- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ ЭМИЛИ БРОНТЕ «ГРОЗОВОЙ ПЕРЕВАЛ»
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Крючкова К.А.
PDF файл статьиУДК 82-31 Крючкова К.А. студентка Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского Арзамасский филиал Россия, г. Арзамас e-mail: alex1111474@gmail.com ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ ЭМИЛИ БРОНТЕ «ГРОЗОВОЙ ПЕРЕВАЛ» Аннотация: Роман Эмили Бронте «Грозой перевал» представляет собой произведение полное драматичности и интересных сюжетных поворотов. Он написан в XIX веке, но получил популярность несколько позже. В центре произведения судьбы двух героинь – матери и дочери, Кэтрин Эрншо и Кетрин (Кэти) Линтон. Жизни обеих крайне трагичны, они насыщены событиями и хитросплетениями. Все жизненные повороты женских персонажей являются не классическими и представляют интерес для анализа. Ключевые слова: женский образ, трагизм, драма, жизнь XIX века, провинция, поместья, Великобритания. Kryuchkova K.A. student Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky Arzamas branch Russia, Arzamas WOMEN'S IMAGES IN THE NOVEL OF EMILY BRONT «WUTHERING HEIGHTS» Abstract: Emily Bronte’s novel “Wuthering heights” is a composition full of drama and interesting plot twists. It was written in the 19th century, but gained popularity a bit later. At the center of the novel is the fate of two heroines - mother and daughter, Catherine Earnshaw and Katherine (Cathy) Linton. The lives of both are extremely tragic, they are full of events and intricacies. All life turns of female characters are not classic and are of interest for analysis. Key words: female image, tragedy, drama, life of the 19th century, province, estates, Great Britain. Роман «Грозой перевал» представляет собой единственное большое произведение английской писательницы XIX века Эмили Бронте. Этот труд впервые был опубликован в середине XX века и сразу же сыскал свою 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 популярность. Это произведение в готическом стиле, постое трагизма и страстей. Оно было по праву оценено литературными критиками. Один из факторов такой популярности романа – хорошо прописанные персонажи произведения, в том числе женские. Повествование в романе идет от имени Локвуда – молодого жителя Лондона, который забрел в провинциальное поместье под названием Мыза Скворцов. Там он знакомится с не очень дружелюбными обитателями, но по стечению некоторых обстоятельств Локвуд узнает их истории. Знакомство с Кетрин Эрншо происходит посредством дневника, где описывается детство Кетрин и Хитклифа. Позднее её историю рассказывает уже Нелли – женщина, которая воспитывала этих детей. Кетрин – главная героиня рассказа, её образ неоднозначен: она постоянно сомневается, ее решения больше поддаются настроению, нежели голосу разума. Героиня постоянно совершает одни и те же ошибки, она циклична, ходит по кругу, и никак не развивается. Натура Кетрин двояка, в ней есть романтичное начало, однако оно постоянно сталкивается с практичностью женщины [3]. Это хорошо видно в разговоре с Нелли: «Nelly, I see now you think me a selfish wretch; but did it never strike you that if Heathcliff and I married, we should be beggars? whereas, if I marry Linton I can aid Heathcliff to rise, and place him out of my brother's power»[1]. Путь Кэтрин Эрншо - это стремление к мечте, в отличие от мечты Джейн, недостижимой, придуманной и возвышенной. Кэтрин привязывает к Хитклифу нечто более глубокое, чем любовное влечение или даже страсть. Сами сравнения, образы, которыми она мыслит, подчеркивают органичность ее связей с силами великой праматери - Земли. В ней есть нечто от первозданности стихий, нечто языческое [2]. «If all else perished, and HE remained, I should still continue to be; and if all else remained, and he were annihilated, the universe would turn to a mighty stranger: I should not seem a part of it.—My love for Linton is like the foliage in the woods: time will change it, I'm well aware, as winter changes the trees. My love for 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Heathcliff resembles the eternal rocks beneath: a source of little visible delight, but necessary»[1]. Кэтрин, которая по происхождению своему принадлежит к миру Грозового перевала, чувствует, что для того, чтобы полностью проявить свою человеческую сущность, быть верной себе до конца, она должна безоговорочно принять сторону Хитклифа в бунте, который он поднимает против тирании Эрншо и всего, что с ней связано. Кэтрин не путешествует, в ее судьбе все сложно, запутано и неоднозначно. Стремясь к свободе, она загорается идеей стать знатной дамой, принимает предложение Линтона, но в то же время теряет единственного друга - Хитклифа. «The mistress visited her often in the interval, and commenced her plan of reform by trying to raise her self-respect with fine clothes and flattery, which she took readily; so that, instead of a wild, hatless little savage jumping into the house, and rushing to squeeze us all breathless, there ‘lighted from a handsome black pony a very dignified person, with brown ringlets falling from the cover of a feathered beaver, and a long cloth habit, which she was obliged to hold up with both hands that she might sail in.» [1]. Кэтрин Эрншо рисует нам образ женщины, полной бунтарства и мятежа, которая в своем стремлении к прекрасной жизни, предает сама себя. Этот факт делает из нее трагически надломленную даму, которая не похожа на тех героинь, что являются главными персонажами английских романов того времени. Она скорее больше похожа на своего любимого – Хитклифа, такого же страстного и неуправляемого персонажа, который рос и бунтовал вместе с ней [5]. Трагедия и вина Кэтрин, по мнению