- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ С ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТОЙ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Акрамова М.Ш.
PDF файл статьиУДК 33 Акрамова Махина Шералиевна студентка, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал) Россия, г. Липецк e-mail: makhina.akramova@bk.ru Научный руководитель: Шамрина Ирина Викторовна кандидат экономических наук Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал) Россия, г. Липецк НАЛОГИ И ВЗНОСЫ С ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТОЙ Аннотация: В статье исследуются вопросы отчисления налогов с заработной платы. Проанализированы изменения, внесенные федеральным законом в Налоговый кодекс РФ в части страховых взносов, начисляемых и уплачиваемых работодателем. Отмечается, что снижение ставки страховых и иных взносов, уплачиваемых субъектами МСП, связано с возникновением новых проблемных ситуаций в общественно-экономической сфере. Ключевые слова: налоги, заработная плата, страховые взносы, малое и среднее предпринимательство, минимальный размер оплаты труда. Akramova Makhina Sheralievna student Financial University under the Government of the Russian Federation (Lipetsk branch) Russia, Lipetsk Scientific adviser: Shamrina Irina Viktorovna candidate of economic sciences Financial University under the Government of the Russian Federation (Lipetsk branch) Russia, Lipetsk TAXES AND CONTRIBUTIONS WAGES Abstract: The article examines the issues of deducting taxes from wages. The article analyzes the changes made by the Federal law to the Tax code of the Russian Federation in terms of insurance premiums accrued and paid by the employer. It is noted that the reduction in the rate of insurance and other premiums paid by SMEs is 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 associated with the emergence of new problematic situations in the socio-economic sphere. Keywords: taxes, wages, insurance premiums, small and medium-sized businesses, minimum wage. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) [8] налогоплательщиком или налоговым агентом подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) в установленные сроки. Актуальность темы обуславливается важной ролью налогообложения заработной платы в налоговой системе Российского государства. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) представляет собой важнейший инструмент государственной социальной политики. Данный налог занимает наибольшую долю поступлений среди всех налогов, уплачиваемых физическими лицами. Заработная плата представляет собой основное средство обеспечения жизненных потребностей, поэтому вопросы правильности исчисления оплаты труда и НДФЛ являются важны также для работника. Во-вторых, налоговая система нашего государства прошла длительный период постоянного реформирования и совершенствования. Но проблема формирования эффективной налоговой системы продолжает оставаться нерешенной. Особенно обострились вопросы внесения изменений в налоговую систему РФ в условиях кризиса. Эти изменения должны стать не только источником пополнения доходной части бюджета, но и гибким инструментом влияния на социально-экономическое развитие государства. Следует сказать, что за последние десятилетия система налогообложения доходов физических лиц кардинально поменялась. Однако, многие исследователи отмечают, что «существующие принципы подхода к взиманию налогов не успевают обновляться и адаптироваться к новым образующимся параметрам социального порядка» . Одной из главных задач современной системы налогообложения является создание для работников и работодателей условий, стимулирующих выведению значительной части фонда оплаты труда «из тени». 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Проанализируем существующее налогообложение труда в Российской Федерации. Все отчисления с заработной платы формально можно разделить на две группы: 1) отчисления в бюджет, которые уплачиваются за счет самого работника (нанимаемого лица). Сюда относится налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ). Налог на доходы физических лиц представляет собой экономический регулятор государства, который способствует не только пополнению бюджета, но и посредством системы выбора объекта налогообложения, налоговых ставок, льгот и других элементов налогообложения, влияет на уровень и структуру доходов населения [1]. Важность налога определяется тем, что практически все физические лица выступают плательщиками НДФЛ. Поэтому с теоретической точки зрения поступления от уплаты НДФЛ могут быть зачислены в бюджет любого уровня без перераспределения. Ставка НДФЛ зависит от статуса получателя дохода – является резидентом или нерезидентом, а также от вида дохода – зарплата, материальная выгода, призы и т. д. Эта ставка составляет 13 % для резидентов, и 30 % для сотрудников-нерезидентов РФ. 2) отчисления за счет работодателя. К ним относятся взносы: - в Пенсионный фонд; - в Фонд социального страхования (ФСС); - в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Так, к этой группе относятся страховые взносы (далее - СВ) на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование работника. Для каждого вида платежей предусмотрены условия уплаты. Страховые взносы в свою очередь тесно связаны с НДФЛ, так, как помимо налога на доходы с физических лиц в бюджет поступают взносы в виде обязательных платежей, которые начисляются из заработной платы работников, 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 по нормам, установленным государством. Следует отметить, что современная экономическая ситуация в социальной сфере в РФ актуализирует проблему налогообложении доходов физических лиц. Проблемы обострились ещё больше в условиях пандемии коронавируса (COVID-19). Ограничительные меры из-за пандемии, которые российские власти начали вводить во второй половине марта 2020 г., успели сказаться на доходах населения [2]. Несмотря на определение режима самоизоляции как нерабочего времени с условием сохранения зарплаты, последствиями ограничений стали сокращение заработков россиян. В связи с происходящей неблагоприятной ситуацией, государство снизило страховые взносы для малых и средних предприятий. Изменения в Налоговый кодекс РФ внесены Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ. Плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Федеральным