- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АГИТАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ КИНОФИКАЦИИ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ ХХ В.: К ВОПРОСУ О ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Василенко В.С.
PDF файл статьиУДК 791.036(47+57) Василенко Виктория Александровна, кандидат исторических наук научный сотрудник, доцент Иркутский филиал ВГИК Россия, г.Иркутск e-mail: vasil-vic79@yandex.ru АГИТАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ КИНОФИКАЦИИ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ ХХ В.: К ВОПРОСУ О ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Аннотация: В настоящей статье рассмотрены особенности кинофикации Восточной Сибири в 30- е годы ХХ в. На основе опубликованных источников и архивным материалов, которые вводятся в научный оборот впервые, автор дает оценку первичной организации при Управлении кинофикации Восточной Сибири в реализации основных задач, поставленных советской властью перед работниками кино на территории Иркутской области, выделяет основные особенности кинофикации региона в указанный период. Ключевые слова: Иркутская студия кинохроники, документальные фильмы, ВГИК. Vasilenko Viktoria Aleksandrovna, candidate of historical sciences, researcher Irkutsk branch of the state Institute of cinematography Russia, Irkutsk AGITATION AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE DEPARTMENT OF CINEMATOGRAPHY OF EASTERN SIBERIA IN THE THIRTIES OF THE TWENTIETH CENTURY: ON THE ISSUE OF SETTING THE PROBLEM Abstract: This article examines the features of Eastern Siberia's cinematography in the 30s of the twentieth century. On the basis of published sources and archival materials, which are introduced into scientific circulation for the first time, the author assesses the primary organization In the management of film production in Eastern Siberia in the implementation of the main tasks set by the Soviet government to film workers in the Irkutsk region, highlights the main features of the region's film production in this period. Key words: Irkutsk film Studio, documentary films, cinematography. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 В тридцатые годы ХХ в. наивысшего уровня достигает идеологизация всех сфер жизни, в том числе, и искусства. Наибольшую популярность приобретает тезис о развитии соцреализма. Впервые это понятие было сформулировано А.В. Луначарским в 1906 г., и получило выражение в терминах «пролетарский реализм» и «новый социальный реализм». Данный концепт был поддержан в Постановлении ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Руководствуясь основной идеей и конечной целью – построением коммунизма – «власть формирует свою версию истории и современности, изменяя социальную и историческую память общества в обширной идеологи- ческой программе» [1, c. 166]. Кинематограф стал той сферой, где идеи соцреализма получили наибольшее выражение. Государство было основным заказчиком на производство кинофильмов и развития кинофикации по всей территории Советского Союза. В Восточной Сибири развитие киноискусства развивалось в направлении документального кино и кинохроники. Развитие кинофикации проходило под эгидой Восточно-Сибирского треста кинофикации, который был создан при Восточно-Сибирском облисполкоме в декабре 1933 г. Трест был переименован в главное Управление кинофикации Восточной Сибири. Руководствуясь установками партии, Управление кинофикации должно было проводить активную культурно-просветительскую работу. Весь комплекс агитационных мероприятий проводился парторганизацией при Управлении кинофикации. В ее состав входило 14 человек. Она объединяла пять кинотеатров: «Гигант», «Художественный», «Пионер» (до середины 1936 г.), «Луч», «Марат», Управление кинофикации, ремесленную мастерскую им отдел снабжения. [3, Оп.1 Д.14, Л.32-33]. Политика первичной партийной организации Управления кинофикации была озвучена на одном из заседаний: «Мы, киноработники, должны выполнить основную задачу, поставленную перед нами партией и 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 правительством – подчинить кинозадачам социалистического строительства…». Парторганизация должна была обеспечивать важнейшие решения партии и правительства, сигнализировать о всех недостатках бюрократизма и нечеткости работы аппарата. Особое внимание уделялось «революционной бдительности» партии [Там же]. Агитационная работа проводилась путем регулярной читки газет, изучению решений партии и правительства, выпуском стенгазет в кинотеатрах «Гигант» и «Художественный», проведения митингов. При кинотеатре «Гигант» был организован кружок по изучению текущей политики. Его посещал, в основном, весь коллектив работников кинотеатра, при этом явка всегда была высокой. [3, Оп.1, Д.17, Л.28]. Так, По рекомендации первичной