- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Баймуратова Р.С.
PDF файл статьиУДК 37 Баймуратова Регина Синуровна студентка 2 курса магистратуры, Институт гуманитарного образования и спорта Сургутский государственный университет, Россия, г. Сургут e-mail: regi41090@yandex.ru РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: В статье рассмотрено понятие мышление в целом, креативное мышление, история изучения творческого мышления, пути реализации творческого мышления, этапы творческого процесса, проблемы возникающие в современной системе обучения изобразительному искусству, пути решения и ме тодики совре ме нного обра зова ния. Ключевые слова: мышле ние , творче ское мышле ние , пробле мное обуче ние , композиционное творче ство, изобра зите льна я де яте льность, творче ский проце сс. Baymuratova Regina Sinurovna 2nd year master student, Institute of Humanities Education and Sports Surgut state University, Russia, Surgut DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN AT EXERCISE FACILITIES IN ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM Abstract: The a rticle de a ls with the conce pt of thinking in ge ne ra l, cre a tive thinking, the history of the study of cre a tive thinking, the re a liza tion of cre a tive thinking, the sta ge s of the cre a tive proce ss, the proble ms a rising in the mode rn syste m of te a ching fine a rts, solutions a nd me thods of mode rn e duca tion. Keywords: thinking, cre a tive thinking, proble m-ba se d le a rning, compositiona l cre a tivity, fine work, the cre a tive proce ss. Для пе да гогов, ра бота ющих в систе ме дополните льного обра зова ния, ва жно опре де лить, е сть ли у ре бе нка природные за да тки к за нятиям те м или иным видом творче ской де яте льности: художе стве нно-эсте тиче ской, те хниче ской, спортивной. А для этого не обходимо обла да ть психолого- пе да гогиче скими зна ниями о том, что та кое способности и ка к они 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 проявляются у ре бе нка в за висимости от возра ста , уровня ра звития, сре ды, в которой он ра сте т, в че м отличие художе стве нно-обра зного мышле ния от пре дме тно-логиче ского, ка к индивидуа льно-психологиче ские свойства личности – тип те мпе ра ме нта , ха ра кте р, особе нности эмоциона льно-воле вой сфе ры – влияют на ра сшире ние творче ского поте нциа ла ре бе нка , е го достиже ний, успе хов. Поэтому на на ча льном эта пе за нятий в це нтре дополните льного обра зова ния опытные спе циа листы проводят психолого- пе да гогиче скую диа гностику на выявле ние типа мышле ния, уровня общих и спе циа льных способносте й ре бе нка с те м, чтобы помочь сде ла ть пра вильный выбор и оче ртить пе рспе ктивы ра звития в избра нном виде де яте льности [3]. Не которые спе циа листы счита ют, что дополните льное обра зова ние являе тся для многих де те й «социа льным лифтом». Е сли в школе уче ник воспринима е тся учите ле м ка к обла да ющий сре дними, не выра зите льными способностями, то включа ясь в а ктивную де яте льность по инте ре са м, на приме р, в це нтре де тского творче ства , он може т ра звить в полной ме ре свои творче ские способности, проявить се бя ка к лиде р, склонный к инициа тиве , са мостояте льности, отве тстве нности. А это те ка че ства , которые не обходимы ка ждому че лове ку для полноце нного суще ствова ния в совре ме нном мире , чтобы чувствова ть се бя за щище но и уве ре нно в любой ситуа ции де лового, ме жличностного, профе ссиона льного вза имоде йствия. Це нтры дополните льного обра зова ния созда ют условия для социа льной а да пта ции де те й и подростков и формирова ния у них социа льной устойчивости. В систе ме дополните льного обра зова ния за ложе н большой воспита те льный поте нциа л. Обще ние пе да гога с де тьми изна ча льно положите льно эмоциона льно окра ше но. Для их совме стной де яте льности ха ра кте ре н высокий урове нь мотива ции достиже ний, обусловле нный инте ре сом и же ла ние м са море а лизова ться, удовле творить свои потре бности в личностном и профе ссиона льном творче стве . Нра встве нна я позиция пе да гога , выра жа юща яся в искре нне й подде ржке эмоциона льных порывов обуча ющихся ре а лизовыва ть за думки, в поощре нии их фа нта зии, 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 вообра же ния, ока зыва е т влияние на ра звитие у де те й оце ночно- эмоциона льного отноше ния к окружа юще му миру, е го чувстве нному восприятию[1]. Созда ва я а тмосфе ру творче ского вза имоде йствия, пе да гог стре мится подде ржива ть оптима льный урове нь эмоциона льного на пряже ния, которое позволяе т обуча ющимся ра скрыть их творче ские способности. Эмоциона льное на пряже ние можно ра ссма трива ть ка к не обходимый эле ме нт творче ского а кта , выра жа ющийся в ра достном пре двкуше нии успе ха . Для ра звития творче ских способносте й де те й в изоде яте льности ва жным являе тся созда ние эмоциона льно привле ка те льной ра звива юще й сре ды, котора я опре де ляе тся ка к систе ма пе да гогиче ских условий по ре а лиза ции це ле й и за да ч обра зова те льной де яте льности, на пра вле нной на ра звитие кре а тивной личности. В орга низа ции та кой сре ды ва жна я роль отводится профе ссиона лизму и ма сте рству пе да гога , е го уме ниям отбира ть соотве тствующие ме тоды и сре дства обуче ния, позволяющие пе ре йти с ре продуктивного уровня освое ния зна ний, уме ний и на выков на продуктивно- творче ский урове нь ра звития личности. Ка ждое за нятие строится в ре жиме диа логового обще ния. Пе да гог включа е т де те й в ситуа ции группового, колле ктивного вза имоде йствия, пре доста вляе т возможность ка ждому проявлять инициа тиву и са мостояте льность, учиться согла совыва ть свои де йствия в колле ктивной творче ской де яте льности [3]. Та ким обра зом, кре а тивные способности понима ются ка к инте гра тивное свойство личности, проявляюще е ся на инте лле ктуа льном, мотива ционном и личностном уровнях. Ра звитие творче ских способносте й де те й ста новится не отъе мле мой ча стью де яте льности пе да гога в систе ме дополните льного обра зова ния и нужда е тся в стимулирова нии. Условиями ра звития творче ских способносте й являе тся пе да гогиче ски це ле сообра зно орга низова нна я сре да , позволяюща я са море а лизова ться ре бе нку в опре де ле нном виде де яте льности и приобре сти опыт духовно-творче ского обще ния в колле ктиве [2]. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Cписок лите ра туры: 1. Федеральный закон «Об обра зова нии в Российской Фе де ра ции» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Пе нягина В.И. Дополните льное обра зова ние де те й на ба зе обра зова те льных учре жде ний: опыт, пробле мы, пе рспе ктивы // Ма те риа лы на учно-пра ктиче ской конфе ре нции: Роль и ме сто дополните льного обра зова ния де те й в ре а лиза ции обра зова те льных ста нда ртов нового поколе ния. Та мбов, 27 а пре ля 2012 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://dopobr.68e du.ru/a rchive s/2388 (дата обращения: 19.06.2020 г.). 3. Йова нович Т.Г., Ге ра ще нко И.Г., Ге ра ще нко Н.В. Пе да гогиче ские иде и Л.Н. Толстого в конте ксте творче ской са море а лиза ции личности // Изве стия Волгогра дского госуда рстве нного те хниче ского униве рсите та : ме жвуз. сб. на уч. ст. № 10(174). Волгоград: ВолгГТУ, 2015. 144 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 4 https://tribune-scientists.ru