законом № 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). С 01 апреля 2020 года плательщики страховых взносов - субъекты МСП вправе начислять страховые взносы по пониженной ставке 15 процентов: - обязательное пенсионное страхование – 10%; -обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0%; - обязательное медицинское страхование – 5%. Новый порядок действует в отношении начислений за апрель 2020 года и последующие месяцы. Пониженный тариф страховых взносов действует только в отношении начисленных выплат (вознаграждений), которые превышают минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ), установленный федеральным законом на начало расчетного периода (года). На 01 января 2020 величина федерального МРОТ – 12 130 рублей. Так, если начисленная заработная плата за месяц равна или меньше МРОТ, страховые взносы исчисляются по применяемым плательщикам 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 тарифам, размер которых установлен ст. 425 либо п. 2 ст. 427 НК РФ, суммы начисленной заработной платы, превышающие 12 130 руб., облагаются взносами по ставке 15 %. Страховые взносы начисляются в отношении каждого физического лица и по итогам каждого календарного месяца. Пониженной ставкой страховых взносов работодатели не смогут воспользоваться по сотрудникам, которые работают неполное рабочее время и (или) неполную рабочую неделю, если ежемесячные начисления выплат (вознаграждений) в отношении таких сотрудников меньше МРОТ (даже при условии что оклад выше МРОТ) [3]. Таким образом, налоговая система России является нестабильной, что обусловлено объективной экономической ситуацией. Изменения в налогообложении доходов физических лиц должны учитывать особенности российской экономики и менталитет налогоплательщиков. Все поправки в этой сфере должны быть направлены на достижение социальной справедливости в распределении национального дохода с учетом обеспечения эффективного налогового контроля. Сейчас же весь мир постигла страшная эпидемия – COVID-19. В связи с этим на территории Российской Федерации в период с 30.03.2020 года по 05.04.2020 года и до конца апреля 2020 года в ряде регионов (в частности, в Липецкой области), на основании динамики распространения коронавирусной инфекции действует карантин. Данная ситуация значительно повлияла на ухудшение финансового состояния предприятий, усугубила и так довольно плачевную ситуацию налоговых сборов, увеличился рост по налоговым задолженностям [4]. Из-за введения карантина заметно снизилась деловая и потребительская активность. По поручениям Президента и Правительства Российской Федерации, с целью проведения мер по поддержке налогоплательщиков применение мер взыскания приостанавливается до 1 мая 2020 года: – для налогоплательщиков, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 – для налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма и авиаперевозок; – для субъектов предпринимательства, работающих в сферах физической культуры, спорта, искусства, культуры и кинематографии. – иные отрасли, находящихся в перечне таких отраслей утверждённым Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, наиболее пострадавшие в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки. Такая поддержка налогоплательщиков, по сути, должна положительно сказаться на их финансовом благополучии, но и тут есть свои «подводные камни». Введение карантина резко приостановило деятельность организаций, особенно это повлияло на частный бизнес. На территории города Липецка закрылись учебные заведения, магазины (кроме продовольственных), салоны красоты и другие предприятия, обеспечивающие не только людей, которые они обслуживали, но и непосредственно своих сотрудников [6]. По указу Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [2] уход на карантин сохраняет за работниками их заработные платы. Опять же, никакому работодателю не выгодно держать своих людей дома и еще платить им за это деньги, поэтому в добровольно - принудительном порядке сотрудники написали заявления на отпуск без содержания. Такая ситуация не скажется положительно на их кошельке, но и терять работу, которая продолжится после карантина, они хотят. Все проанализированные выше факторы злокачественно повлияют на взыскание налоговых задолженностей. Во-первых, отсрочка налоговых выплат повлечет за собой их накопление, хоть и не будут осуществляться начисление пеней. Во-вторых, усложниться сама процедура взыскания налоговой задолженности, увеличиться количество документов для предоставления в 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Налоговые инспекции [1]. Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая задолженность отрицательно влияет на консолидированный бюджет и следует принять все меры в развитии системы ее взыскания [7]. Важность реализации таких мер состоит как в привлечении доходной части бюджетов всех уровней, так и в целесообразности выявления причин образования и социально-экономически последствий сохранения размеров и роста налоговой задолженности. К сожалению, на сегодняшний день у Федеральной налоговой службы нет однозначных методов по противостоянию с налоговой задолженностью. Ей необходимо проанализировать реальную платежеспособность налогоплательщика для погашения имеющейся задолженности. Государство должно создать такие условия для налогоплательщиков, которые бы интенсифицировали их уплачивать налоги и не повлекли бы за собой ущерба для самого государству. Как следствие, упростится система взыскания налоговых задолженностей. Список литературы: 1. Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Васильева Е.Г. Новые инструменты взыскания налоговой задолженности предприятий с конечных бенефициаров в России // Современная научная модель. 2018. № 5. С. 233-240. 4. Матюшин А.А. Налоги и взносы и заработной платой // Молодой ученый. 2018. № 48 (234). С. 402-404. 5. Низамова А.А., Конвисарова Е.В. Проблемы взыскания недоимок по 7 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 налогам и сборам // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-6. С. 1171-1177. 6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2018. 472 с. 7. Польская Г.А. Теоретические аспекты управления налоговой системой на современном этапе // Таврический научный обозреватель, 2017. № 11-2. С. 16-20. 8. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 8 https://tribune-scientists.ru