парторганизации, в репертуар кинотеатров «Гигант», «Художественный», «Маяк» включали фильмы, отражающие политическую обстановку в стране. Так, к показу был рекомендован фильм «на Дальнем Востоке», в котором освящалась тема троцкистко-японского шпионажа: «Зритель получает своевременную и очень убедительную художественную иллюстрацию, которая знакомит читателя с коварными приемами работы японо-германской троцкисткой агентуры» [3, Оп.1, Д.6, Л.48]. Агитационно-просветительская работа первичной партийной организации при Управлении кинофикации Восточной Сибири была организована не только в городах, но и сельской местности. Ее суть заключалась в организации публичных докладов партийных работников, выездов киномехаников в период посевной и уборочной компаний. [2, Оп.1, Д.16, Л.31 (об).]. В 1936-1937 гг. при первичной парторганизации была создана также школа по изучению истории партии по первоисточнику. В июне 1937 г. на одном из заседаний партсобраний отмечалось о необходимости развертывания антирелигиозной работы, проведении докладов и лекция на антирелигиозные темы. [Там же, Л.42 (об)]. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Отдельного рассмотрения в деятельности парторганизации при Управлении кинофикации заслуживает вопрос о кадровом составе. Он был неоднородным: некоторые работники действительно имели соответствующий уровень культуры и образования, являлись слушателями вечернего университета, посещали партийную школу. Глава Управления, тов.Кривошеев, проводил активную агитационную компанию в местные райсоветы. Однако уровень культуры и образования большинства работников Управления кинофикации оставлял желать лучшего. Это обстоятельство создавало определенные сложности в агитационной работе. В самом Управлении кинофикации часто царили «грязь, хаос, трудовая дисциплина были на низком уровне, приход и уход с работы не учитывался. [3, Оп.1, Д.17, Л.23]. На этом фоне не всегда агитационно-просветительская работа в Управлении кинофикации была поставлена на должный уровень. Так, например, обстоял вопрос с выпуском стенгазеты. «Основной недостаток газеты в том, что на (заметки газеты) не реагируют ни администрация, ни профсоюз, ни парторганизация. Заметки в большинстве случаев остаются заметками, (газета) не мобилизует массы вокруг недостатков, которые (отмечаются в газете). Сама газета художественно не оформляется, отсутствует план издания [3, Оп.1, Д.17, Л.5]. В феврале 1940 было назначено празднование 20 летнего юбилея советской кинематографии. По всем кинопредприятиям Восточной Сибири были выпущены специальные юбилейные номера юбилейных газет с отображением киноработников, в кинотеатре «Гигант» была организована выставка проекционной аппаратуры как стационарной, так и передвижной всех систем, выпускаемых в СССР и дореволюционной России. В «Восточно- Сибирской правде» и Восточно-Сибирском комсомольце» были размещены сведения о лучших людях, работающих в кино. С 12 по 18 февраля в клубе им. Куйбышева был организован кинофестиваль для молодежи города. [2, Оп.2, Д.10, Л.2]. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 В своем докладе глава Кинотреста, тов.Кривошеев озвучил планы Управления по развитию кинофикации региона, согласно которым к концу 3 пятилетки число киноустановок должно было увеличиться с 37 до 225, или в шесть раз, планировалась полная замена «немых» киноустановок на звуковые автопередвижки, постройка новых кинотеатров в городской местности. [Там же, Л.11]. Великая Отечественная война задержала реализацию этих планов, однако деятельность Управления кинофикации Восточной Сибири в эти трудные годы не была приостановлена. [1, Оп.1, Д.14]. Работа Управления кинофикации в военные и послевоенные годы – отдельный сюжет, который заслуживает рассмотрения в последующих публикациях. Таким образом, Управление кинофикации Восточной Сибири в 30-х гг. ХХ в. играло важную роль при реализации правительственного курса, обслуживая культурно-просветительские нужды населения. Большую роль в агитационной работе играла первичная парторганизация. Наряду с показом фильмов, использовались другие формы агитационной работы: организация докладов, кружков по изучению истории партии, политической обстановки, выпуск стенгазет. Сама просветительская работа была сопряжена с рядом сложностей, обусловленными низким уровнем образования работников киносети и нехваткой квалифицированных кадров. Список литературы: 1. Воскресенская В.В. Искусство как средство миростроения социалистический реализм (1930-е годы) // Художественная культура. № 1. 2018. С.166-199. 2. ГАИО, Ф. Р-1460 Комитет по кино Администрации Иркутской области г. Иркутск Иркутской области Ф. Р-1460,, Оп.2, Д.10. 3. ГАНИИО, ф.480 Первичная партийная организация областного управления кинофикации Кировского района г. Иркутска. 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020