- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ РФ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Еремина А.Д.
PDF файл статьиУДК 338.434 Еремина Анастасия Дмитриевна студентка 1 курса магистратуры, экономический факультет Российская таможенная академия, Россия, г. Люберцы e-mail: nastya180498@yandex.ru СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ РФ Аннотация: В статье описываются формы государственной поддержки отраслей экономики РФ. Более детально затронуты проблемы государственной поддержки агропромышленного комплекса. Подчеркивается необходимость совершенствования форм государственной поддержки в настоящее время. Ключевые слова: государственная поддержка, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, развитие, проблемы, эффективность, совершенствование. Eremina Anastasiya Dmitrievna 1st year master student, faculty of economics Russian Customs Academy, Russia, Lyubertsy IMPROVING FORMS OF STATE SUPPORT FOR THE BASIC SECTORS OF THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: The article describes the forms of state support for the sectors of the Russian economy. The problems of state support for the agro-industrial complex are raised in more detail. The necessity of improving the forms of state support at the present time is emphasized. Key words: state support, agriculture, agro-industrial complex, development, problems, efficiency, improvement. Государственное регулирование экономики – деятельность органов власти по воздействию на процесс общественного воспроизводства в целях достижения общественного полезных результатов [1, с. 8]. Государственное регулирование решает задачи, возникающих в хозяйстве или социальной сфере, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевых структурах, поддержание внешнеэкономического равновесия. Целью государственной поддержки выступает достижение гармоничного уровня материально-производственных, научно-технических и финансовых связей страны, ее предприятий, научных и финансовых учреждений с себе подобными, что позволяет в целом стране и ее гражданам всесторонне и оптимально развивать свои возможности на равных взаимовыгодных условиях, без ущерба своих интересов и ценностей. Государственная поддержка тесно взаимосвязана с такими понятиями, как «государственное поощрение», «государственное стимулирование», «государственная безопасность», «государственное развитие», «политико- правовая стабильность». В целом государственная поддержка может осуществляться в форме: – государственного финансирования; – предоставления льгот (налоговых, валютных, таможенных); – предоставления в пользование государственного имущества, в том числе на льготных условиях; – предоставления льгот при осуществлении страховых и кредитных операций; – оказания информационной, организационной, кадровой и иной помощи. Иными словами, государственная поддержка объединяет разные меры, такие как экономические, правовые, организационные. Учитывая широкий спектр форм государственной поддержки, становится понятно, что экономические интересы государства намного шире финансовых. Однако именно финансовая поддержка становится ведущей формой в настоящее время. На данный момент, в связи с негативными тенденциями в политической и экономической сферах, необходимо ускорение темпов развития отечественной экономики. Посредством государственной поддержки отраслей экономики страны достигается их ускоренное развитие. Вследствие чего увеличивается прибыль отечественных предприятий, и, соответственно, налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, способствует созданию новых рабочих мест. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 При определении приоритетов государственной поддержки неизбежно поднимается вопрос о наиболее преимущественных «точках входа» для национальной экономики, то есть о наиболее перспективных отраслях, которые могут, получив достаточный объем средств поддержки, предъявить больший спрос на продукцию смежных отраслей и, тем самым, придать импульс их развитию. Одной из наиболее высокоперспективных точек, через которые государство может стимулировать развитие экономики как единого целого, нам представляется агропромышленный комплекс (далее – АПК), и, в первую очередь, сельское хозяйство. На сегодняшний день состояние АПК характеризуется как стадия переходного периода. Сельское хозяйство в состоянии предъявить значительный производственный спрос на широкий спектр промышленной продукции; производимая сельским хозяйством продукция используется для производства пищевых продуктов, что гарантирует постоянство и повторяемость