- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ И СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РФ
Статья опубликована в журнале за "Май 2019"
Автор(ы) статьи: Бурякова М.Д.
PDF файл статьиУДК 343 Бурякова Мария Дмитриевна студентка 2 курса, юридического факультета Западно-Сибирский филиал, Российский государственный университет правосудия, Россия, г. Томск e-mail: blago.elenka@mail.ru Научный руководитель: Сенникова Д.В., канд. юрид. наук, старший преподаватель Западно-Сибирский филиал, Российский государственный университет правосудия, Россия, г. Томск ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ И СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РФ Аннотация: Одной из проблем, которая до сих пор находится в поле зрения всей страны, эта тема взаимоотношения правоохранительных органов, таких, как Следственных комитет и Прокуратура, их подведомственность и набор полномочий. 15 января 2011 г. Следственный комитет окончательно выделился из прокуратуры и стал самостоятельной единицей. В последствии проведенных реформ кардинально изменились полномочия прокуратуры. Сложилась новая система сдержек и противовесов, при которой Прокуратура РФ сосредоточилась на надзорных функциях, а Следственный комитет РФ оставил за собой расследование уголовных дел. Ключевые слова: Следственный комитет, Прокуратура, руководитель, надзор, контроль. Buryakova Mary Dmitrievna 2st year student, faculty of law West Siberian branch of the Russian state University of justice, Russia, Tomsk Scientific adviser: Sennikova D. V., Ph.D. in law, senior lecturer West Siberian branch of the Russian state University of justice, Russia, Tomsk THE PROBLEM OF INTERACTION BETWEEN PROSECUTORS AND THE INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: One of the problems is the relationship of law enforcement agencies, as the Investigative Committee and the Prosecutor's Office, its jurisdiction and powers. January 15, 2011, the Investigative Committee finally separated from the Prosecutor's office and became an independent body. As a result of the reforms, the powers of the Prosecutor's office have changed. There was a new system of checks and balances, in Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 1 which the Prosecutor's office focused on Supervisory functions, and the Investigative Committee of the Russian Federation left the investigation of criminal cases. Key words: Investigative Committee, Prosecutor's Office, heads, supervision, control. Проблема, которая до сих пор находится в поле зрения правоохранительных органов, законодателей и граждан, взаимоотношения между правоохранительными органами: Следственным комитетом и Прокуратурой. Впервые Петр Великий решил отделить следственное управление от других государственных структур. Император провел судебную реформу, разделив уголовный процесс на два этапа: предварительное следствие и суд. В 1713 году в России появились первые специализированные следственные органы. Это были майорские следственные канцелярии, которые подчинялись непосредственно императору и занимались делами о самых опасных деяниях. С 1723 до 1860 г. расследованием преступлений было передано в неспециализированные органы: полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды, управы благочиния. Так в России появилась административная модель организации следственного аппарата. В 19 веке стали очевидны недостатки такой системы, главным из которых стал рост коррупции. В ходе судебной реформы 1860 года Александр II пытался найти новые пути организации предварительного следствия, но возвращение к Петровскому образцу даже не рассматривалось. В результате было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в суды. После 1917 года следственные подразделения появились практически во всех правоохранительных органах. Это было связано с желанием нового правительства сделать правосудие одним из инструментов классовой борьбы. Но в 1929 году и военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938-1939 годах следственное подразделение также образовались в КГБ и милиции. В 1963 году следственные органы появились в Министерстве Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 2 общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел). В 2007 году Следственный комитет Российской прокуратуры стал относительно самостоятельным органом, но все еще входил в систему Прокуратуры. В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом в стране, осуществляющим полномочия в области уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации [1]. Вопросы теории и практики обеспечения прав и свобод человека и гражданина, безопасности личности, общества, государства, организации раскрытия и расследования преступлений на протяжении многих веков находились в центре внимания философов, юристов, политиков, руководителей военных, прокурорских и полицейских ведомств. Концепции, ключевые понятия, институциональные структуры и правовые основы деятельности по обеспечению борьбы с преступностью неоднократно менялись в зависимости от деятельности научной мысли, конкретных исторических условий, развития технического прогресса, политической ситуации и многих других факторов [2, с. 4]. Ведь именно от слаженной работы этих правоохранительных органов зависит, в какой степени будут защищены граждане Российской Федерации, как будут защищены их права и свободы. Мы должны помнить, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью в нашей стране. