- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Серикова Е.К.
PDF файл статьиУДК 351.712 Серикова Елена Константиновна студентка 1 курса магистратуры, Институт истории и права Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия, г. Абакан e-mail: elenaser.1971@mail.ru Научный руководитель: Юзефович Ж.Ю., кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Россия, г. Москва АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ Аннотация: В статье анализируются существующие проблемы и возможность внесение изменений в действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с целью упрощения всего процесса осуществления закупок, и как следствие повышения эффективности и результативности государственных (муниципальных) закупок, снижения случаев нарушений законодательства в данной области. Рассматривается возможность создания и принятия отдельного кодекса, регламентирующего закупки, что, в свою очередь, должно привести к единой правоприменительной практике и исключить возможность двоякого толкования норм права. Ключевые слова: контрактная система, субъекты права, определение поставщиков, защита прав, государственные (муниципальные) закупки, поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, правовое регулирование, государственная программа, конкуренция. Serikova Elena Konstantinovna 1st year master student Institute of History and Law Khakass State University named after N.F. Katanova, Russia, Abakan Scientific adviser: Yuzefovich Zh.Yu., candidate of legal sciences, Associate Professor; Associate Professor, Department of Civil and Labor Law, civil process of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Russia named after V.Ya. Kikotya Russia, Moscow ACTUAL PROBLEMS OF THE CONTRACT SYSTEM AND POSSIBLE WAYS OF SOLUTION Abstract: The article analyzes the existing problems and the possibility of amending the current legislation of the Russian Federation on the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs in order to simplify the entire procurement process and, as a result, increase the efficiency and effectiveness of state ( municipal) procurement, reduction of cases of violations of the law in this area. The possibility of creating and adopting a separate code governing procurement is being considered, which, in turn, should lead to a unified law enforcement practice and exclude the possibility of a double interpretation of the rule of law. Keywords: contract system, legal entities, determination of suppliers, protection of rights, state (municipal) procurements, supply of goods, performance of work, provision of services, legal regulation, state program, competition. Проводя анализ информации, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru/, далее – ЕИС), приходим к выводу, что ежегодно в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, 44-ФЗ) [1] заключается огромное количество контрактов для обеспечения нужд государственных и муниципальных заказчиков. Так только за 2019 г. было заключено 3 836 871 контракт на сумму свыше 8 миллиардов рублей, а сначала работы ЕИС с 2014 года число заключенных контрактов превысило 20 тысяч контрактов, на общую сумму около 40 триллионов рублей. Из чего следует, что на рынке основным закупщиком (заказчиком) товаров, работ, услуг является государство. При этом целью заказчиков при заключении государственных и муниципальных контрактов является «надлежащее осуществление функций и полномочий государственных (муниципальных) органов Российской Федерации, а также осуществление тех мероприятий, которые предусмотрены государственными программами Российской Федерации, программами 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 субъектов Российской Федерации либо муниципальными программами» [9] . Вместе с тем за неправомерные действия заказчика при осуществлении закупок существует и юридическая ответственность, «которая отражает сложный социально-правовой феномен, обладающий многими объективными и субъективными свойствами и она должна пониматься в более широком смысле. Она должна включать совокупность не только юридических, но и других социальных факторов (нравственных, моральных т.д.)» [5]. В процессе осуществления государственных и муниципальных закупок участвует колоссальное количество различных субъектов, как заказчиков разных уровней, так и участников закупок, которые в свою очередь представляют коммерческие и некоммерческие объединения и организации, субъекты малого и среднего предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, организации инвалидов. Все эти обстоятельства говорят о том, что в нормальном функционировании процесса осуществления закупок заинтересована значительная часть нашего общества. Сами по себе "государственные закупки являются важным инструментом развития гражданского и правового общества, инфраструктуры и экономики страны, ее институтов" [8]. Практика показывает, что государственные заказы могут играть существенную роль в преодолении последствий финансово-экономического кризиса. При помощи системы государственных заказов, государство способно оказать поддержку реальному сектору экономики, отечественным производителям товаров, работ, услуг, в том числе малому и среднему бизнесу. Для того, чтобы данный институт работал слаженно, и в результате этой работы была решена первостепенная задача повышения эффективности использования бюджетных средств, а также осуществлялось надлежащее исполнение функций и полномочий государственными (муниципальными) органами Российской Федерации, необходимо создать простую, понятную, 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 однозначную в применении на практике систему функционирования всей закупочной деятельности [3]. Вместе с тем, контрактная система представляет из себя относительно новый институт права, то есть "устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений" [4], и как любое нововведение, он имеет определенные достоинства и недостатки. Приоритетным достоинством контрактной системы является создание равных условий для всех заинтересованных лиц, потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) на равных условиях участвуют в закупочных процедурах, а за неправомерное ограничение количества участников законодательством предусмотрена ответственность. Еще одним важным достоинством контрактной системы в сфере закупок, закрепленном законодательно, является создание добросовестной конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий или цены поставляемых товаров, выполнения работ, оказания услуг при свободном перемещении товаров на территории Российской Федерации [2]. Стоит также отметить, «что нормативное закрепление принципов осуществления государственных и муниципальных закупок является своего рода новшеством законодательства о контрактной системе» [6]. К недостаткам контрактной системы - сложность законодательства о контрактной системе. В целях реализации Закона о контрактной системе принято более 250 подзаконных нормативных правовых актов. Кроме того, следует отметить сложность и перегруженность в лексических оборотах