Хитклифа, в том, что она «предала свое собственное сердце», искреннюю любовь к товарищу детства променяла на богатство и положение в обществе. Этот поступок приводит её к гибели, что сказывается на всех обитателях Грозового перевала и Мызы Скворцов. Кэтрин 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 губят угрызения совести, предательство своей любви. Последний диалог Хитклифа и Кэтрин показывает нас всю драму их любви: «You teach me now how cruel you've been—cruel and false. WHY did you despise me? WHY did you betray your own heart, Cathy? I have not one word of comfort. You deserve this. You have killed yourself. Yes, you may kiss me, and cry; and wring out my kisses and tears: they'll blight you— they'll damn you. You loved me—then what RIGHT had you to leave me? What right—answer me—for the poor fancy you felt for Linton? Because misery and degradation, and death, and nothing that God or Satan could inflict would have parted us, YOU, of your own will, did it. I have not broken your heart—YOU have broken it; and in breaking it, you have broken mine»[1]. Рождение дочери Кэтлин (Кэти) продолжает её историю и дает надежду на искупление. Образ Кэтрин Эрншо - один самых загадочных и непонятных в литературе. Однако именно этим он и привлекает современных литературоведов, стремящихся раскрыть тайну героини. Она живет как бы в трех ипостасях: в прошлом (воспоминаниях, дневниковых записях), в настоящем (в образе своей дочери) и в будущем (воплощенная в природе, слившаяся с ней и с возлюбленным духом Хитклифа). Второй важный женский персонаж – это Кэтрин Линтон, дочь Кэтрин Эрншо и Эдгара Линтона. Первое, что знакомит нас с Кэтрин Линтон – отношение к ней отца: «The little one was always Cathy: it formed to him a distinction from the mother, and yet a connection with her; and his attachment sprang from its relation to her, far more than from its being his own» [1]. Воспитание Кэти отличалось от воспитания матери, она росла не в бунте, а в любви и заботе отца, у нее не было старшего брата, который травил бы её как мать, и в ней есть качества характера, которые присущи именно Линтонам. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Поэтому, Кэти предстает перед нами девушкой доброй и отзывчивой, которой двигает желание помогать. Однако, эти качества двигают девушкой лишь до определенного момента: после того, как Хитклиф путем уловок и шантажа заманивает и запирает Кэтрин на Грозовом перевале, она становится холодной и озлобленной. Такие перемены в характере закрепляет смерть отца Эдгара Линтона и насильная женитьба на Линтоне Хитклифе. Брак с Линтоном лишил Кэтрин наследства - Мызы Скворцов и всех денег отца. Все это вернулось девушке лишь в конце повествования, когда Хитклиф умер и воссоединился со своей любовью – Кэтрин Эрншо. Отношения между Гэртоном и Кэтрин, и смерть Хитклифа восстанавливает гармонию в трёх семьях, и на Грозовом перевале воцаряется спокойствие. Внешний вид Кэтрин Линтон больше схож с отцом Эдгаром: она унаследовала от него белую кожу и тонкие черты лица, а также льняные вьющиеся волосы. От матери её передался только цвет глаз – глубокий темный, который характерен всем Эрншо (в том числе и Гэртону). «She was the most winning thing that ever brought sunshine into a desolate house: a real beauty in face, with the Earnshaws’ handsome dark eyes, but the Lintons’ fair skin and small features, and yellow curling hair»[1]. У девушки есть черты характера матери – дерзость и своенравие, однако они не являются преобладающими. Она является более добрым и своего рода мягким вариантом её же матери, хотя в некоторых сценах Кэтрин предстает перед нами раздражительной и даже заносчивой. Но несмотря на это щедрость девушки и её доброта по отношению к обитателям Грозового перевала показывает нам сострадание и самоотверженность, которых никогда не было у её матери. Кэти в детстве - красавица, очень живая, с большим чувством фантазии, поэтическая натура, чуткая ко всему прекрасному; ей знакомы и сильные чувства. 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 «Her spirit was high, though not rough, and qualified by a heart sensitive and lively to excess in its affections. That capacity for intense attachments reminded me of her mother: still she did not resemble her: for she could be soft and mild as a dove, and she had a gentle voice and pensive expression: her anger was never furious; her love never fierce: it was deep and tender» [1]. Маленькая Кэти больше прислушивается к голосу чувства, хотя и успела уже проникнуться кастовыми предрассудками своей среды. Когда она с пренебрежением отворачивается от Гэртона, узнав, что он батрак в доме Хитклифа, перед нами как бы вновь оживает ее надменная мать, и кажется, что трагедии растоптанной юной любви суждено повториться. Но в душе Кэти берет верх светлое гуманистическое начало. Таким образом, Эмили Бронте представляет на суд зрителей два интереснейших женских образа – Кэтрин Эрншо, страстной женщины с надломленной судьбой, и Кэтрин Линтон, стойкой девушки, которая несмотря ни на что смогла найти свое счастье и отстоять свою любовь [4]. Персонажи романа «Грозовой перевал» поражают глубиной и живостью, они не являются классическими, и тем привлекают к себе внимание исследователей уже не один век. Список литературы: 1. Бронте Э. Грозовой перевал. М.: Азбука, 2012. 384 с. 2. Бусел В.А. Особенности композиции романа Эмили Бронте «Грозовой перевал. М.: БГУ, 2015. 241с. 3. Бабенко Л.Г. Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Флинта, 2009. 495 с. 4. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. М.: Либроком, 2014. 382 с. 5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2008. 144 с. 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020