- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Добровольская Д.С.
PDF файл статьиУДК 371 Добровольская Д.С. студентка, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула e-mail: darya.dobrowolsckaya@yandex.ru ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА Аннотация: Рассмотрено понятие педагогической этики как профессиональной. Также рассмотрены основные проблемы педагогической этики и ее актуальные задачи. Ключевые слова: педагогическая этика, профессиональная этика. Dobrovolskaya D.S. student Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy Russia, Tula PEDAGOGICAL ETHICS AS A PROFESSIONAL ETHICS Abstract: The concept of pedagogical ethics as a professional is considered. The main problems of pedagogical ethics and its urgent tasks are also considered. Key words: pedagogical ethics, professional ethics. Закономерности современного этапа развития образования и необходимость обеспечения повышенного качества подготовки создают особые требования к организации и осуществлению образовательной деятельности с нравственных позиций для выработки профессиональных этических суждений и способов деятельности в профессиональной сфере. Приоритет универсальных человеческих ценностей, а также рост значения личностно-нравственного профессионального совершенствования педагога объясняется динамикой экономических и социальных изменений, развитием инновационной педагогики в образовательных организациях, что актуализирует формирование профессиональной педагогической этики. Профессиональная этика появилась как частный случай житейского морального сознания и взаимосвязь разделения труда с принципами 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 общественной морали (Аристотель, О. Конт, Э. Дюркгейм и др.). Она формировалась путем теоретического осознания профессиональной морали на базе обобщения поведения людей разных профессий (например, клятва Гиппократа и др.). Уже в XI-XIII веках создаются уставы, отражающие необходимость морально-нравственного отношения к характеру труда, профессии и участникам трудовых действий. В XVI-XVII веках Луцким и Львовским братствами были оформлены нравственные требования к учительской профессии. Современные исследования профессиональной педагогической этики фиксируют различные нюансы данного феномена: - методологические и теоретические основы формирования профессиональной педагогической этики (Абрамов Р. Н., Бичева И. Б., Быков А. В., Варивода В. С., Цвык В.А. и др.); - развитие профессиональной культуры педагога (Лебедева О. В., Павлова О. В., Повшедная Ф. В. и др.); - особенности профессиональной подготовки педагогов (Абрамовских Н. В., Беляева Е. Н. и др.); - формирование ценностного отношения к профессии педагога (Андрюнина А. С., Коротаева Е. В., Шевченко Н. Н. и др.). Специфика профессиональной этики заключается в том, что она конкретизирует общие морально-нравственные требования по отношению к уникальности той или иной профессии, а также анализирует нормы и правила поведения, т.е. профессиональное поведение. Обращает на себя внимание интерес к проблеме формирования профессиональной этики, которую можно рассматривать как систему моральных принципов, правил и норм поведения специалиста, учитывающую специфику той или иной профессии, а также определяющую отношение человека к собственному профессиональному долгу и основывающуюся на кодексе поведения, который обеспечивает морально-нравственное содержание профессиональных взаимоотношений между работниками. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Профессиональная этика - это кодексы поведения и способы их обоснования, а также культурное и социальное объяснение гуманистического предназначения указанной профессии. Иными словами, это то, что люди должны и что не должны делать в своей профессии. Профессиональная этика определяется как сфера этического знания, предметом исследования которого выступает специфика проявления морали в разных направлениях профессиональной деятельности, которая обусловлена морально-нравственным осознанием, поведением и взаимоотношениями сотрудников. В этом понимании профессиональная этика исследует: - историю формирования и развития зарубежного и отечественного опыта разных типов профессиональной этики; - закономерности появления, развития и функционирования профессиональной этики; - отношения работников внутри отдельных профессиональных групп; - текущее состояние научной разработанности и опыта внедрения профессиональных этических требований; - значимые с точки зрения нравственности нормы, которые характерны для той или иной профессии; - личные нравственные качества работников, которые обеспечивают эффективную реализацию профессионального долга; - психологические и социальные проблемы развития этических критериев