спроса на нее со стороны переработчиков и конечных потребителей; сельское хозяйство в совокупности с перерабатывающей промышленностью является перспективной системой с точки зрения экспортных возможностей, так как в мире существует значительная не до конца удовлетворенная потребность в продуктах питания. Роль и значение малого бизнеса в агропромышленной комплексе как нигде велика, это связано с необходимостью производства экологически чистой продукции, диверсификации производственных рисков, а также с необходимостью решения задач по предотвращению депопулирования сельских территорий. Однако, в настоящее время в сельском хозяйстве 92% прибыли приходится лишь на 18% сельхозорганизаций, и эта прибыль получена, в том числе благодаря беспрецедентным мерам государственной поддержки. В докладе Международного банка реконструкции и развития/Всемирный банк «Россия: Меры государственной политики для обеспечения 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 конкурентоспособности агропродовольственного сектора и привлечения инвестиций» приводятся следующие аналитические выводы: 1. Ключевой отличительной чертой мер государственной поддержки России является то, что государственные субсидии в наибольшей степени направлены на создание частных благ в ущерб общественных, другими словами направлены на создание благоприятных условий для ограниченного количества предприятий частного бизнеса в ущерб создания так называемых общественных благ или возможностей развития бля большого количества субъектов деятельности [4, с. 43]. 2. В России только те хозяйства, которые имеют доступ к средствам поддержки, дешевым кредитам и высоким технологиям сельскохозяйственных услуг, имеют высокие показатели производительности труда [4, с.17]. Исходя из результатов опроса российских сельхозпроизводителей, проведенного Научно-исследовательским финансовым институтом Министерство финансов России, более 30% аграгиев в 2018 году было отказано в получении льготных кредитов. Таким образом, миллиарды рублей выделяемых бюджетных средств остаются невостребованными. За 9 месяцев 2018 года было исполнено лишь 36,6% выделенного Министерству сельского хозяйства бюджетного лимита. Что касается 2019 года, то в Плане льготного кредитования заемщиков, предоставляемых уполномоченным банкам к выдаче льготным кредитам, установлен в размере 73,14 миллиардов рублей. Однако в первом квартале 2019 года было распределено лишь немногим 10% выделенных субсидий [6, с. 3]. Возможны следующие мероприятия по совершенствованию доступа мелких производителей к финансовому риску: 1. Развитие института кредитной организации, решающего задачу пополнения оборотного капитала. Необходимо распространение механизма государственной поддержки «льготное кредитование» на сельхозтоваропроизводителей, а также снижение к ним требований Центрального Банка Российской Федерации [3, c 286]. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 2. Создание специальных фондов поддержки малого бизнеса в агропромышленном комплексе, которые настроены на инвестирование в малые предприятия сельского хозяйства. Таким фондам необходимо специализироваться на инвестировании проектов расширения производственной базы небольших фермерских хозяйств, у которых есть стремление развиваться, но которые не могут получить кредит в банке по требованию к залогу и уровню доходности. 3. Снижение требований Центрального банка к кредитам коммерческих банков до 10 млн. рублей. 4. Развитие льготного лизинга оборудования, техники и сельхозживотных. Необходимо отметить, что формы государственной поддержки должны предусматривать создание имеющихся институтов для достижения цели, а именно для доступа к рынку капитала той категории предпринимателей, которые сегодня его не имеют. Акценты государственной поддержки необходимо направить на стимулирования создания новых бизнесов, семейных ферм, увеличения количества субъектов предпринимательства с помощью обеспечения доступа к заемным, земельным ресурсам, грантовой поддержки. В этом случае необходимо говорить именно о комплексных, пакетных решениях. Грантополучателей по направлениям программ НФ, СЖФ и СПК необходимо обеспечить землей и кредитами. В настоящее время невозможно это констатировать в полной мере. Это означает, что эффект от государственной поддержки не полный и точно не мультипликативный. Только после того, как решения будут иметь комплексный характер, необходимо поставить вопрос о значительном увеличении в разы средств государственной поддержки, выделяемой на гранты в рамках действующих программ. Государственная поддержка должны обеспечить повешение доходности существующих малых бизнесов. Поддержание доходности существующих бизнесов – наиважнейшая задача. 