каждый блок включают в себя следующие тематики конструирования: 1. Моделирование игрушек. 2. Кондитерская мастерская. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 3. Флористика. 4. Ландшафтный дизайн. Данные тематики были выбраны нами с учетом актуальных в современном мире профессий. Для формирования самостоятельности выполнения задания и разработанности продуктов деятельности, нами были включены в работу различные формы детской деятельности в ДОО: объяснение, показ, совместная работа, самостоятельная работа, конкурсы, викторины и другие. Педагог в процессе занятия способствовал развитию общих игровых интересов и делового сотрудничества между детьми. Делался акцент на невербальных средствах языка, таких как визуальные, жестовые, словесные, эмоционально-мимические, пантомимические компоненты общения. На каждом занятии по развитию одаренности, нами были дополнительно поставлены задачи для развития речи, позволяющие развить монологическую речь детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: 1) Проговаривание цели, задач занятия. 2) Построение плана работы. 3) Описание схемы деятельности. 4) Рассказ о проделанной работе. 5) Задавание вопросов другим детям. Для каждой из вышеперечисленных задач нами был прописан речевой алгоритм, который был зафиксирован на карточках и предлагался детям для оречевления своей настоящей и будущей деятельности. Исходя из ведущей игровой деятельности главным методическим приемом при реализации программы была игра. Формируя одаренность ребенка, происходило благоприятное воздействие на речь. Преодоление тяжелых нарушений речи заметно отразилось в результатах нашей работы. Таким образом, разработанная нами особая коррекционно-образовательная среда позволила как преодолеть ТНР у детей старшего дошкольного возраста, так 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 и развить способности в конструировании, а также создать способность к оречевлению деятельности и проговариванию своей деятельность. Список литературы: 1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: АСТ: Астрель, 2007. 224 с. 2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с. 3. Лейтес Н.С. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Доклад. М.. 2012. 3 c. 4. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 592 с. 5. Матюшкин A.M., Белова E.Г., Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Задорина Е.Н., Юркевич B.C., Яковлева Е.Л. Одаренность и творчество: концепция, итоги и перспективы исследований // Доклады Юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института РАО. М., 2005. С. 114-118. 6. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Наука, 2000. 312 с. 7. Baudson T.G., Preckel F. Teachers' Implicit Personality Theories About the Gifted: An Experimental Approach // School psychology quarterly. 2013. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 5 https://tribune-scientists.ru