- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Бороздинова Е.В.
PDF файл статьиУДК 2964 Бороздинова Екатерина Владимировна студентка 2 курса магистратуры, экономический факультет Российский университет кооперации, Чебоксарский кооперативный институт (филиал), Россия, г. Чебоксары e-mail: dino1836@yandex.ru ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ Аннотация: В статье рассматриваются наиболее распространенные формы планирования, применяемые в социальном и экономическом прогнозировании: директивное, индикативное, стратегическое. Представлена их краткая характеристика, по различным классификационным признакам. А также, выделены их преимущества и недостатки. Ключевые слова: Планирование, Директивное планирование, Индикативное планирование, Стратегическое планирование, экономических показателей. Borozdinova Ekaterina Vladimirovna 2nd year master student, faculty of economy Russian university of cooperation, Cheboksary cooperative Institute (branch), Russia, Cheboksary THE MAIN FORMS OF PLANNING IN SOCIO-ECONOMIC FORECASTING Abstract: The article discusses the most common forms of planning used in social and economic forecasting: directive, indicative, strategic. A brief description of them, according to various classification criteria, is presented. And also highlighted their advantages and disadvantages. Key words: Planning, Directive planning, Indicative planning, Strategic planning, economic indicators. Наукой и практикой выработаны разные формы планирования, из которых наиболее широкое распространение получили: директивное, индикативное, стратегическое. Их оценка отображена в таблице 1. Эти формы планирования распределяются по разным классификационным признакам: 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 директивное и индикативное — по степени участия высших плановых органов в разработке планов; стратегическое (перспективное) — по степени учета факторов внешней среды. Таблица 1 Характеристика применяемых форм планирования Формы планирования Директивное Индикативное Стратегическое Характер Обязательный Рекомендательный База для директивного и индикативного планирования Преимущества 1.Учет в планах Учет в планах Учет влияния общегосударственных интересов государства факторов внешней среды. Обеспечивает и предпринимателей интересов долгосрочное 2.Возможность постоянное развитие концентрации экономики государственных ресурсов на главных направлениях развития экономики Неполная Большая степень 1.Стесняет Недостатки инициативу субъектов сложности, заинтересованность хозяйствования трудоемкости и затрат субъектов при разработке планов хозяйствования в 2.Побуждает решении социальных, волюнтаризм экологических проблем, развитии инфраструктуры Экономика, регион Экономика, отрасль, Область применения Экономика, отрасль, регион, субъект регион, субъект хозяйствования хозяйствования В рыночных условиях В рыночных, Условия применения В экстремальных Ситуациях (война, экстремальных послевоенное условиях восстановление экономики, крупные стихийные бедствия) Директивное планирование - необходимое, строгое, подлежащее исполнению, подразумевает использование командно-административных рычагов для обязательного воплощения в жизнь всех установленных целей и задач. Требования обязательности осуществляются через издание административно-распорядительных документов — законов, указов, приказов, 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 распоряжений, уже после чего, вырабатывается фактическое осуществление определенных заданий. Цели и задачи директивного планирования, чаще всего, заключаются в реализации на практике политической воли руководства страны. Сущность и уровень данного планирования находятся в зависимости от конкретно возникающей ситуации и могут меняться по прошествии времени. Некоторые положительные результаты такой формы планирования дают возможность отдельным экономистам считать его актуальным и значимым, а также более результативным инструментом управления народным хозяйством. Одновременно важно отметить некоторую ограниченность масштабов применения, а также ряд недостатков, характерных для директивного планирования. В первую очередь органы государственного управления не всегда могут гарантировать наиболее эффективное развитие экономики по большинству причин объективного и субъективного характера. Стратегическое планирование - процесс определения целей и значений экономических показателей по наиболее важным направлениям социально- экономического развития страны (отрасли, объединения, предприятия и др.), чаще всего, на средний срок и продолжительную перспективу. Оно подразумевает учет факторов внешней среды. При стратегическом планировании решаются задачи, определяющие вид экономических преобразований, стабильность экономики, уровень жизни населения и др. Тип задач зависит от установленных органом управления первоочередных целей развития, которые в главной степени задают направленность и содержание планирования. Назначение стратегического планирования — выработать своевременные управленческие решения, обоснованные как с точки зрения сложившейся конъюнктуры, так и с позиции завтрашнего дня. Индикативное планирование – важный рабочий инструмент для осуществления целей, установленных в стратегическом плане развития при условии реально складывающейся экономической ситуации. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Данное планирование дополняет стратегическое и выступает в качестве практической функции развития экономики на короткий и среднесрочный периоды. В настоящее время индикативное планирование приобретает большое признание, а также применяется во многих государствах мира. Эта форма подразумевает отклонение от жесткого директивного планирования и предполагает регулирование экономики на базе комплекса индикаторов в виде макроэкономических показателей. Оно подразумевает рекомендательный характер, но у государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, бюджетных субсидий, дотаций для достижения поставленных целей. Индикативное планирование самостоятельно не решает всех социально-экономических проблем. [1, с. 111-112]. Отсюда следует, что на практике имеют все шансы использоваться все три формы планирования. Стратегическое планирование целесообразно применять на всех уровнях управления экономикой. Директивная форма может применяться при планировании республиканских или местных бюджетов для решения каких либо задач, а также в чрезвычайных ситуациях. Использование жестких административных мер оправданно в случае, если страна оказывается в непростых условиях и требуется принятие определенных усилий для устранения дестабилизирующих воздействий. В остальных случаях планирование имеет форму индикативного. Государство устанавливает важные параметры функционирования социально-экономической системы и всеми имеющимися в его распоряжении регуляторами стремится к их достижению. Список литературы: 1. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник. М.: Экономика, 2011. 590 c. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020