- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИМПРОВИЗАЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Карпова М.В.
PDF файл статьиУДК 373.24 Карпова Марина Вячеславовна студентка 4 курса, факультет искусств, социальных и гуманитарных наук Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула e-mail: m-karpova1999@yandex.ru Научный руководитель: Дунаева Н.А., кандидат педагогических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИМПРОВИЗАЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ Аннотация: В статье рассматриваются вопросы эффективности развития коммуникации у детей старшего дошкольного возраста в процессе импровизационных музыкально-ритмических игр и упражнений. Анализируются особенности и проблемы развития личности старшего дошкольника в современных условиях. Раскрывается взаимосвязь коммуникативной и музыкально-ритмической деятельности. Ключевые слова: старший дошкольный возраст; коммуникация; коммуникативные умения; музыкально-ритмическая деятельность; импровизация; импровизационные музыкально-ритмические игры и упражнения; искусство. Karpova Marina Vyacheslavovna 4th year student, faculty of Arts, Social Sciences and Humanities Tula State Pedagogical University named after Lev Tolstoy, Russia, Tula Scientific adviser: Dunaeva N.A., candidate of Pedagogic Sciences, associate professor Tula State Pedagogical University named after Lev Tolstoy, Russia, Tula DEVELOPMENT OF COMMUNICATION OF OLDER PRESCHOOL- AGE CHILDREN IN THE PROCESS OF IMPROVISATIONAL MUSICAL- RHYTHMIC GAMES AND EXERCISES 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Abstract: The article discusses the effectiveness of the development of communication of older preschool-age children in the process of improvisational musical-rhythmic games and exercises. The features and problems of the development of the personality of an older preschooler in modern conditions are analyzed. The interconnection of communicative and musical-rhythmic activity is revealed. Key words: older preschool-age; communication; communicative skills; musical-rhythmic activity; improvisation; improvisational musical-rhythmic games and exercises; art. В современных условиях воспитательно-образовательного процесса главной задачей ДОО является полноценное развитие личности каждого ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями и склонностями. На данный момент дети уже с дошкольного возраста погружаются в мир информационно-коммуникационных технологий. Многочисленные мультфильмы по телевиденью, компьютерные игры, планшетные компьютеры, которые, к сожалению, зачастую не ограничиваются родителями, ведут ко многим проблемам развития личности. В этом контексте на первый план выходит проблема развития коммуникации дошкольников. В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «Коммуникация» определяется как общение, сообщение [1]. По мнению А.А. Бодалева: «Общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» [2, с. 60]. Однако А.Н. Леонтьев говорит о том, что общение является не столько внешним взаимодействием отдельных личностей в обществе, сколько способом внутренней организации общества [3]. Кроме того А.Н. Леонтьев определяет коммуникацию как умения и навыки общения с людьми [3]. Для решения проблемы развития коммуникации педагоги обычно используют сюжетно-ролевые и дидактические игры, музыкально-ритмической деятельности же уделяется сравнительно небольшое внимание, как правило, это 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 коммуникативные танцы-игры. Но стоит отметить, что в старшем дошкольном возрасте особенно высока потребность ребёнка в движении, а также в соответствии с ФГОС ДО необходимо обеспечивать развитие творческого потенциала ребёнка. Импровизация – спонтанный танец, сиюминутное индивидуальное воплощение, особенно привлекает детей старшего дошкольного возраста. Значимым моментом здесь становится то, что импровизация наиболее индивидуальна, чем любые коммуникативные танцы или игры, изначально регламентированные в движениях. Техника импровизационных игр и упражнений направлена на глубокое восприятие музыки, осознание своего тела, поиск собственного индивидуального движения, ощущение время и пространства, как элементов, рождающих танец [4]. Именно форма импровизации способствует наибольшему раскрепощению ребёнку, развитию уверенности в себе и умения вступать в контакт, осознанию себя как части группы, что так необходимо в коммуникативном процессе. Важным моментом здесь является выход за рамки привычного и обыденного, за счёт чего обогащается и общение. Также стоит отметить, что спонтанный танец может сопровождаться вербальными средствами коммуникации – словом, звуком. Движения могут звучать, например, при желании вступить в танцевальный диалог со сверстником, ребёнок может, как показать это движением, так и произнести приветствие. Именно поэтому стоит рассматривать импровизационные музыкально- ритмические игры и упражнения как средство развития коммуникации старших дошкольников. Также стоит сказать, что после некоторых импровизационных упражнений предусмотрено проведение рефлексии, что способствует ещё большему развитию общения. Необходимо заметить, что специфика импровизационных игр и упражнений состоит в том, что педагог не должен регламентировать проявления детей (движение, поза, звук, интонация и т.д.), ограничивать 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 свободу их самовыражения, его задача направлять дошкольников, подсказывать и помогать в случае затруднений, не навязывая собственных движений. Для примера приведём два импровизационных упражнения, направленных на развитие взаимосвязи слов и звуков с невербальными средствами общения, уверенности при речевом взаимодействии. 1. Здравствуйте Ход упражнения: Дети в хаотичном порядке перемещаются по залу, они могут ходить или двигаться танцевальными движениями, при установлении зрительного контакта друг с другом они должны поздороваться, как словом, так и жестом (например, помахать рукой и сказать «привет!»). 2. Цепочка имён Ход упражнения: Дети сидят в кругу, один ребёнок начинает упражнение, задача состоит в том, чтобы показать движение, сопровождая его называнием своего имени. При этом имя может произноситься с любой интонацией и темпом. Затем все дети повторяют данное движение и имя. После чего упражнение продолжается следующим по кругу ребёнком пока не дойдёт до первого. Эти упражнения особенно привлекают детей старшего дошкольного возраста, они искренне радуются своему творчеству. В процессе выполнения упражнений дети становятся уверенней в себе, свободнее в общении и самовыражении. В заключение отметим, что импровизация для дошкольника – это удивительный и неизведанный мир творчества и самовыражения, в котором развивается воображение, коммуникация, движение, чувство ритма и многие другие умения [5]. Именно поэтому педагогам необходимо не просто поощрять стремление ребёнка к творчеству, но и развивать свободное импровизационное творчество в процессе игр и упражнений. Список литературы: 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 1. Ожегов С.И. Словарь Русского языка. М.: Оникс, 2005. 1200 с. 2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. 200 с. 3. Леонтьев А.А. Психология общения: учеб. пособие. М.: Смысл, 2005. 368 с. 4. Танцевальная педагогика будущего: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции компании Dancehelp совместно ГБУК г. Москвы «КЦ «Вдохновение» (13 июля 2019 г.) / Ред.-сост. Ю.В. Панасенко. М.: РОСА, 2019. 356 с. 5. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. М.: Издательство «Гном и Д», 2002. 120 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 5 https://tribune-scientists.ru