- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Елисеева О.В.
PDF файл статьиУДК 376.37 Елисеева Ольга Вячеславовна, студентка 2 курса магистратуры, академия психологии и педагогики Южный федеральный университет, Россия, г. Ростов-на-Дону e-mail: o.shtefo@mail.ru КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности когнитивных функций детей старшего дошкольного возраста. Проводилось обследование 20 детей. В группу исследуемых входили дети с дизартрическими нарушениями и детей без речевых нарушений В ходе диагностики уровней развития когнитивных функций детей были получены такие результаты: дети с дизартрическими нарушениями имеют более низкие уровни развития когнитивных функций, чем дошкольники без речевых нарушений. Ключевые слова: когнитивные функции, уровни развития, диагностические методики, старший дошкольный возраст. Eliseeva Olga Vyacheslavovna, 2nd year master student, Academy of Psychology and Pedagogy South Federal University, Russia, Rostov-on-Don COGNITIVE FUNCTIONS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIC DISORDERS Abstract: this article discusses the features of cognitive functions of children of senior preschool age. 20 children were examined. The study group included children with dysarthric disorders and children without speech disorders in the course of diagnostics of the levels of cognitive development of children, the following results were obtained: children with dysarthric disorders have lower levels of cognitive development than preschool children without speech disorders. Key words: cognitive functions, levels of development, diagnostic methods, senior preschool age. Перед нашим обществом стоит задача в воспитании всесторонне развитой личности. Это не представляется возможным без достаточно высокого уровня развития когнитивных функций. Количество детей с проблемами развития 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 растет в геометрической прогрессии. Трудности, связанные с низким уровнем развития когнитивной сферы, заявляют о себе уже в период дошкольного детства. В старшем дошкольном возрасте ребенок готовится к поступлению в школу. В школе такие ученики испытывают большее, по сравнению с другими учащимися класса, напряжение при овладении школьными навыками, нередко отстают в темпе учебной деятельности. Поэтому очень важно заниматься развитием когнитивных функций с данными детьми. Вопросом развития когнитивных функций у детей с дизартрическими нарушениями занимались многие исследователи - Мартынова Р. И., Е.М. Мастюкова, Р. С. Немов, Л. С. Цветкова, Н.В. Макарова, Л.В. Лопатина и другие. Н.В. Макарова выделила ряд особенностей детей с дизартрическими нарушениями. Она утверждает, что у данных детей значительно нарушена слуховая и речедвигательная память, снижен уровень переключаемости и устойчивости внимания, ослаблена мыслительная деятельность [1]. Нами были изучены уровни развития основных когнитивных функций (внимания, памяти и мышления) у детей старшего дошкольного возраста. В экспериментальное исследование вошли 20 детей старшего дошкольного возраста, которые были разделены на две группы: экспериментальная группа, в количестве 10 человек с дизартрическими нарушениями и контрольная группа, в количестве 10 человек, не имеющих речевые нарушения. Для изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрическими нарушениями мы использовали модифицированный вариант методик, представленный в пособии Осиповой А.А. [2]. Изучение особенностей мышления проводилось с использованием психодиагностических методик из пособия Ануфриева А.Ф. и Костроминой С.Н.. [3]. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 При исследовании памяти детей старшего дошкольного возраста с дизартрическими нарушениями мы использовали методики из пособия Семаго Н.Я. и Семаго М.М. [4]. Основываясь на результатах диагностики внимания, а также наших наблюдения за детьми в процессе экспериментальной деятельности мы можем сделать выводы о развитии основных свойств внимания у детей с дизартрическими нарушениями. У детей с дизартрическими нарушениями значительно ниже уровень развития внимания, чем у дошкольников без речевых нарушений. У 60% детей с дизартрическими нарушениями средний уровень развития внимания, а у 40 % - низкий уровень развития. У 60% дошкольников без речевых нарушений высокий уровень развития внимания, у 30% - средний уровень развития внимания, а лишь у 10% - низкий уровень развития внимания. Характерная особенность внимания детей с дизартрическими нарушениями – отвлекаемость, общая неорганизованность, неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей, а также снижен уровень объема и переключаемости внимания. По итогам диагностики нескольких видов памяти мы обнаружили различные уровни развития у детей контрольной и экспериментальной группы исследования. Исследуя уровни развития памяти детей экспериментальной группы, выявлено снижение слуховой, зрительной и кратковременной памяти. У 70% детей с дизартрическими нарушениями низкий уровень развития слуховой памяти, а у 30% - средний уровень развития слуховой памяти. У 60% детей данной группы средний уровень развития зрительной памяти, а у 40% - низкий уровень развития. В контрольной группе детей уровни развития памяти выше, чем в экспериментальной группе детей. 60% детей без речевых нарушений показали высокий уровень развития слуховой памяти и 40% - средний уровень развития. Зрительная памяти развита слабее у данной группы детей. У 70% детей средний уровень развития зрительной памяти, а у 30% детей высокий уровень развития. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 У половины дошкольников экспериментальной группы низкий уровень развития кратковременной памяти, они допускают ошибки при воспроизведении рассказа с первого раза, требуется неоднократное повторение предложений. В контрольной группе детей 1 дошкольник (10%) с низким уровнем развития памяти кратковременной памяти. У пяти дошкольников (50% от общего числа детей, принявших участие в экспериментальной работе) обнаружен средний уровень развития кратковременной памяти как в контрольной, так и в экспериментальной группе детей. Высокий уровень только у 4 дошкольников (40% от общего числа детей, принявших участие в экспериментальной работе) контрольной группы детей. У детей старшего дошкольного возраста с дизартрическими нарушениями страдает продуктивность и объем запоминания, низкая прочность и точность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, с трудом могут повторить за взрослым предложение из 4–6 слов. Еще более затруднительно для детей с дизартрическими нарушениями длительное удержание слуховой информации и воспроизведение ее. Результат диагностики мышления позволяет нам сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрическими нарушениями мышление развито по-разному. В основном преобладает средний уровень сформированности мышления. У детей с дизартрическими нарушениями уровень развития мышления ниже, чем у дошкольников без речевых нарушений. У 80% детей с дизартрическими нарушениями средний уровень развития мышления, а у 20% - низкий уровень развития мышления. У 70% детей контрольной группы – высокий уровень развития мышления, а у 30% - средний уровень развития. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети с дизартрическими нарушениями отстают в развитии словесно-логического мышления, слабо владеют анализом и синтезом, сравнением и обобщением. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Таким образом, анализируя данные диагностического исследования, можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрическими нарушениями уровень развития когнитивных функций (внимание, память и мышление) ниже, чем у дошкольников, не имеющих речевых нарушений. Необходимо проведение систематической целенаправленной работы по развитию когнитивных функций у дошкольников с дизартрическими нарушениями. Список литературы: 1. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. 192 с. 2. Осипова А.А. Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. М.: ТЦ Сфера, 2007. 104 с. 3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Ось-89, 1997. 224 с. 4. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 288 с. 5. Акименко В.М. Практический курс логопедии в моделях и схемах. Ростов н/Д: Феникс, 2018. 288 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 5 https://tribune-scientists.ru