- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ-УЧАСТНИКОВ ВЭД НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Брюхова Е.Н.
PDF файл статьиУДК 338.47 Брюхова Елизавета Николаевна студентка 1 курса магистратуры, экономический факультет Российская таможенная академия, Россия, г. Люберцы e-mail: liz1431@yandex.ru АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ-УЧАСТНИКОВ ВЭД НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД» Аннотация: В статье рассматривается проблема повышения качества продукции, как оно влияет на эффективность функционирования предприятия- участника внешнеэкономической деятельности. Ключевые слова: качество продукции, конкурентоспособность предприятия, управление качеством, эффективность функционирования предприятия, внешнеэкономическая деятельность, ОАО «РЖД». Bryukhova Elizaveta Nikolaevna 1st year master student, Faculty of Economics Russian Customs Academy, Russia, Lyubertsy ACTUAL PROBLEMS OF INCREASING THE QUALITY OF PRODUCTS OF ENTERPRISES-PARTICIPANTS OF FEA ON THE EXAMPLE OF «RUSSIAN RAILWAYS» Abstract: The article discusses the problem of improving product quality, how it affects the efficiency of the enterprise participating in foreign economic activity. Key words: product quality, enterprise competitiveness, quality management, enterprise performance, foreign economic activity, Russian Railways. Одним из значимых факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий-участников внешнеэкономической деятельности, является качество продукции. Беря во внимание существенное воздействие качества продукции на эффективность потребления и производства, имеет смысл на предприятиях развивать систему управления качеством, ведь производство продукции высокого качества – существенная проблема. Она может быть решена только при организованном контроле качества и управлении 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 мероприятиями по повышению качества продукции [1, с. 47]. Обеспечением конкурентоспособности предприятия является комплекс работ по разработке, изготовлению, сбыту и послепродажному сервису своих товаров (услуг) в определенном рыночном сегменте, а также совершенствованием других элементов потенциала предприятия. Так как конкуренция фирм на различных рынках осуществляется посредством своих товаров, то весь этот комплекс работ направлен, в первую очередь, на формирование превосходящего качества своего товара по сравнению с товарами фирм-конкурентов [2, с. 15]. ОАО «РЖД» относится к участникам ВЭД и является неотъемлемым лидером на отечественном рынке транспорта за счет обширности спектра оказания транспортных услуг. Тем не менее, лидирующие позиции по объемам перевозок не дают гарантий высокого уровня финансово-экономических результатов. Нельзя не отметить, что высокая рентабельность достигается за счет ценового фактора, но при этом тарифы на многие услуги регулируются государством, отдавая предпочтения коммерчески не эффективным, но социально значимым перевозкам. Наряду с этим, в большинстве высокодоходных рыночных сегментах, ОАО «РЖД» осуществляет свою деятельность в возрастающей конкурентной среде. Все это требует разработки и осуществления стратегии в области повышения качества оказываемых услуг и эффективности перевозок для создания основы неценовых конкурентных преимуществ. При этом ОАО «РЖД» в качестве стратегического направления оставляет свой выбор на высокоэффективном, клиентоориентированном, социально ответственном бизнесе с использованием практического опыта отечественных и иностранных компаний [3]. Основополагающие задачи Стратегии: повышение конкурентоспособности ОАО «РЖД» на внутреннем и внешнем транспортном рынке; защита экономических интересов и экономической безопасности компании; повышение капитализации ОАО «РЖД» за счет использования результатов интеллектуальной деятельности и ее защиты, увеличение уровня 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 деловой активности и его инвестиционной привлекательности. На сегодняшний день корпоративная система управления качеством ОАО «РЖД» является одним из важнейших факторов, обеспечивающим достижение стратегических целей компании за счет улучшения всех бизнеспроцессов и технологических процессов (основных и вспомогательных). Переход к целевому состоянию системы управления качеством будет обеспечиваться путем постепенного введения и применения в своей деятельности базовых принципов управления качеством, обусловленных интернациональными стандартами ISO 9000:2000, что обеспечит непосредственную взаимосвязь стратегии управления качеством с предметной основой указанных стандартов [4]. К основным принципам управления качеством можно отнести [3]: 1. Лидерство руководителя Для успешного внедрения системы управления качеством необходимо заинтересованность руководителей всех уровней управления в работе с более высоким уровнем качества. Главная задача руководителей состоит в выявлении причин возникновения несоответствий, создание непрерывного контроля и оптимизации работы по росту качества. 