при формулировках норм закона. Все это создает сложности в применении норм законодательства о контрактной системе как для заказчика, так и для участников. - отсутствие четких положений закона, неоднозначное субъективное трактование норм права, противоречивая административная и судебная практика. - формальные требования к участникам процедур (ст. 31). (Требования 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 надо устанавливать в части добросовестности и обладания опытом в определенной сфере, обладание ресурсами для выполнения работ или оказания услуг) - дублирующие друг друга требования к документации, которую заказчик составляет для проведения конкурентных процедур (ст. 42, 49, 54.2, 63, 64, ) и как следствие участники закупки не понимают, какие к ним предъявляются требования, какие требования предъявляет заказчик к закупаемым товарам (работам, услугам), все это приводит к сложность при подачи заявки. - проблемы заказчиков в описание объекта закупки, при составлении ТЗ и как следствие, поставка товара, не отвечающая потребностям заказчика, участник на момент подачи заявки не должен иметь товар в наличие - сложность многочисленных процедур осуществления закупки, малые закупки (закупки у единственного поставщика). Но при этом законодательно должно быть закреплена начальная максимальная цена контракта (нормирование) и ответственность за экономическую эффективность той или иной закупки. - несоразмерная ответственность заказчиков. В основном ответственность установлена за формальные нарушения процедурного характера (например, сокращение сроков предоставления разъяснений положений документации, несоблюдения сроков направления разъяснений участникам, подавшим запрос, нарушение сроков размещения информации в ЕИС, использования в документации формулировок в соответствие с недействующей редакцией закона по смыслу не изменяющей суть изложенного, для членов комиссии заказчика ответственность установлена за неправомерное признание заявки соответствующей требованиям в части того, что участник указал неконкретный показатель и т.п), в то время как ответственность должна быть установлена за неэффективную закупку и неудовлетворительный конечный результат. - еще одной «немаловажной проблемой в сфере государственного заказа является отсутствие законодательно закрепленной единой методики оценки экономической эффективности размещения государственного заказа» [4]. 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 - ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту. Несмотря на то, что законодательно закреплена ответственность сторон при исполнении контракта, «однако невозможно не заметить существующую проблему в применении нормативно — правовых актов, поскольку использование той или иной нормы невозможно без отсылки к другим правовым актам и различным разъяснениям компетентных ведомств и организаций, что в свою очередь создает не только сложность в грамотном применении законодательства, но и волокиту во времени» [12]. Решение с существующих проблем в перспективе может привести к тому, что весь процесс осуществления закупок, включая заключение и исполнение контракта, будет более простой, прозрачный, исключающий коррупционную составляющую, способствующий развитию здоровой конкуренции, и как следствие более эффективному расходованию бюджетных средств. Проведя анализ существующих проблем, можно говорить о том, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок несомненно, нуждается в систематизации, корректировке и более понятном изложении правовых норм [10]. В связи с этим, на мой взгляд, разработка и принятия нового Кодекса о государственных и муниципальных закупках, где будут систематизированы и объединены все нормативные правовые акты, регулирующие полностью процесс осуществления закупок, сделает законодательство о контрактной системе просты и понятным для участников процесса закупок, устранит существующие противоречия и неоднозначность в применении норм права, избавит всех участников контрактной системы систематически отслеживать внесение изменений в многочисленные нормативные правовые акты, принятые в целях реализации Закона о контрактной системы [11]. Кроме того, на государственном уровне возможно создание телекоммуникационной платформы для поставщиков, подрядчиков исполнителей, где они смогут участвовать в государственных закупках без нарушений действующего законодательства, что в свою очередь приведет к 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 более эффективному осуществлению государственных закупок, исключит коррупционную составляющую, повысит заинтересованность большего количества участников рынка в производстве более качественных товаров, работ, услуг и как следствие будет способствовать росту экономики. Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации от 12 дек.1993 г.; в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 янв.1996 № 14-ФЗ: [принят Государственной Думой 22 дек. 1995 г.: одобрен Советом Федерации 29 дек. 1995 г.]: в ред. Федер. закона Рос. Федерации от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ // Рос. газ. 1996. 6 фев; 2019. 20 марта. 3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Рос. газ. 2013. 12 апр; 2020. 28 апр. 4. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник для студентов вузов. М.: Юристъ, 2005. 540 с. 5. Юзефович Ж.Ю. Функции юридической ответственности и формы реализации по законодательству России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. 25 с. 6. Юзефович Ж.Ю. Правовые гарантии реализации принципов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 3. С. 354-358. 7. Юзефович Ж.Ю. Переверзева Н.А. Совершенствование законодательства о контрактной системе как способ преодоления правовых проблем в данной сфере // В сборнике: Право и законность: вопросы теории и 7 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 практики сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 50-52. 8. Магрупова З.М., Горохова И.П. Современные проблемы становления института федеральной контрактной системы в России // Ученые записки Череповецкого государственного университета. 2015. № 1. С. 40-44. 9. Багмет А.М., Перов В.А. К вопросу совершенствования законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Гражданское право. 2019. № 5. С. 38-41. 10. Перехожева О.В. Анализ положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере ответственности сторон государственного контракта // Вестник международного юридического института. 2017. № 2(61). С. 155-166. 11. Губина Е.В. Актуальные проблемы неосновательного обогащения в контрактной системе в сфере закупок // Таврический научный обозреватель. 2016. № 12-2 (17). С. 29-34. 12. Юзефович Ж.Ю., Дулатова К.А. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 70-73. 13. Тасалов Ф.А. Нормирование в сфере закупок: пробелы и недостатки законодательства о контрактной системе // Право и экономика. 2016. № 2. С. 33-39. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 8 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 9 https://tribune-scientists.ru