- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Синяговская Д.А.
PDF файл статьиУДК 342 Синяговская Диана Александровна cтудентка 2 курса, Отделение среднего профессионального образования Юридический институт Владимирский государственный университет Россия, г. Владимир e-mail: sinyagovskayadi33@mail.ru Научный руководитель: Удалов М.И., преподаватель Отделение среднего профессионального образования Юридический институт Владимирский государственный университет Россия, г. Владимир АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ Аннотация: В статье рассмотрены вопросы становления и нынешнее состояние административно-правового регулирования в сфере СМИ, раскрыто понятие и сущность СМИ в РФ. Проведен анализ нормативно- правовой базы, регулирующей деятельность СМИ в РФ. Ключевые слова: СМИ, административное право, цензура , законодательство. Sinyagovskaya Diana Alexandrovna 2nd year student Department of secondary vocational education Institute of Law Vladimir State University Russia, Vladimir Scientific adviser: Udalov M.I. teacher Department of secondary vocational education Institute of Law Vladimir State University Russia, Vladimir ADMINISTRATIVE LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF MEDIA 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Abstract: The article discusses the issues of formation and the current state of administrative regulation in the field of media, discloses the concept and essence of the media in the Russian Federation. The analysis of the regulatory framework governing the media in the Russian Federation Key words: Media, administrative law, censorship, legislation. Средства массовой информации влияют на общественное мнение, социальные группы и общество в целом посредством распространения материалов и создания информационной программы. Таким образом, средства массовой информации являются важным инструментом социального регулирования современного общества для создания мнения у людей о реальности мира. Крупнейшие международные правовые институты, например, Комитет по правам человека Организации Объединённых Наций многократно уделяли внимание на наличие самостоятельных национальных СМИ представляет собой постоянный атрибут любого государства , так как призван защищать одно из важных прав закреплённых в Международном Пакте о гражданских и политических правах — право на свободу выражения мнения [1]. В области общественной жизни, связанной со СМИ, задействовано большое количество всех возможных участников, связанных с функциональным проявлением, между которыми существует множество связей. Их совокупность создает взаимосвязанный комплекс связей, запрашивающий государственно-правового воздействия. В России к настоящему периоду выработалось достаточно надежная система регулирования, обладающая сложной административно-правовой организацией. Переход к современному этапу развития мировой цивилизации известен как «информационное общество». Сфера массовой информации стала одной из самых быстрорастущих областей общественной жизни в большинстве стран мира. Многие исследователи в настоящее время показывают, что технологии в области средств массовой информации и коммуникации развиваются настолько быстро, что механизмы правового регулирования не всегда успевают их развитию [1]. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Периодический анализ ситуации с развитием СМИ и их административными регламентами позволяет обновить правовую базу и определить вектор развития этой отрасли права. Правовой механизм осуществления государственной разрешительной политики в области массовой информации (регистрация СМИ, выдача редакциям СМИ, издательствам и телекомпаниям лицензий, аккредитация иностранных журналистов) аналогично определен в существующем законодательстве и является весьма эффективным [2, с. 4]. В соответствии с законом о средствах массовой информации, - «ограничение свободы печати и средств массовой информации допускается только в условиях чрезвычайного или военного положения, что говорит о том, что любое ограничение средств массовой информации воспрещается. В таком случае, цензура массовой информации - требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым)» [3]. В настоящее время в Российской Федерации нет случаев цензуры, в частности со стороны государственных органов и должностных лиц, в то время как ограничение деятельности средств массовой информации не является неоправданным перечнем актов злоупотребления свободой стандартизированных СМИ. Основным законом, регулирующим деятельность средств массовой информации, является Конституция Российской Федерации 1993 г., в статье 29 говорится, что свобода слова и мысли гарантируется каждому человеку и гражданину [4]. Следующим, главным за коном, регулирующим деятельность СМИ является За кон Российской Федерации «О средствах массовой информации» - в частности статья 1 гласит о свободе массовой информации, что в первую очередь означает: не подлежат ограничениям - получение , поиск, 