- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОНЯТИЕ - КОНЦЕПТ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Мартиросян А.А.
PDF файл статьиУДК 81.22 Мартиросян Ашхен Артемовна студентка 2 курса бакалавриата, Факультет Экономики, менеджмента и управления Северо-Кавказский Федеральный университет (филиал), Россия, г. Пятигорск e-mail: ashkhen.martirosyan@bk.ru Научный руководитель: Анцелевич О.В., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Северо-Кавказский Федеральный университет (филиал), Россия, г. Пятигорск ПОНЯТИЕ - КОНЦЕПТ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ Аннотация: Данная статья посвящена понятию концепта в современной лингвистике. На протяжении долгового времени и также в настоящее время такое понятие как – концепт активно используется в различных гуманитарных науках, в том числе и в лингвистике. В связи с этим изучение и исследование концепта следует проводить в контексте обращения к межкультурной коммуникации и языковой картине мира. В статье обозначены следующие подходы к изучению концепта: монолингвальный и полилингвальный. Ключевые слова: понятие, термин, концепт, язык, лингво- культурологический подход, лингвистика, лингвокогнитивный подход, коммуникация, культура. Martirosyan Ashhen Artyomovna 2nd year bachelor student, Faculty of Economics, Management and Administration North Caucasus Federal University (branch), Russia, Pyatigorsk Scientific adviser: Antselevich O.V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Linguistics and Intercultural Communication North Caucasus Federal University (branch), Russia, Pyatigorsk A CONCEPT IS A CONCEPT IN MODERN LINGUISTICS 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Abstract: This article is devoted to the concept of modern linguistics. For a long time, and also at present, such a concept as a concept has been actively used in various humanities, including linguistics. In this regard, the study and study of the concept should be carried out in the context of an appeal to intercultural communication and the linguistic picture of the world. The article outlines the following approaches to the study of the concept: monolingual and multilingual. Key words: concept, term, concept, language, linguocultural approach, linguistics, linguocognitive approach, communication, culture. Каждый национальный язык имеет свои особенности, которые обусловлены особым мышлением, мировоззрением какого-либо народа. Исходя из этого, особый научный интерес ученые-лингвисты проявляют к изучению взаимосвязи и неразрывности таких понятий как «язык» и «культура» [1, с. 45]. Язык на протяжении всей истории, от начала его появления и до наших дней является наиболее точным идентификатором специфики определенного этноса. Именно при помощи этой системы коммуникации выражаются индивидуальные, личностные качества, присущие каждому человеку в отдельности. Но, помимо этой немаловажной функции язык представляет собой отражение культуры этноса, всей его самобытности. А выражается эта уникальность каждого народа в обычаях, традициях, фольклоре, литературе, а также в общественном самосознании людей, во взгляде на мир, в нормах и морали, в миропонимании, в менталитете народа. Для того чтобы изучать язык, как явление культуры и рассматривать его с этой позиции, необходимо обратить внимание на особенности национальной ментальности и их отражение в лексике, обыденной речи, фразеологии и концептах, а также в характере коммуникации представителя какой-либо культуры [2, с. 46]. Каждый язык специфичен и уникален, так как по-разному заключает в себе представление о мире и роли человека в нем. Таким образом, язык является самым ценным проявлением культуры, через него проходит формирование ментальности народа, а также с его помощью осуществляется хранение и передача культуры определенного народа последующим поколениям. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Язык в современной лингвистике является одним из вариантов интерпретации человеческой культуры. Представители современной российской лингвистики нуждались в выработке нового термина для обозначения содержательного наполнения языковых знаков, при помощи которого удалось бы снять все те ограничения, которые позволяли рассматривать языковые единицы только традиционными значениями, который предоставил бы возможность отойти от общепринятого термина «понятие» [3, с. 46]. Так, в начале двадцатого века в языковедении появился термин «концепт», который был заимствован из математики. С помощью нового термина стало возможным отразить дух культуры каждого народа. Термин «концепт» в рамках лингвокультурологии можно трактовать как сочетание рационального взгляда на мир с чувственным, духовным, этнокультурным познанием и восприятием мира. Таким образом, концепт – это ментальная единица, описывающая реальный мир, и при этом хранящая в себе языковые и культурные знания, представления, ощущения и оценки.При изучении концептов применяются два спсособа: монолингвальный и полилингвальный. Что предполагает исследование на основе материала одной, двух или нескольких лингвокультур. Но при этом, несмотря на то, что оба эти подхода являются важными для понимания всей картины культурно обусловленных и вербально обозначенных ценностей, свойственных тому или иному народу, они не считаются равноценными для воспроизведения этих ценностей ни в количественном, ни в качественном отношениях. Концептология включает в себя следующие подходы в изучении концептов: монолингвальный и полилингвальный подходы [4, с. 276]. Монолингвальный подход ограничивает изучение концептов рамками одного языка, но в то же время полилингвальный подход связан с новым лингвистическим направлением – сопоставительной концептологией. Это направление способствует исследованию ментальных единиц на уровне межкультурных обобщений с целью установления общего и отличного в концептах сравниваемых лингвокультур. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Лингвистика в России уже знает немало примеров сопоставительного изучения концептов двух языковых культур. Самыми часто исследуемыми языками являются германские и романские языки (прежде всего – английский). Сравнительное изучение концептов русского и английского языков в отечественной науке началось довольно рано, и уже проанализировано определенное количество концептов. Частными из них являются: любовь, надежда, вера, путешествие, красота, работа, скромность, семья, человек и многие другие [5, с. 260]. Трактовка концепта на сегодняшний день может производится в двух подходах: в лингвокогнитивном и лингвокультурологическом. Для каждого из этих подходов характерны специфичные трактовки этого понятия. Для лингвокогнитивного подхода концепт имеет ценность как единица ментальных процессов человеческого сознания, а для лингвокультурологического подхода присуще восприятие концепта как основополагающего элемента культуры. Таким образом, можно сказать, что теория концепта многопланова, она трактуется разными науками и не сводится к единому определению. Она имеет тесную связь с такими понятиями, как языковая картина мира и межкультурная коммуникация. Концепт может изучаться при помощи различных методов, в том числе – и при помощи методов сопоставительного языкознания. Список литературы: 1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 c. 2. Глинчевский Э.И. Вербализация концепта в русском и английском языках. М.: Наука, 2007. 222 с. 3. Хайтун П. Сопоставительное изучение концептов русской и китайской лингвокультур: результаты и проблемы // Litera. 2019. № 2. С. 44-52. 4. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 267-279. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 5. Савенкова Л.Б. Языковое воплощение концепта // Перемена. Волгоград: ВолГАУ, 2003. Вып. 30. С. 258-264. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 5 https://tribune-scientists.ru