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства [3] и воплощается в работе правоохранительных органов. В контексте рассматриваемого вопроса реформа 2007-2011 годов преобразовала российскую прокуратуры в качественно новую структуру с новыми функциями и юрисдикцией. Для того чтобы определить предпосылки реформ, качественно изменивших структурную организацию прокуратуры и впоследствии Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 3 определивших Следственный комитет как самостоятельный государственный орган, необходимо обратиться к истории Следственного комитета Российской Федерации. В апреле 1990 года на Первом Съезде народных депутатов СССР комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и представить предложения о создании "Союзного Следственного комитета". Несомненно, это не является отправной точкой в существовании Следственного комитета Российской Федерации, его ранняя история будет обсуждаться позже, но в контексте исторических реалий 90-х годов в России необходимо проанализировать подготовку реформ в 2007-2011 годах. В конце ХХ века ситуация в стране была напряженной, развал СССР в 1991 году, что явилось результатом не только политических и социально- экономических проблем, которые в 90-х годах прошлого века были поставлены во главу угла, но и проблемы в нравственной и духовной жизни советского общества, порожденного принижением моральных и правовых ценностей и идеалов [5], перед Прокуратурой возник вопрос, каким образом нашей стране идти дальше, прежде всего, возникла потребность в реорганизации системы правоохранительных органов. Вопросов было действительно много, но ответов, а главное, возможности реализации масштабных реформационных проектов было недостаточно. Более того, столь масштабным преобразованиям препятствовала нестабильная политическая ситуация. Таким образом, законопроект "О Следственном комитете Российской Федерации", подготовленный и внесенный на рассмотрение Верховного Совета России к 1994 году, не был реализован в связи с роспуском Верховного Совета. На протяжении многих лет все попытки реформ также не увенчались успехом по вышеуказанным причинам. Только к 2007 году стала возможной давно назревшая реформа, целями которой были: 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru - повышение независимости следственных органов прокуратуры; - отделение следствия от надзора; - обеспечение процессуальной независимости работников создаваемого органа. В соответствии с этими законами, прокурор был лишен полномочий, связанных с непосредственным участием в уголовном преследовании на досудебных стадиях уголовного процесса и процессуальное руководство органами предварительного следствия. Однако наиболее важным нововведением стало то, что следственный аппарат прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Создан новый правоохранительный орган "Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации", председателем которого стал первый заместитель генерального прокурора Российской Федерации, а сотрудники остались сотрудниками прокуратуры. Одним из результатов реформы досудебного производства в уголовном судопроизводстве 2007 года стало установление строгого разделения полномочий между органами предварительного следствия и прокурором. 15 января 2011 года Следственный комитет окончательно отделился от прокуратуры и стал самостоятельной единицей. В результате этой реформы произошли следующие изменения. Во-первых, существует отдельный "новый" следственный орган, осуществляющий полномочия в области уголовного судопроизводства. В связи с этим появилось Положение О Следственном комитете Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 38, в котором говорится: "Следственный комитет Российской Федерации (далее - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия по уголовному производству в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru Следственный комитет составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и организаций, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и председателю Следственного комитета Российской Федерации (далее - Председатель Следственного комитета) [6]. Во-вторых, изменились полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве. Теперь прокурор не имеет права возбуждать уголовное дело, также давать согласие на возбуждение уголовного дела, участвовать, лично совершать отдельные следственные и иные процессуальные действия. При этом прокурор наделяется всеми надзорными полномочиями при расследовании уголовных дел, которые осуществляются в форме дознания, где он является процессуальным руководителем органов дознания. Таким образом, в соответствии со ст. 37 УПК РФ "прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также "надзор" за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. «В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: проверять исполнение требований Федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; чтобы принять обоснованное решение о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; давать согласие следователю возбудить ходатайство перед судом для избрания, отмены или изменения меры пресечения или производстве иных Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 6 процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения; требовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом». Кроме того, на основании ч. 4 ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в течение 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, которое составляет мотивированное постановление, копия которого незамедлительно направляется должностным лицом, возбудившим уголовное дело. Руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, о принятом решении [7]. Проанализировав реформы 2007-2011 годов, можно сказать, что: — необходимо исходить из финансовых возможностей государства (потому что опыт не проведения реформ из-за трудностей с бюджетом и сложной экономической ситуации существует); —сохранение в одних руках власти преследования и в случае надзора недопустимо, это порождает коррупцию; Также не следует допускать никакого конфликта между руководителями правоохранительных органов, потому что это, безусловно, влияет на взаимодействие органов и их работу. Список литературы: 1. Исторические предпосылки зарождения и развития следственного аппарата России. [Электронный ресурс]. URL: https://mylektsii.ru/7-3630.html (дата обращения: 27.02.2019 г.). 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 2. Воронцов С.А. Спецслужбы России. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Ростов- на-Дону. 2008. Сер. Высшее образование (Изд. 2-е). 382 с. 3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). 4. Олейник В. И. Реформирование органов прокуратуры и правовое регулирование их взаимодействия с органами предварительного следствия // Российский следователь. 2009. № 23. С. 30-32. 5. Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 6. Указ Президента РФ от 14.01.2011 № 38 (ред. от 21.11.2012) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации») // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 8