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 распространение и производство массовой информации; учреждение , СМИ владение , распоряжение и пользование ими; приобретение , изготовление , эксплуатация оборудования, технических устройств, их хранение , а также хранение материалов, сырья, которые предназначены для распространения и производства продукции СМИ [4]. Кроме вышеизложенных ключевых законов, работа средств массовой информации контролируется : -Уголовным кодексом Российской Федерации; -Гражданским кодексом Российской Федерации; -Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; - Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; -Законом Российской Федерации «О государственной тайне »; Федеральным за коном «О рекламе »; - Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»; Федеральным за коном «Об информации, информатизации защите информации»; -Федеральным законом «О связи»; -Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов»; Федеральным за коном «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Стоит отметить, что в современной России был создан целый комплекс правовых актов, объединенных общим регулятором по связям с общественностью; направленных на организацию деятельности СМИ и работы журналистов. СМИ имеют тесную связь с конституционным правом, как было отмечено ранее, Конституция РФ несет в себе гарантии информационного многообразия (плюрализма ), в соде ржании есть нормы, регламентирующие общие положения о свободе СМИ: 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 - В уголовном праве имеются некоторые правонарушения в сфере СМИ, считающиеся преступлениями с точки зрения законодательства (на приме р, статья 128.1. УК РФ - Клевета и мн. др.). - Административное право регламентирует процедуру взаимодействия средств массовой информации и органов исполнительной власти; попутно устанавливает ответственность за административные правонарушения в сфере СМИ. - Гражданское право регламентирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в ходе деятельности средств массовой информации при их непосредственной работе. - Финансовое право закрепляет на законодательном уровне процессы финансирования средств массовой информации и иные вопросы, связанные с необходимым финансированием. Кроме сказанного, заметим, что вопросы СМИ регламентируются не только законодательными основа ми органов власти РФ, а также регламентируются международно-правовыми актами. Имеются международно- правовые акты, участницей которых является Россия, непосредственно затрагивающие вопросы СМИ: на приме р, данные положения закреплены в документа х ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, Сове та Европы, СНГ и многих других [5]. Подводя некоторые итого необходимо сказать и о проблемах средств массовой информации. Рассмотрим не которые из них: - Глобализация СМИ - появление средств массовой информации концентрированные горизонтально и вертикально, что приводит к созданию массового продукта информации и экспансии английскогоко языка. - Расхождение взглядов и суждений о мире у аудитории и журналистов. - Огромное количество заказных материалов. - Падение тира же й (сравнительно с советским периодом). - Информационная борьба . - Чрезмерное количество «желтой» прессы. - Потеря доверия к средствам массовой информации. 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 - Злоупотребление свободой слова . На сегодняшний день в Российской Федерации действует множество нормативно-правовых актов. Они в разной мере регламентируют правовой статус СМИ, также увеличивается нормативно -правовая ба за международных организаций, с которыми заключены некоторые соглашения. Ученые по-прежнему настаивают на том, что в России появилась новая правовая ветвь - СМИ (право на информацию), которая имеет свой собственный метод регулирования. Поэтому мы делаем вывод из проделанной работы, что правовая база для деятельности СМИ огромна. Это связано со многими законодательными актами, которые контролируют законность действий. Было бы правильно организовать единый свод законов, который рационализирует все права, обязанности и ответственность за совершенные действия в этой области. 1. Гультяев С.В. Административно-правовое регулирование в сфере СМИ в современных условиях // Молодой ученый. 2019. № 21 (259). С. 330-331. 2. Балытников В.В. Административно-правовое регулирование в области массовой информации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. 190 с. 3. Рубцова Е.В., Девдариани Н.В. Проблемы правового регулирования средств массовой информации и свободы слова в Российской Федерации (на приме ре СМИ Курской области) // БГЖ. 2018. № 4 (25). С. 371-373. 4. Хра бровская Ю.Р., Фастович Г.Г., Бузурная Н.Б. Информационно- правовое регулирование деятельности СМИ в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 4-3. С. 206-210. 5. Стровский Д.Л. Отечественна я журналистика новейшего периода . Учебное пособие . М.: Юнити, 2018. 352 с. 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Список литературы: