- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕШНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МБОУ «ШКОЛА № 45 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Хуббитдинова Ф.З.
PDF файл статьиУДК 159.9: 316.6 Хуббитдинова Флорида Зайнитдиновна студентка 2 курса магистратуры, факультет психологии Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Россия, г. Уфа e-mail: xubbitdinova96@mail.ru Научный руководитель: Занин Д.С., доцент кафедры психологии образования и развития факультет психологии Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Россия, г. Уфа РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕШНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МБОУ «ШКОЛА № 45 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Аннотация: В настоящей статье отражены результаты эмпирического исследования влияния лидерских качеств на академическую успешность учащихся среднего школьного звена. Сделан вывод, что в младшем подростковом возрасте лидерские качества не оказывают значимого влияния на академическую успеваемость учащихся. Ключевые слова: лидерские качества, мотивация, академическая успешность, учебная деятельность, уровень интеллекта, социометрический статус. Hubbitdinova Florida Zaynitdinovna 2nd year master student, psychology faculty Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Russia, Ufa Scientific adviser: Zanin D.S., Associate Professor, Department of Psychology of Education and Development psychology faculty Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Russia, Ufa 1 RESULTS OF RESEARCH ON THE INFLUENCE OF LEADERSHIP QUALITIES ON THE ACADEMIC SUCCESS OF STUDENTS OF SCHOOL WITH IN-DEPTH STUDY OF INDIVIDUAL SUBJECTS» Abstract: This article reflects the results of an empirical study of the influence of leadership qualities on the academic success of secondary school students. It is concluded that in early adolescence, leadership qualities do not have a significant impact on the academic performance of students. Key words: leadership qualities, motivation, academic success, educational activity, level of intelligence, sociometric status. В исследовании приняли участие 76 человек в возрасте 12-13 лет – ученики шестых-седьмых классов МБОУ «Школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Уфы. В связи с тем, что диагностические мероприятия проводились в несколько этапов и в разные дни, некоторые ученики отсутствовали при проведении тех или иных методик. В диагностике уровня мотивации учения приняли участие 62 человека, подростковый интеллектуальный тест проведен на выборке, состоявшей из 55 человек, в диагностике межличностных отношений участвовали 47 человек. Исследование проводилось с ноября 2019 года по март 2020 года. Его цель состояла в исследовании влияния лидерских качеств на академическую успеваемость учащихся. Объект исследования: учебная деятельность учащихся 6-7 классов. Предмет исследования: академическая успеваемость учащихся 6-7 классов и аспекты влияния на нее лидерских качеств. Гипотеза исследования: лидерские качества (уровень мотивации, уровень интеллекта, социометрический статус) учащихся 6-7 классов положительно влияют на академическую успеваемость. В исследовании использовались данные об академической успеваемости учащихся 6-7 классов первое полугодие. Для выявления индивидуальных лидерских качеств (показателей мотивации, интеллекта и социометрического статуса) применялись следующие методики: 2 1. Методика изучения мотивации учения подростков (5 -7 класс) М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой с целью определения уровней мотивации и выявления преобладающих мотивов учебной деятельности. 2. Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ), разработанный Н. А. Батуриным, Н. А. Курганским, И. М. Дашковым, Л. К. Федоровой для определения уровня и структуры интеллекта. 3. Методика диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Л. Морено – для определения социометрического статуса ученика в классе. В результате анализа академической успеваемости, проведенного с учетом итоговых оценок учащихся шестых и седьмых классов за первое полугодие по десяти предметам, респонденты были поделены на 3 группы: школьники с высокой успеваемостью (23,9%), школьники с хорошей успеваемостью (46,6%) и школьники с удовлетворительной успеваемостью (29,5%) от выборки в целом. Результаты, полученные по Методике изучения мотивации учения подростков, показали: Для большинства учащихся с хорошей и высокой успеваемостью характерен высокий уровень мотивации. Для половины учащихся с удовлетворительной успеваемостью характерен средний уровень мотивации. Не было выявлено ни одного учащегося со сниженным и с низким уровнем мотивации. Проверка на достоверность различий по уровням мотивации показала их наличие между группами учащихся с высокой и удовлетворительной успеваемостью (*t=0,001 при р≤0,05) и между группами учащихся с хорошей и удовлетворительной успеваемостью (*t=0,004 при р≤0,05). Была проанализирована структура мотивации учебной деятельности респондентов. В структуре мотивации всех учащихся (100%) присутствует позиционный мотив, для большинства из них (64%) характерен игровой мотив. 