профессионального взаимодействия; - специфика профессионального воспитания и обучения; - место и роль разных социальных групп при исполнении морально- нравственных требований в той или иной профессии. Выступая одним из важнейших направлений социального прогресса и обязательным элементом современной педагогической подготовки, профессиональная этика основывается на универсальных принципах человеческой морали, базирующихся на гуманистических идеалах и особых профессиональных принципах, уточняющих общие морально-нравственные 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 нормы в соответствии со спецификой профессии и воспроизводящих практическую необходимость отдельных форм профессиональных взаимодействий. При этом актуальной задачей выступает целенаправленное развитие профессиональной нравственности, поиск инструментов ее создания в образовательных условиях, а также методов оценки ее уровня сформированности у педагогов. При обобщении разных характеристик профессиональной этики, педагогическую этику можно идентифицировать как научное направление, исследующее проявления принципов профессиональной этики и нравственности в области педагогического труда, взаимоотношения и закономерности поведения в системе «педагог»-«обучающийся»-«педагог», которое обеспечивает содержание норм и правил педагогической деятельности, представленных в этических кодексах. Под этическим кодексом следует понимать нормативный нравственный документ профессиональной деятельности, который уточняет универсальные этические ценности и принципы, а также обосновывает особенности и характер взаимодействий в профессиональной сфере, нравственные императивы профессии. Этические положения педагогического кодекса создают базу нравственных идеалов и ценностей, морально- нравственных педагогических качеств, задавая нормы гармоничных профессиональных взаимоотношений между обучающимися и педагогами. Значимость этического педагогического кодекса состоит в том, что обязательные культурные и нравственные требования зафиксированы в нем как предписания. Этот же документ не только регулирует выполнение этических правил, но и устанавливает меру ответственности за их нарушение. Обязательность создания педагогической этики определяется морально- нравственными требованиями к профессии педагога как носителя высокой культуры, духовности, ответственности, образованности и справедливости. Морально-этические качества педагога отображают его профессиональную готовность к строгому соблюдению морально-нравственных норм 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 взаимодействий с учащимися, выступая основой его профессионализма. Настоящий профессионализм обязательно отличается нравственным отношением к профессиональному труду, ценностными ориентациями и культурными мотивами, помогающими специалисту достичь высокой степени успешности и нужного качества труда в выбранной профессии. В этом отношении педагог, демонстрируя индивидуальное творчество и профессиональное мастерство, в соответствии с профессиональными эталонами, сам становится образцом для нравственного самовоспитания и подражания для своих учащихся. Профессиональный педагогический труд с точки зрения этичности надо рассматривать как систему, основанную на принципах универсальной, профессиональной педагогической и личностной этики. Принципы универсальной этики отображают общие требования, обязательные для благополучной и успешной жизнедеятельности человека. Они основываются на универсальных моральных нормах, что обусловливает взаимозависимость, социальную ответственность, профессиональную солидарность, особенное понимание чести и долга, проявление зла и добра, сострадания и сопереживания и др. Принципы профессиональной педагогической этики отражают этические правила и нормы, отмечающие обязательное нормативное поведение в границах профессионального контекста педагогического труда. Соответствующие нормы присутствуют в этических кодексах педагогов. Они осуществляют социальные функции, которые направлены на эффективное решение профессиональных задач, учет общественных и личных интересов, обеспечение преемственности прогрессивных морально-нравственных профессиональных ценностей. Принципы профессиональной педагогической этики связаны с культурными нормами профессиональной деятельности, что выражается в культуре профессионально-значимых мотивов и профессионально-нравственной компетентности. 