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года с 2006 года произошло сокращение фермерских хозяйств на 110,3 тысяч. Рост поголовья скота, площадей в фермерском секторе происходит в основном за счет хозяйств, устоявшихся в агропромышленном комплексе. Мелкие фермы уходят с рынка, так как не имеют необходимого капитала для дальнейшего развития. Такую сложившуюся ситуацию можно избежать только при создании определенных условий [5, с. 100]. Требуется развитие профессионального консультирования малых производителей доступного в каждом муниципальном районе, а именно через такие службы происходить трансляция новых технологий для развития. Необходима государственная поддержка доходов субъектов предпринимательства, попавших в трудную финансовую ситуацию. В Германии существуют отдельные кредитные продукты под гарантию правительства и близкие к нулевой ставке, а в России предприниматели теряют возможность получения не только льготных, но и коммерческих кредитов. На предприятия, попавшие в трудную финансовую ситуацию, распространяются штрафные санкции банков при снижении выручки на счете. Можно сделать вывод, что финансовые институты не поддерживают жизнеспособность реального сектора экономики. Формы государственной поддержки должны стимулировать те возникающие на всех этапах цепочек движения продукции модели хозяйственного взаимодействия производителей сельхозпродукции, которые позволяют малым производителям встроится в рынок и оставаться доходными и конкурентоспособными. Здесь речь идет об эффективных интеграционных моделях и развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. Современная экономическая наука опирается на новую терминологию «воспитательный протекционизм» или «теория подталкивания». Государство может предпринимать попытки «подталкивания» субъектов рыночных отношений к решению, которое способствует повышению эффективности деятельности субъектов в долгосрочном периоде. 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 «Воспитательный протекционизм», предложенный Фридрихом Листом, это поддержка национальной экономики, которая основывается на принятии и реализации государством временных вспомогательных мер государственного регулирования и поддержки, полезна не только для обеспечения переходы на новый производственно-технологический уровень, но и на выстраивании предпочтительных хозяйственных связей, влияющих на закрепление на селе большего количества семей, вовлеченных в процесс сельскохозяйственного производства. Несмотря на улучшение показателей сельскохозяйственного производства, СПФ и торгового баланса, Россия по-прежнему отстает от многих стран-компараторов по таким параметрам, как производительность в растениеводстве и животноводстве. В статье представлены рекомендации по преодолению ряда проблем развития агропромышленного комплекса с помощью поддержки государства. Достигнут определенный прогресс, однако необходимо двигаться дальше. Список литературы: 1. Баринов, М. А. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2019. 163 с. 2. Мишина З.А., Завиваева О.Е. Современные проблемы развития отрасли и предприятий АПК в условиях рынка // Азимут научных исследований: экономика и управления. 2017. № 4(21). С. 96-100. 3. Огаркова Н.Н. Совершенствование государственной поддержки кредитования в сельском хозяйстве // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 8. С. 283-287. 4. Доклад Всемирного банка «Россия: Меры государственной политики для обеспечения конкурентоспособности агропродовольственного сектора и привлечения инвестиций» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://documents.worldbank.org/curated/pt/457551512402319602/pdf/121852- RUSSIAN-WP-RussiaAgPolicyNoteRUS.pdf (дата обращения: 15.06.2020 г.). 7 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 5. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года: Федеральная служба гос. статистики. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/VSHP_2016_T1_k1(3).pdf (дата обращения: 15.06.2020 г.). 6. Аналитическая записка Научно-исследовательского финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации «Эффективность льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей агропромышленного комплекса (на основе опроса)» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: (дата https://nifi.ru/images/FILES/Reports/Ligot_kreditovanie_opros.pdf обращения: 15.06.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 8 https://tribune-scientists.ru