3 Остальные мотивы (учебный, социальный, получение отметки, внешний) присутствуют в учебной деятельности менее, чем у половины учащихся. Согласно методике, оптимальным вариантом мотивации учебной деятельности является сочетание учебных, социальных и позиционных мотивов, неблагоприятным для результативной учебной деятельности является сочетание таких мотивов, как получение отметки, игровых и внешних. Неблагоприятное для учебной деятельности сочетание мотивов выявлено у 1 подростка. Доля учащихся с оптимальным для учебной деятельности сочетанием мотивов составляет 25,3% от выборки в целом. Однако в группах с разной успеваемостью они представлены неравномерно: в группе с высокой успеваемостью она составляет 35,9%, в группе с хорошей успеваемостью – 28,8%, в группе с удовлетворительной успеваемостью – 12%. Проверка на достоверность различий между группами учащихся с разной успеваемостью по выраженности у них оптимального сочетания мотивов учебной деятельности не показала значимых различий между ними. 3. Анализ результатов, полученных по методике «Подростковый интеллектуальный тест» (ПИТ СПЧ), показал: Интеллект большинства учащихся соответствует уровню «средняя норма» – 54,2%. Учащиеся с высоким интеллектом составляют 1,3% от выборки в целом; учащиеся с уровнем «хорошая норма» - 15,5%; учащиеся с уровнем «сниженная норма» – 19,4%; учащиеся с низким интеллектом – 7,7%; учащиеся с интеллектом ниже 70 баллов - 1,9%. Учащиеся с наиболее высокими показателями уровня интеллекта – высокий интеллект и хорошая норма – выявлены в группах с высокой и хорошей успеваемостью. Учащиеся с показателями уровня интеллекта «средняя норма» и «сниженная норма» присутствуют во всех трех группах. Учащиеся с низким уровнем интеллекта относятся к группам с удовлетворительной и с хорошей успеваемостью. Показатель ниже диагностируемого с помощью данной методики уровня интеллекта оказался у школьников с удовлетворительной успеваемостью. 4 В группе с высокой успеваемостью четыре человека имеют показатели интеллекта, соответствующие уровню «сниженная норма». А в группе с хорошей успеваемостью представлены учащиеся со всеми диагностируемыми данной методикой уровнями интеллекта, в том числе «сниженная норма» и «низкий». Проверка на достоверность различий по уровню интеллекта показала их наличие между группами учащихся с высокой и удовлетворительной успеваемостью (*t=0,001 при р≤0,05) и между группами учащихся с хорошей и удовлетворительной успеваемостью (*t=0,001 при р≤0,05). Анализ результатов, полученных по методике «Диагностика межличностных отношений» (социометрия), показал: Среди респондентов преобладают подростки, имеющие низкий социометрический статус – 53,1 % (в их число входят «Пренебрегаемые» и «Изолированные»). Высоким социометрическим статусом обладают 25,1 % респондентов – это «Звезды» и «Предпочитаемые». Средний социометрический статус «Принятых» имеют 21,8 % учащихся. Учащиеся с высоким социометрическим статусом распределились в группах с разной успеваемостью примерно пропорционально: среди учащихся с высокой успеваемостью их 27,7%, с хорошей успеваемостью – 24,6%, с удовлетворительной успеваемостью – 23,9%. Учащиеся с низким социометрическим статусом наименее представлены в группе с высокой успеваемостью – 44,5%, в группе с хорошей успеваемостью их 52,3%, в группе с удовлетворительной успеваемостью - 60,9%. Таким образом, может быть сделан вывод, что в младшем подростковом возрасте лидерские качества не оказывают значимого влияния на академическую успеваемость учащихся. В рекомендациях, данных психологам, учителям и администрации МБОУ «Школа № 45» на основании результатов исследования, указывается, что низкий социометрический статус, характерный для большинства учащихся 6-7 классов, может снижать мотивацию учебной деятельности и 5 неблагоприятно сказываться на ее результатах. Дополнительного изучения требуют межличностные отношения в классах, анализ социально- психологического климата. Возможно, коррекционная работа в этом направлении положительно скажется и на мотивации учебной деятельности, и на академической успеваемости учащихся. Кроме того, у учащихся слабо выражены учебные и социальные мотивы, лежащие в основе успешной учебной деятельности. В этом направлении требуется совместная работа учителей и родителей школьников. Список литературы: 1.Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 2018. № 3. С. 26-31. 2.Беспалов Д.В. Возрастные особенности динамики лидерства в школьных классах // Ученые записки. Научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4. С. 4-12. 3.Касимова С.Г., Соловьев Р.И. Развитие лидерского потенциала старшеклассников // Концепт. 2017. № 4. С. 3-13. 4.Кленин Д. А., Сальников В.А., Ешкова В.А. Взаимосвязь динамики успеваемости с чертами личности студенток в процессе обучения // Омский научный вестник. 2016. № 5. С. 152-159. 5.Науменко М.В., Рогова Е.В. Особенности взаимосвязи функционального лидерства со степенью выраженности лидерских способностей членов учебных групп различного уровня развития // Науковедение. 2017. № 3. С. 13-19. 6