- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Желновач О.К.
PDF файл статьиУДК 372.881.111.1 Желновач Олеся Константиновна студентка 1 курса магистратуры, факультет иностранных языков Государственный гуманитарно-технологический университет, Россия, г. Орехово-Зуево e-mail: lesenok201996@yandex.ru Научный руководитель: Котова Е.Г., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии и переводоведения Государственный гуманитарно-технологический университет, Россия, г. Орехово-Зуево ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 8-9 классов средней общеобразовательной школы. В статье рассматриваются основы коммуникативной методики, так же в ней представлена классификация коммуникативных видов деятельности. Коммуникативные УУД рассматриваются как основной вид УУД, которым уделяется большое внимание при обучении иностранному языку. Ключевые слова: коммуникативная методика, деятельностный характер обучения, коммуникативные УУД. Zhelnovach Olesya Konstantinovna 1st year master student, faculty of foreign languages State University of humanities and technology, Russia, Orekhovo-Zuyevo Scientific adviser: Kotova E.G., candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the Department of English philology and translation studies State University of humanities and technology, Russia, Orekhovo-Zuyevo FORMATION OF STUDENTS` OF GRADES 8-9 OF SECONDARY SCHOOLCOMMUNICATIVE UEA 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Abstract: The article deals with the problem of formation of communicative universal educational actions in students of grades 8-9 of secondary school. The article discusses the basics of communicative methods, as well as the classification of communicative activities. Communicative UEA are considered as the main type of UEA, which are given great attention in teaching a foreign language. Keywords: communicative methodology, activity-based nature of training, communicative UEA. Глобальные изменения, происходящие сегодня в обществе, ставят перед общеобразовательными учреждениями следующую задачу: подготовить людей, обладающих такими качествами как образованность, конкурентоспособность; личностей, обладающих творческим мышлением, способных к самостоятельности в принятии решений и берущих на себя ответственность за них, стремящихся к саморазвитию и совершенствованию самих себя. Учитель в настоящее время является далеко не единственным источником знаний, по этой причине ему необходимо не только передавать конкретные знания по предмету, но и формировать у учащихся умение ставить перед собой задачи, обучать поиску информации, развивать способности к анализу, умению подводить итоги, работать сообща, предвидеть последствия своих решений. Об этом говорят и стандарты второго поколения: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин» [1]. Исходя из этого, формирование универсальных учебных действий становится ключевым понятием процесса обучения английскому языку, соответствующего требованиям ФГОС. Пассов Е.И. в своей работе «Основы коммуникативной методики» пишет: «С образованием все иначе. Целью образования является сам человек (учащийся), развитие его духовных сил, способностей, возвышение 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 потребностей, воспитание его нравственности и др.Содержанием же служит культура,которая, как известно, включает в себя четыре компонента: знать — уметь — творить — хотеть, т. е. не только (и не столько!) знания и умения, но и способность творить и желание действовать. Понятия «творить» и «хотеть» являются ведущими, что принципиально отличаетсодержание образования от содержания обучения» [2, с. 15]. Если рассматривать понятие «универсальные учебные действия» в широком смысле, то можно сказать, что оно обозначает умение «учить самого себя» = учиться, а так же саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Отсюда получается, что освоение только лишь конкретных предметных знаний и навыков обучающимися в рамках отдельных дисциплин перестает быть основной целью обучения иностранным языкам [3, с. 98]. В методике обучения иностранным языкам выделяется четыре вида УУД: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные. Что касается уроков английского языка, то здесь формируются все виды универсальных учебных действий, но акцент всё же ставится на формировании коммуникативных универсальных действий. Общество, в котором мы живём, – это то общество, в котором связи между странами стали шире, расширение совместных предприятий приводит к тому, что всё больше и больше требуются кадры со знанием иностранного языка. Учащиеся с большим удовольствием участвуют в международных программах и имеют возможность провести летние каникулы за границей, практикуя язык с носителями. В результате необходимым становится умение общаться на иностранном языке. В рамках обучения иностранному языку формирование коммуникативной компетенции обучающихся становится главенствующей целью. Благодаря данной компетенции ученик оказывается в различных ситуациях общения и вступает в коммуникацию, решая поставленные задачи. Коммуникативные УУД формируются во всех видах речевой деятельности и формируют умение высказывать свои мысли по поставленной 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 коммуникативной задаче, вести беседу и слушать, учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать в группе одноклассников и строить продуктивное партнерство и сотрудничество со сверстниками и учителями. По мнению Асмолова А.Г., по виду деятельности коммуникативные действия делятся на следующие: 1. умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 2. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 3. разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 4. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; 5. умение с достаточно полнотой, точностью и экспрессивностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка [3, с. 132]. Деятельностный характер обучения способствует успешному развитию коммуникативных универсальных действий. Это, в свою очередь, значит, что обучающиеся будут вовлечены в деятельность, различную по сложности и основанную на реальных жизненных условиях. В этом случае обучение будет нацелено на развитие самостоятельности, учащийся научится принимать на себя ответственность за принятые решения и последствия своей деятельности на уроке. В результате интеграции подлинно коммуникативных заданий в учебный процесс сформируется одно из важнейших умений - умение общения. Данное умение развивается так же благодаря использованию учителем на уроке 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 таких режимов работы, как парная, групповая работа, наличие слушателей, так как они в большей степени отражают реальную картину коммуникации. Умение выражения своих мыслей, формулирования своего мнения, приведения доказательств, умение анализировать – это те умения, которыми будут обладать обучающиеся в результате проведения учителем работы по развитию коммуникативных УУД во время учебного процесса. Список литературы: 1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://fgos.ru/#b3ac23ba5e3cfc8ef (дата обращения: 19.06.2020 г.) 2. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. М.: Русский язык, 1989. 568 с. 3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 151 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 5 https://tribune-scientists.ru