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Принципы личностной этики определяют морально-нравственные качества и ожидания педагога. Они включают в себя ответственность за свои поступки и нравственные убеждения, уважение чужих прав и свобод, честность, надежность, порядочность, самообладание, справедливость и др. Личностная этика помогает педагогу понять свои настоящие морально-нравственные особенности, оценить навыки морального поведения и поступков, а также сформировать свою систему норм, регулирующих профессиональные взаимоотношения (педагог-педагог, педагог-обучающийся). Резюмируя вышесказанное, отметим, что педагогическая этика аккумулирует принципы универсальной этики конкретной профессии и личностной этики, связана с гуманистическими идеями современного образования и подготовкой педагога будущего, который образован, обладает качествами культурного, нравственного человека: чувством собственного достоинства и долга, справедливостью и совестью, самодисциплиной и ответственностью, правовым сознанием и др. Структура педагогической этики представлена этико-мировоззренческим, профессионально-образовательным, культурно-поведенческим, рефлексивно- оценочным элементами и соответствующими педагогическими условиями. Этико-мировоззренческий элемент раскрывает морально-нравственное человеческое предназначение, моральные основания личностной профессиональной нравственности. Этико-мировоззренческий элемент подразумевает осуществление педагогических условий, ориентированных на осознанное и осмысленное понимание универсальных моральных закономерностей, универсальных норм жизнедеятельности и формирование морально-нравственного созидательного мировоззрения, которое базируется на ответственных и гармоничных взаимодействиях: - приобщение педагогов к ценностным универсалиям: истина, добро, красота, смысл жизни, идеал, счастье, ответственность, долг, свобода, справедливость, совесть, любовь, дружба; 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 - развитие нравственного мира педагога через осознание своих ценностей и уважение различий в культуре, уникальности личных ценностных убеждений и представлений других людей; - активизацию внутриличностной мотивации педагога на самостоятельность в познании и овладении этическими знаниями, понимании значения нравственного совершенствования, персональной ответственности и личностного роста. Профессионально-образовательный элемент ориентирован на освоение нравственно-этических категорий в своей профессиональной сфере, а также знаний профессиональных нравственных ценностей, правил и норм профессиональной деятельности. Он обеспечен педагогическими условиями этической нормативной профессиональной деятельности: - осознание будущей профессии значимой с нравственной и социальной точки зрения; - общее понимание задач и целей профессиональной этической подготовки и способов ее реализации; - готовность к восприятию педагогической профессии с этико- познавательной точки зрения; - усвоение педагогами морально-нравственных правил и норм поведения, которые отражены в этическом педагогическом кодексе. Культурно-поведенческий элемент раскрывает профессиональную этическую ориентацию на взаимодействие при осуществлении профессиональных функций. Кроме того, он указывает на овладение инструментарием морально-нравственного поведения и проявление морально- нравственных качеств. Культурно-поведенческий элемент обеспечен педагогическими условиями системно-деятельностного подхода при организации и осуществлении этических взаимоотношений, культурного нравственного поведения, нравственных стремлений и выбора средств деятельности: 7 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 - демонстрация интереса к учащимся, выстраивание профессиональных взаимоотношений: интересы сторон – цели обучения – приемы и методы обучения; - готовность и стремление осуществлять нравственную профессиональную деятельность наилучшим образом; - творческое применение средств, методов и приемов профессионального этического воспитания, а также закрепление морально-нравственного опыта; - передача права выбора альтернативных образовательных инструментов и развивающих средств, которые позволяют учащимся найти наиболее подходящий для них; - овладение методами поведенческого управления/самоуправления. Рефлексивно-оценочный элемент указывает на степень осознания морально-нравственной педагогической позиции, а также выявляет постоянные и переменные качеств. Этот элемент обусловливает педагогические условия, которые призваны обеспечить постоянный мониторинг условий, мешающих или способствующих профессионально-этическому педагогическому развитию: - изучение собственных уникальных качеств, действий и поступков, определяющих формирование взаимодействий в этической сфере; - создание условий для сознательного отношения к обязательности улучшения морально-нравственных свойств личности; - повышение актуальности морально-нравственного индивидуального опыта, а также корректировка поведенческих реакций с точки зрения этически выстроенных взаимодействий. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 8 https://tribune-scientists.ru