2. Ориентация на потребителя Чтобы удовлетворить предпочтения потребителей в каждом сегменте рынка, компания предлагает услуги с параметрами для конкретного потребителя. Для этого осуществляются внутренние производственные процессы, направленные на это. 3. Деятельность, ориентированная на стратегию Для работника приоритетным становится не только выполнение текущих задач, но и достижение стратегически важных целей. Способом выполнения стратегических целей является сбалансированная система показателей, которые делают возможным декомпозицию целей верхнего уровня, включая каждое структурное подразделение. 4. Процессный подход 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Процессный подход представляет собой главный принцип управления качеством в компании. В компании существует строгая система контроля качества продукции от поставщиков к потребителям, включая внутри ОАО «РЖД». Реализация процессного подхода в управленческой сфере компании, делает возможным реализацию и оправданность принимаемых решений. В оценке качества продукции внедряются показатели, которые отражают временные и качественные составляющие осуществленного процесса. Таким образом, нормируются количество вероятных отклонений от планки высокого уровня, определяется подходящая градация качества, которая представляется достоверными данными в системе мотивационной составляющей труда во время выполнения каждого процесса. 5. Непрерывное совершенствование деятельности Компании ОАО «РЖД» применяет последовательный подход совершенствования процессов, который основывается на экономической оценке эффективности данных мероприятий. На первой стадии происходят беспрерывные улучшения, которые не требуют перестройку имеющегося производственного процесса и больших капиталовложений. С появлением инновационной технологии используется реинжиниринг, позволяющий резко увеличить эффективность процесса и снизить издержки. 6. Системный подход к управлению Вся работа компании представляет собой совокупность связанных между собой процессов. Система управления качеством объединяется в единую систему управления, что подразумевает собой учет вопросов качества при принятии решений по функциональным направлениям деятельности компании. Принятие решений формируется на скрупулезном анализе информации и полной оценке влияния такого решения на различные аспекты работы. 8. Принятие решений на основе достоверной информации Система контроля качества предусматривает вероятность увеличения технологических процессов и операций. Результативные решения базируют на анализе данных и информации. Сокрытие информации о недостатках в 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 деятельности ОАО «РЖД» несовместимо с работой в компании. 9. Взаимовыгодное сотрудничество поставщиков и компании Создаются долгосрочные сотрудничества со стратегически важными партнерами, используя принципы информационной открытости, общего решения проблем, с такими важными составляющими продукции, как эксплуатация и экономические характеристики. 10. Ориентация на баланс всех заинтересованных сторон Управленческие решения ОАО «РЖД» реализует, используя интересы всех сторон, а именно общества и государства, потребителя и поставщика, работников компании. Таким образом, ОАО «РЖД» планирует развивать данные приоритетные направления деятельности, продолжает совершенствовать структуру управления и системы контроля рисками, а также развитие процессов отбора объектов инвестирования, планирования и бюджетирования финансово- хозяйственной деятельности. Список литературы: 1. Азаров В.Н., Майборода В.П., Панычев А.Ю., Усманов Ю.А.. Всеобщее управление качеством: учебник. М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте. 2017. 572 с. 2. Демьянович И.В. Концепция устойчивого развития и менеджмент качества транспортного холдинга // Проблемы современной экономики. 2018. № 1. С.185-189. 3. Стратегия инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://old-www.rzd.ru (дата обращения: 15.06.2020 г.). 4. Внутренний нормативный документ «Положение о системе управления качеством ОАО «РЖД»». Протокол заседания Совета директоров ОАО «РЖД» № 45 от 12 декабря 2019 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://old-www.rzd.ru (дата обращения: 15.06.2020 г.). 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 6 https://tribune-scientists.ru