- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
БУЛЛИНГ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ НАСИЛИЯ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Гиталова К.В.
PDF файл статьиУДК 159.9 Гиталова Ксения Валерьевна, студентка 2 курса магистратуры, факультет начальных классов, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, г. Челябинск e-mail: gitalova1@mail.ru БУЛЛИНГ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ НАСИЛИЯ Аннотация: Буллинге в школе – травля, запугивание, третирование. Слово – новое, явление – старое. По данным Организации Объединённых наций в 2006 году, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и также данный коэффициент каждый год увеличивается. В СМИ мы всё чаще видим устрашающие заголовки: «подростки выложили в интернет ролик с избиением одноклассницы», «девочка закончила жизнь самоубийством по причине травли в школе». Вопрос изучения буллинга – современная, остросоциальная проблема. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость может превосходить все допустимые границы. Ключевые слова: Буллинг, травля, агрессор, жертва. Gitalova Ksenia Valeryevna, 2nd year master student, faculty of primary classes, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russia, Chelyabinsk BULLING AS ONE OF VIOLENCE Abstract: Bulling at school - bullying, bullying, bullying. The word is new, the phenomenon is old. According to the United Nations in 2006, one in ten schoolchildren in the world is exposed to violence at school, and this ratio is also increasing every year. In the media, we increasingly see frightening headlines: “teenagers posted an online video with a beating classmate,” “the girl ended her life by suicide due to bullying at school.” The question of studying bullying is a modern, acute social problem. You can’t turn a blind eye to it, because child cruelty can exceed all permissible boundaries. Key words: Bullying, bullying, aggressor, victim. Все мы знаем отечественный кинофильм «Чучело» о девочке Елене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 стороны одноклассников. Фанаты американского кинематографа могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» согласно роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей не стандартной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников. Данная статья – создана для родителей, педагогов и детей, для тех, кому пришлось столкнуть с травлей и издевательствами в школе и для тех, кто хочет защитить своего ребёнка от этого ужасного явления нашего времени. Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось еще в XX веке. Но современное определение оно получило совсем недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» Норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу. Буллинг – это один из видов насилия, предусматривающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны других или группой лиц. Профессор провёл своё исследование среди школьников Норвегии и Швеции по вопросам школьного буллинга. Оказалось, что 15% детей регулярно встречаются с ситуацией травли, 9% опрошенных были жертвами, 7% – агрессорами, а 2% были и в той, и в другой роли. Данные современного исследования, проведённого в соединённых штатах Америки в 2016 году: 13% школьников, подвергались вербальному буллингу, 12% становились объектами сплетен, 5% подвергались физическому насилию и 5% были социально отвержены. То же самое психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе, носит название моббинг. Исследование в данной сфере демонстрируют, что 135 из 180 сотрудников российских фирм подвергались моббингу многократно на протяжении всей рабочей деятельности. Чем отличается буллинг в наше время? В первую очередь в том, что травля в основном проходит в сети интернет. В настоящее время востребованы различные социальные сети, вконтакте, инстаграмм, тик-ток, и различные мессенджеры, вотсап, вайбер, телеграмм, где под поддельным профилем можно 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие школьники, убежденные в своей безнаказанности – и верят, что они не понесут ответственность за свои поступки. Подростки отправляют агрессивные или неприличные фото и видео, пишут оскорбительные комментарии. Важный аспект, который акцентирует на себе внимание, это участие девочек в буллинге. Если раньше агрессорами в основном становились юноши, то сейчас соотношение примерно 50 на 50. Девочки начали все больше принимать участие в буллинге, который связан с физическим насилием. Как пример – инцидент 2018 года. В Санкт-Петербурге школьницы безжалостно избили собственную одноклассницу, сняли это на видео и пере отправили всем своим друзьям. Поводом для расправы якобы стал тот факт, что девочка видела, как ее одноклассницы употребляли спиртные напитки и рассказала об этом учителю. Жертва избиения получила перелом носа и сотрясение мозга. Всем участникам данной ситуации – 13 лет… И не менее ужасный факт, что буллинг и издевательства в современной школе способен испытать даже педагог. Если раньше учащиеся имели возможность просто намазать кресло преподавателя клеем или подкинуть кнопки, то на сегодняшний день школьники могут оскорблять, унижать педагога прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже проявить физическое насилие. Еще одно проявление безжалостного нынешнего общества имеет название скулшутинг (от англ. – schoolshooting). Этот термин означает массовое убийство обучающихся, сделанное или учащимся, или кем-то из посторонних, пробравшихся в образовательное учреждение. Скулшутинг получил свою популярность после инцидента, который произошёл в школе «Колумбайн» в Соединённых Штатах Америки, где 20 апреля 1999 года два учащихся расстреляли в школе тринадцать человек, после чего закончили жизнь самоубийством. Первый в России громкий инцидент вооруженного нападения подростка на педагога произошел в 2014 году, когда учащийся столичной школы застрелил 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 педагога по географии и полицейского, приехавшего на место происшествия, а также удерживал в заложниках своих одноклассников. Не так давно в сентябре 2019 года работниками полиции города Кирова получилось избежать массового убийства в школе. Был вычислен ребенок, который планировал нападение с применением огнестрельного оружия и самодельной взрывчатки. Ребёнка привлекала тема насилия в сети интернет и сообщал о собственных планах в переписке. Жуткие и вопиющие случаи. Однако еще ужаснее то обстоятельство, что практически все, кто осуществлял эти убийства, были жертвами травли, буллинга со стороны сверстников. Доведённые до отчаяния дети брались за холодное оружие и убивали своих обидчиков. Предлагаю проследить влияние школьного буллинга на каждого из его участников процесса травли. Что приобретает агрессор в условиях травли? Опять же, чувство собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему формированию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией. Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость. И, конечно, самая тяжелая психологическая травма причиняют жертве буллинга. Спустя многие годы, будучи уже взрослыми, жертвы вспоминают все свои тяжелые переживания, связанные с травлей. Психологи заметили, что школьный буллинг можно сравнить по тяжести с последствиями для психики связанными с семейным насилием. У жертвы травли проявляться расстройства психосоматические: головные боли, бессонница и проблемы с аппетитом, обострение хронических заболеваний. Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические состояния. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть издевательства и решает отомстить агрессорам с применением взрывчатки или огнестрельного оружия. Список литературы: 1. Гришаева Н.А. Буллинг в школе // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф.; Москва, июнь 2015. М.: Буки- Веди, 2015. С. 66–68. 2. Буллинг в школе: причины, последствия, помощь / сост. Н.В. Котова. Минск: Красико-Принт, 2015. 96 с. 3. Шалагинова К.С. Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками: учеб.-метод. пособие. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007. 103 с. 4. Особенности проявления детской агрессивности [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: http://adalin.mospsy.ru/ l_02_00/l_02_09a.shtml. (дата обращения: 11.06.2020 г.). 5. Olweus D., Roland E. Mobbing-Bakgrunnogtiltak, Oslo: Kirke-og under visningsdepartementet. 1983. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 5 https://tribune-scientists.ru